В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Забытый `солнечный клоун`. Где он сейчас Назад
Забытый `солнечный клоун`. Где он сейчас
Немало талантливых писателей и художников, поэтов и музыкантов, композиторов и артистов покинули бывший Союз. В Америке и Англии, в Израиле и Канаде, Германии и Франции живут наши соотечественники. Многие из них - обеспеченные уважаемые люди.

..."Олег Попов? Что-то я его давненько не видел, - спросил меня мой московский знакомый. - Это который "Солнечный клоун" что ли? А что, он еще жив?! А я-то думал, что он уже...", - только и выдохнул он. Нет ничего удивительного в том, что легенду советского цирка 50-х годов забыли или даже похоронили. Любимый Солнечный клоун бесследно исчез вместе с Советским Союзом. На самом деле он никуда не пропадал. Олег Константинович Попов - легенда советского цирка - больше десяти лет живет в Германии. С журналистами он встречается неохотно, и на это интервью накануне своего очередного дня рождения Олег ПОПОВ согласился в виде исключения. 31 июля Олег Константинович отметит свой семьдесят третий день рождения. И не в самолете, не в поезде, не в машине и не в цирке, как это было много лет подряд, а дома, в кругу семьи и друзей. Многие люди сокрушаются по поводу своего возраста, а он, напротив, не скрывает своих лет. То, что он сумел сохранить здравый ум, крепкое здоровье и чувство юмора, без которого было бы трудно жить, большое и замечательное достижение.

- Что, не ожидал меня увидеть на эстрадной сцене? - спросил меня после своего выступления Олег Константинович. - Ты знаешь, старик, я и сам не представлял себе, как я буду выглядеть на эстрадной площадке. Но как откажешь, если тебя просят. А тут еще такая дата - юбилей любимого города. Я подобрали специально к программе такие репризы, которые подходили бы к эстрадной сцене больше чем к цирковому манежу. Ну, например, такие как "Чайник", "Игра на Саксофоне" и другие.

Глядя на народного артиста СССР Олега Попова, начинаешь верить, что клоуны не стареют. В нем не изменилось практически ничего: все та же знаменитая клетчатая кепка, красный нос, короткие штанишки на подтяжках, огромного размера ботинки, ярко-красная жилетка и рыжая копна волос. К немалому удивлению многих, он до сих пор выходит на арену и смешит людей. С начала 90-х Олег Попов живет в немецком городке под Нюрнбергом с женой Габриэль. Они выступают в одной цирковой программе и гастролируют по городам Европы с всемирно известным российским цирком. Несмотря на то, что немцы называют его Hans im Gl?ck (счастливый Ганс), для нас он останется всегда "Солнечным клоуном". К сожалению, нынешняя молодежь его не знает вообще. А между тем популярность клоуна была безграничной. О нем слагали анекдоты, его изображение использовали в рекламе. В столицу приезжали посмотреть Большой театр, Мавзолей и Солнечного клоуна. Зал плакал от смеха над его репризами. Он был московским талисманом, легендой.

Сам Олег Константинович довольно спокойно относится к своей популярности, хотя и старается удержать ее на как можно более долгий срок. Он и сейчас в хорошей рабочей форме. Наделенный от Бога крепким здоровьем и чувством юмора, Олег Попов много шутит:

- Мне без юмора было бы трудно жить. Надо радоваться самому и доставлять радость другим. Главное - это оставить после себя чистый след, что я и стараюсь делать по мере сил. И если мой клоунский образ приносит людям радость, улыбку и смех, я счастлив. Конечно, я часто вспоминаю, сколько раз приходилось работать с высокой температурой или воспалением легких. Врачи выносят тебя буквально на носилках на манеж, дежурят в цирке и после окончания представления увозят на карете "скорой помощи" обратно в клинику. Естественно, зритель даже и не догадывался об этом. Таких примеров в моей жизни было предостаточно... Одно скажу: "Когда клоун смеется - с ним смеется весь мир. Когда клоун плачет - он плачет один...".

