В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Художественный формат театра Назад
Художественный формат театра
Петербургский Александринский театр превратился в серьёзное явление отечественной культуры. В этом обозревателя "Российской газеты" Алёну Карась убедил проект "Премьеры Александринского театра в Москве".

Сам проект, по мнению критика, стал наиболее серьёзным опытом коллективной презентации на "Золотой маске". Публикацию читала Анна Самусенко:

"Разумеется, - пишет Алёна Карась, - и раньше "Маска", привозившая в Москву спектакли питерцев, совершала дело весьма серьёзное". Гастроли Мариинского и Малого драматического театров становились самыми яркими событиями фестиваля. Вот и на сей раз приезд додинского театра со спектаклем-номинантом "Жизнь и судьба" у многих его зрителей, по признанию автора статьи, вызвал острое чувство ревности к Северной столице. "Инсценировка известного романа Гроссмана сделана с таким выдающимся чувством стиля, с таким качеством исполнения, что дух захватывает".

Тем не менее проект "Александринка в Москве" существенно отличается от предыдущих. По мнению обозревателя "Российской газеты", здесь предстаёт не просто хороший театр, но театр, чьё качество так сильно возросло за последние годы. Не случайно все билеты к спектаклю "Женитьба" были стремительно распроданы задолго до его показа. Валерий Фокин предложил актёрам Александринки сильную манеру игры, которая подготавливает артистов к самым неожиданным режиссёрским предложениям. "По сути, - пишет Алёна Карась, - он развернул их в сторону продюсерского театра, который уже долгие годы строит в Москве Олег Табаков". И важным критику кажется то, что воспитанием актёров занимается не бизнесмен, а режиссёр, который ставит задачей создание серьёзного репертуара и качество игры. Готовность актёров идти на риск проявляется и на этих гастролях: и когда Андрей Могучий предлагает артистам перформанс в спектакле "Иваны", и когда Валерий Фокин выстраивает аттракцион в "Женитьбе", и когда Кристиан Люпа размышляет о конце театра как такового в "Чайке".

"Оттого и возникает на нынешних спектаклях Александринки, - уверяет нас автор публикации, - чувство отлично выделанной вещи, которое до сих пор было знакомо лишь в театре Додина". Другое дело - частности. В них-то, как объясняет критик, и коренится дух сомнения. В частности, вдруг замечаешь, как сильно работает власть формального приема, аттракциона. Так сильно, что, кажется, подавляет более глубокие ритмы и смыслы. Это касается и "Иванов", и "Женитьбы", где вопросы множатся и не оставляют пространства для размышлений.

Правда, подобные сомнения критика рушатся в "Чайке". Здесь видишь, с какой лёгкостью один из последних гениев театра Кристиан Люпа раздвигает границы театра и его условностей. Спектакль дарит публике живое волнение, тяжёлую, но увлекательную интерпретационную работу. Кристиан Люпа, по мысли Алёны Карась, являет собой исчезающий вид художника, для которого важны не постановочные эффекты, но сама тайна жизни и современного её отражения. "Благодаря Люпе, - уверена автор статьи, -художественный формат театра продолжает существовать, удерживая реальную шкалу ценностей. И значит, Александринка живёт насыщенной жизнью современного европейского театра, которую ей подарил Валерий Фокин".

14.04.08
www.cultradio.ru

Док. 578684
Перв. публик.: 14.04.08
Последн. ред.: 04.08.09
Число обращений: 0

  • Карась Алена

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``