В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Митрофанова, Наталья Жирова: Каков он, язык современной пластики? Назад
Ирина Митрофанова, Наталья Жирова: Каков он, язык современной пластики?

Ирина Митрофанова, Наталья Жирова: Каков он, язык современной пластики?Представьте на минуту, что вы очутились во всемирной танцевальной академии, куда съехались лучшие мастера танца со всех уголков мира и дают уроки хореографии всем желающим. С чего бы вы начали изучать современное танцевальное искусство? Я бы вам посоветовала начать с джаз-модерна.


Почему? - спросите вы. Постараюсь объяснить на собственном примере.

Сколько себя помню, моя жизнь всегда была тесно связана со спортом. После школы я "прямяком" бежала в спортзал брать барьеры, метать ядро, прыгать с шестом. Мое тело становилось гибким и натренированным, еще занятия бегом очень способствуют развитию сильного высокого подъема, что впоследствии очень помогло мне в занятиях танцами.

Пока я была ребенком, мне нравилось быть сильной, ловкой и быстрой, нравилось догонять, перегонять, быть первой. Но время шло, во мне просыпалась женственность, и захотелось изящных, пластичных движений под музыку, быть не только сильной, но и красивой, эмоционально наполненной, уже хотелось слышать аплодисменты, а не крики: "Наташа, давай! Наташа, вперед!" И я пошла в эстетическую гимнастику. Эстетическая гимнастика - очень красивый командный вид спорта, когда от 4 и более гимнасток выступают в танцевально-акробатическом номере с четким набором обязательных элементов. (например, три обязательных поворота на 180 градусов, 4 прыжка, два из них с усложненным элементом, выполнение которого засчитывается дополнительным бонусом-очком и т.д.).

Мне нравилось быть одной из грациозных и смелых амазонок, моих подруг по команде. Но опять же не хватало самовыражения, мне хотелось движениями своего натренированного тела донести до зрителя что-то свое, а не быть лишь необходимым элементом в слаженной конструкции. Тогда я вспомнила о балете. Помню, какое волшебное впечатление произвели на меня в детстве балеты на музыку П.И. Чайковского "Щелкунчик" и "Лебединое озеро", но классический балет - это своего рода идиллия, некий абсолютный образец, вызывающий чувство чистой эстетики. Но времена меняются, меняются и подходы к искусству. Как в свое время классицизм пришел на смену барокко, также искусство 21 века видоизменяет художественные формы 20-го. Меняется сам язык, на котором современный художник говорит со своим зрителем. Многие считают, что искусства больше нет, художник умер, зритель стал неким серым фоном - массовым потребителем. Но это не так. Я поняла это, открыв для себя джаз-модерн. Джаз-модерн парадоксален: он противостоит основам балетного искусства, одновременно являясь его логическим продолжением. Эта система танца требует удержания туловища выпрямленным, с повышенным тонусом мышц брюшного пресса и ягодичных мышц. Такой централизованный контроль над телом позволяет точно выполнять вращения, удерживать равновесие, создает предпосылки для чистоты и точности движений.

Классическая "вывернутость" стопы заменяется новым зафиксированным положением стопы носком на себя, напоминающим "топорик". Почти во всех постановках танцовщики модерна выступают босиком. Здесь уместно будет вспомнить знаменитую Айсидору Дункан. Ее своеобразная хореография очень близка по сути джаз-модерну. Отбросив балетные пуанты, она встала на полупальцы... "Красиво то, что естественно", - утверждала великая танцовщица, которая, отрицая жёсткость и консервативность классики, установила приоритет качества движения над его формой.
На мой взгляд, основы классического балета также важны для становления танцовщика модерна, как классическое искусство для создания современной художественной системы, ведь любая импровизация невозможна, без знания основ, необходимого базиса.

Модерн, в отличие от классического балета, наиболее полно отвечает темпо-ритмам современной жизни. Он очень динамичен, экспрессивен, откровенен и иногда может показаться даже разнузданным. Но в этом и заключается его индивидуальность и отличие от всех остальных направлений.

Истоки

Jazz Dance имеет афро-американские корни. Негритянские рабочие конца 19 начала 20 века в часы досуга развлекались тем, что устраивали полутанцы, полуигры, полуспектакли. Помните нашу детскую игру-песню-танец "Бояре, а мы к вам пришли...", и далее по мини-сценарию: выбор невесты, препирательства: отдадим - не отдадим, и потом - удержать невесту, которая бежит. У чернокожих американцев тоже были подобные развлечения: в танце они изображали ссоры мужей и жен, ухаживание парня за девушкой, спор двух друзей-соперников и т.п.

Африканская культура постепенно соединялась с европейской традицией. Профессиональное изучение джаза и основ джаз-танца началось в 40-е гг. Выдающимися артистами этого поколения были Жак Коле, Катрин Данхам, Пэрл Примус.
После II мировой особый интерес к джаз-танцу подогревался многочисленными музыкальными фильмами, вершиной подобного публичного интереса стал грандиозный успех "Вестсайдской истории".

