В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
С `музейным` спокойствием Назад
С `музейным` спокойствием
Прекрасной репертуарной идеей называет обозреватель "Российской газеты" намерение Малого театра поставить сейчас именно пьесу Льва Толстого "Власть тьмы". Тогда как корреспондент "Коммерсанта" признаёт, что театр избегает честного разговора с действительностью, делая классику скучной.

С мнениями журналистов о постановке Малого театра познакомилась Анна Самусенко:

"Пьеса, к которой обратился Малый театр, действительно признаётся "самой страшной" среди пьес Льва Толстого. В спектакле один из героев является хранителем вечных нравственных ценностей, не принимающим нового легкого стиля жизни. Вот так же, как пишет корреспондент "Коммерсанта" сегодня, Юрий Соломин-режиссёр стоит на страже традиционного театра, не впуская в свою постановку ни лучика современности. "В зале Малого, - читаем в газете, - чувствуешь себя как в каком-то вневременном пространстве, герметично отгороженном от всего происходящего за стенами театра".

Спектакль говорит о греховности стяжательства, но поскольку, как замечает Марина Шимадина, у каждого второго из сидящих в зале коготок увяз в разных финансовых операциях, выходит, все мы по определению находимся во власти тьмы. "Не говоря уже о безнравственном, лишённом идеалов и тяги к прекрасному современном театре, - читаем в "Коммерсанте". - А свет, добро и, стало быть, правда - на стороне тех, кто держится дедовских законов, как в жизни, так и на сцене". Любопытно, но, продолжая иронично полемизировать с постановщиками, Марина Шимадина говорит: "И спасение не в честном разговоре с действительностью (чем, собственно, и занимался Лев Толстой), а в обращении к вечной и скучной классике, в которую успешно и последовательно превращает Малый театр искания мятежного графа" Толстого".

Совершенно обратной точки зрения на спектакль придерживается обозреватель "Российской газеты" Алёна Карась.

Бывают времена, когда "музейное спокойствие императорского московского театра кажется ретроградным и замшелым", - пишет критик. "Бывают совсем иные, и тогда высказывания Малого театра начинают восприниматься как актуальные и даже болезненно-острые". Но в этом случае, по словам критика, речь идёт не о переменах внутри театра: Малый театр вообще-то меняется не сильно. "Меняется тот театральный, культурный и общественный контекст, в котором он существует", - отмечает Алёна Карась. Вот и сейчас, по мнению обозревателя "Российской газеты", "Власть тьмы" в постановке Юрия Соломина обнаружила "одно важное качество старинного театра: пока его "актуальные" собратья, - замечает Алёна Карась, - мечутся в попытках рассказать о своём отношении к нынешней власти и цивилизации, выразить точку зрения на современный мир, Малый театр по-богатырски царственно ставит одно из самых страшных и опасных произведений русской литературы с таким "музейным" спокойствием, словно речь идёт о падении Римской империи".

Потому, по мнению критика, "поставить сейчас именно эту пьесу - это прекрасная репертуарная идея". Оказалось, что Толстой приник к самому страшному источнику русской трагедии и воссоздал непросветлённость русской жизни "с такой дикой подробностью, с которой не сравнится ни новейший verbatim, ни документальное кино". Серьёзное заявление. Это мнение Алёны Карась.

Продолжая читать рецензию журналиста "Российской газеты", отмечу, что "Власть тьмы", по мысли обозревателя издания, попадает в самую болезненную зону современного российского самосознания. Поскольку, как поясняет свою мысль критик, если в сердцевине "народного духа" царит страшная воля к разрушению, то никакие перемены не могут быть решительными. В спектакле Малого театра, в котором, по признанию Алёны Карась, за каждым персонажем следишь с особым, непривычным для сегодняшнего дня вниманием, проявляются положительные отличия старого театра от современного. Который, и это с некоторым даже вызовом замечает обозреватель "Российской газеты", демонстрирует свои амбиции больше, чем реальные обстоятельства драмы.

Соглашаться с мнением критика или не соглашаться, решайте сами".


15.01.2008
www.cultradio.ru

Док. 578673
Перв. публик.: 15.01.08
Последн. ред.: 04.08.09
Число обращений: 0

  • Карась Алена

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``