В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Мистерион` - точное завершение `Территории` Назад
`Мистерион` - точное завершение `Территории`
Фестиваль "Территория" и завершающий его аккорд - постановка "Мистерион" оказались в центре внимания сегодняшней прессы.

Последний эксперимент смотра получился едва ли не самым спорным. Так утверждают журналисты "Новых известий". С этим соглашаются корреспонденты "Коммерсанта" и издания "Газета". Обозреватель же "Российской газеты" считает, что "Мистерион" - точное завершение фестиваля "Территория". С публикациями знакомилась Анна Самусенко:

"Второй фестиваль "Территория" завершился проектом, который одновременно стал российской премьерой "Комедии о конце времён" Карла Орфа и первой совместной работой режиссёра Кирилла Серебренникова и дирижёра Теодора Курентзиса. "Собственно, этот тандем сам по себе и вызывал интерес", - пишет журналист "Коммерсанта" Екатерина Бирюкова. "Два харизматичных персонажа нового поколения, у которых вроде много общего, но которые ещё ни разу не работали вместе". К чему должен был привести этот союз? Таким вопросом задаются журналисты едва ли не всех печатных изданий.

"Для участия в проекте были мобилизованы грандиозные силы: полтора десятка певцов и артистов, оркестр и хор, ансамбль ударных инструментов, несколько десятков человек массовки. И зря, по правде говоря", - констатирует обозреватель издания "Газета" Илья Овчинников. И далее читаем пояснение: "Огромный состав, необходимый для воплощения "Мистерии", может сравниться лишь с малеровской "Симфонией тысячи участников" и не может не потрясти взор, слух и воображение. Правда, потрясение быстро проходит: муза, посещавшая Малера, не слишком надолго задержалась у Орфа и явно пролетела мимо финала второй "Территории", напомнив своим отсутствием о слабых местах Курентзиса".

Теодора Курентзиса, по мысли Ильи Овчинникова, на сей раз подвела любовь к красивым жестам и трудновыполнимым идеям. "Красивые жесты" дирижёра обращены к музыкантам, и находят у них отклик. А что касается идеи, то обозреватель "Газеты" утверждает, что "Мистерия о конце времени" музыкально - далеко не лучшее сочинение Орфа, да и реализована оказалась не так хорошо, как задумывалось. "Комментировать её сценическое воплощение более чем неловко, - пишет критик. - Многозначительность обернулась прямолинейностью, а символический ряд, обозначающий "конец времени", следовал формуле Евгения Евтушенко "Хрущёв, Христос и Кастро".

Постановка претендует на злободневность, однако, по мнению Ильи Овчинникова, стремится достичь её с помощью приёмов, уместных скорее в спектаклях московских театров-студий времён Перестройки. С чем соглашается журналист, так это с тем, что "Мистерион" Серебренникова-Курентзиса, безусловно, грандиозный проект.

Трудной для исполнения партитура становится ещё потому, что это не музыка и не театр в обычном понимании, а ритуал, приводящий к катарсису. Именно данную идею, по мысли журналиста "Коммерсанта", и стремились подчеркнуть постановщики. Но, как признаёт Екатерина Бирюкова, "Мистерион" завершился тихим, просветлённым квартетом старинных виол, под который одинокий человек с завязанными глазами пытался пройти по узкой тропке над грудами человеческих тел. "С музыкальной точки зрения всё кончилось скорее неплохо, - говорит корреспондент "Коммерсанта", - с театральной - скорее нет, а с точки зрения катарсиса - трудно сказать".

Такая разница в музыкальной и драматической части финала связана, по наблюдениям Екатерины Бирюковой, с различиями между Серебренниковым и Курентзисом. Серебренников - мастер беспросветности, социальных язв и, в самых тонких своих работах, сострадания. Он виртуозно сделал максимально тягостным действо, посвящённое ожиданию Страшного суда. "Курентзис же, которому партитура давала отличные возможности блеснуть экстатическими кульминациями, - пишет журналист "Коммерсанта", - скорее стремится к эдакой надчеловечности - откуда легче увидеть свет и сообщить о нём остальным".

Обозреватель "Российской газеты" Алёна Карась настаивает: "Нельзя было, кажется, придумать более точного завершения всего фестиваля", определяющей темой которого стала мистерия, чем "Мистерион". Поскольку эта постановка только усилила главную эмоцию - предчувствие апокалипсиса, мрачное видение наступающих времён. Даже несмотря на надежду в финале "Мистериона" последние аккорды спектакля звучат тревожно и мрачно. Таким образом, по мнению Алёны Карась, фестиваль "Территория", с подобным логичным завершением, продемонстрировал изумлённой публике исключительно продуманную программу.

А Майя Крылова и Ольга Егошина из "Новых известий" подчёркивают, что последний эксперимент фестиваля оказался едва ли не самым спорным. Почти две недели организаторы "Территории" пытались приобщить столичную культурную богему к нетрадиционному и местами авангардному искусству. Все эти арт-опыты "не всегда были удачными. И ещё реже - понятными массовой публике, - пишут журналисты "Новых известий". - Но важнее другое - у любителей альтернативного искусства в Москве теперь есть своя "Территория".

Мнения зрителей на фестивале разнились кардинально, но, как оговариваются Майя Крылова и Ольга Егошина, эксперимент на то и эксперимент, чтобы о нём спорить. При любом исходе эксперимент даёт более полную картину современного искусства. "Хуже, когда спорить не о чем, а зрителю предлагают сплошь слащавые постановки и красочные шоу. Нынешняя "Территория" - это явно попытка прорыва. Правда, - резюмируют Ольга Егошина и Майя Крылова в "Новых известиях", - направление этого прорыва пока непонятно".

Остаётся надеяться, что оно выйдет ясным на следующем фестивале "Территории".

16.10.2007
www.cultradio.ru

Док. 578671
Перв. публик.: 16.10.07
Последн. ред.: 04.08.09
Число обращений: 0

  • Карась Алена

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``