В конце 60-х гг в Германии, Бельгии, Франции стали проходить международные летние мастерские и курсы, где танцовщики и педагоги со всего мира представляли технику и стили джаз-танца, изначально получив свои знания у таких американских педагогов, как Мэтт Мэттокс, Уолтер Никс, Луиджи , Гос Джордано. Многие танцоры продолжали обучение в США, а педагоги из Америки оседали в Европе.
Джаз - техника широко применялась в американских мюзиклах "Питер Пэн", "Король и я", "Скрипач на крыше", "Смешная девчонка", хореографом которых был Джером Робинсон.

Спектакль

И сейчас на сцене московского театра "Модерн" можно увидеть маленький шедевр - спектакль, в котором широко показана хореография в стиле джаз-модерн. Это спектакль "Преломление", поставленный студией современного танца "Матисс", который представляет собой синтез разных жанров: Танец. Пантомима. Музыка. Драматургия. Песня. Все объединилось в одном сюжете, пронизано единой художественной идеей.

Спектакль состоит из нескольких эпизодов, которые уже сами по себе являются маленькими спектаклями. Герои - простые молодые люди, так сказать "ребята с нашего двора" - соответствующая атрибутика, одежда, манеры, жаргон. В одном из эпизодов парень и девушка в танце как бы выясняют отношения. Поначалу их действия не влекут никаких изменений в окружающей обстановке. Но по мере накала страстей и все остальные танцоры начинают повторять их движения. На мой взгляд, автор хотел сказать о том, что любое наше слово, мысль, движение меняет не только нашу жизнь, но и жизнь в целом. В другом эпизоде девушка танцует со старой кинопленкой. Показывает ее своим друзьям. Друзья отворачиваются. Мол, что за старье ты нам суешь. Молодые всегда отвергают то, во что верили и чем жили их родители. Но от прошлого нельзя отрекаться. Ведь в каждом из нас заложена частичка опыта всех предыдущих поколений. И в следующем же эпизоде другая девушка на вечеринке своих сверстников вдруг начинает петь какую-то старую всеми забытую песню. И это вызывает душевный отклик ее друзей. И в конце звучит музыка Баха, которая вечна, несмотря на все перемены, на ускорившийся темп жизни, смены манеры одеваться, разговаривать, общаться. Мне думается, что суть этого спектакля заключается в том, что все настоящее, талантливое, особенное, прочувственное всегда найдет отклик в сердцах людей, сколько бы времени не прошло, и как бы ни менялась жизнь. Вначале мне казалось, что подобный спектакль может заинтересовать только молодежь, но в зале находилось много людей среднего и даже пожилого возраста, и по улыбкам на их лицах и бурным аплодисментам, я поняла, что и их спектакль не оставил равнодушным.

Школы в Москве


Сегодня современные театры адаптируют свои репертуары к новому зрителю. Многие детские постановки перешли во владение хореографии джаз-модерна. И это вполне объяснимо - настолько органичны те формы, которые этот пластичный вид искусства может выбирать.

В Москве существует множество студий современного танца. Особенно хочу отметить студии "Вортекс", "Матисс", "Славянская слобода", в которых азам танца модерн может научиться каждый желающий. Здесь работают настоящие профессионалы, а, кроме того, организуются международные мастер-классы, на которые приглашаются зарубежные хореографы. К примеру, я была на одном из таких мастер-классов, на котором преподавала Джеральдина Армстронг, чернокожая танцовщица из Америки. Удивительно красивая, грациозная женщина, напоминающая гибкую молодую пантеру, она плохо говорила по-русски, но ее жесты были настолько органичны и чутки, что дети понимали ее без слов. "Русские дети, они так непохожи на американцев, - говорила Джеральдина, - они такие тоненькие, хрупкие, с плавно-изнеженными движениями, и это просто фантастично - учить этих субтильных созданий резкому, контрастному выпаду, сложным поворотам, удержанию корпуса далеко не в классическом варианте, для меня, как педагога, это совершенно иной мир, с его загадками и тайнами, очень интересно".

Джаз-модерн, кроме всего прочего, требует от танцовщика немалой физической силы, но научиться ему можно и без специальной подготовки. Есть группы и для детей, и для взрослых. Занятия модерном помогут вашему ребенку раскрепоститься, стать более гибким и пластичным, научиться владеть своим телом и направлять излишние эмоции в позитивное русло, найти новых друзей, побывать в увлекательных поездках по России и за рубежом. Возможно, ваши отношения с мужем с годами начали терять былую романтику и страстность, и вы, как сказала одна из героинь актрисы Татьяны Васильевой, стали глубокими родственниками. В танце вы вновь почувствуете себя юными беззаботными студентами, сможете открыться друг другу с неожиданно-приятной стороны, сделать свою жизнь более яркой, интересной, наполненной. Начав занятия, вы вскоре почувствуете, что джаз-модерн учит нас быть людьми в полном смысле этого слова. Учит любить, бороться и творить с полной отдачей.

Наталья Жирова,
Ирина Митрофанова,

04.08.2009,
www.viperson.ru

 



Док. 578462
Перв. публик.: 04.08.09
Последн. ред.: 20.11.09
Число обращений: 0

  • Митрофанова Ирина Вячеславовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``