- Олег Константинович, вы - на цирковой арене более пятидесяти лет. Почему выбор пал именно на цирк и профессию клоуна? Я слышал, что клоуном вы стали случайно?

- Когда мне было 14 лет, я занимался тогда в Московском Дворце спорта "Крылья Советов" в кружке акробатики. К нам часто приходили студенты из циркового училища. Я познакомился с ними, и они пригласили меня к себе на репетицию. Мне сразу же понравилось, и в 1944 году я поступил в цирковое училище, а в 1950-м закончил его, как эксцентрик на проволоке. Был направлен на работу в Тбилисский цирк, где отработал всего два месяца. Руководству тогдашней Советской Грузии мой номер не понравился, посчитав, что он "попахивает" космополитизмом.

- И таким образом вы оказались снова в Москве...

- Да. Меня, к счастью, заметили, и я попал в старый цирк на Цветном бульваре, где в то время выступал знаменитый Румянцев-Карандаш. Ему понравилась моя программа, я выступал тогда, как эквилибрист-комик на слабо натянутой веревке, и он взял меня с собой на гастроли в Саратов. Так случилось, что клоун Саратовского цирка Боровкин сломал ребро, и дирекция предложила мне подменить его. Мы с директором поехали в больницу. Объяснили ему ситуацию. Он выслушал, протянул ключи от гардеробной и сказал: "Бери все, что нужно. Желаю успехов!" Так я стал клоуном. И вот уже более 50-ти лет, как я себя в другом амплуа и представить себе не могу.

- В свое время вы назывались Чижиком. Раньше это было модным - брать цирковые псевдонимы?

- Да, это правда: взять того же Карандаша. Для себя я решил: пусть будет так, как есть - Олег Попов. Немецкая же публика часто называет меня "Счастливым Гансом", другие "Солнечным клоуном". Ради Бога!

- А кто придумал это знаменитое имя - Солнечный клоун? Кстати, о вашей кепке. Почему вы с ней не расстаетесь?

- После цирковой премьеры, во время наших гастролей в Лондоне, в одной из газет вышла рецензия, которая называлась: "В туманном Лондоне появился Солнечный клоун". Вот оттуда все и пошло. А кепка появилась у меня довольно случайно. Я ее нашел на массовке в "Мосфильме". Она попалась мне на глаза в костюмерной. Смотрю, она лежит ничейная. Как же ее не взять? С тех пор я с ней не разлучаюсь, она теперь мой фирменный знак. Ведь главное для клоуна - иметь свой неповторимый имидж. Если тебя узнают, считай, тебе повезло.

- Олег Константинович, вас знает весь мир, вы объездили почти всю планету, вы стали первым советским клоуном, которого выпустили за границу, где-то в 1955-м году, не так ли?

- Да, действительно, все это так. Чуть позже в 1964 году в Венеции я выступал с моим любимым клоуном того времени - Чарли Чаплиным. Тогда он подарил мне свою фотографию с дарственной надписью. Мне дороги годы совместной работы с великим Карандашом - Румянцевым.

Я восхищался его трудолюбием. Он всегда был занят каким-то делом, постоянно был на манеже, где репетировал свои высокопрофессиональные номера. И вообще я люблю все настоящее, без халтуры: настоящую эстраду, настоящий театр, настоящий цирк...

- Цирк на Цветном бульваре... Каждому москвичу хоть раз удалось побывать в нем. А тот, кто ходил туда в детстве, теперь водит на представления своих детей и внуков. Цирк - это искусство, полностью стирающее языковые границы, понятное в любой стране, не так ли, Олег Константинович?

- Выдумкой цирк славился всегда. А еще добрыми традициями. Традициями поиска, открытий, славился актерскими династиями, известными режиссерами, такими, как Арнольд, Юрий Сергеевич Юрский, Марк Соломонович Местечкин. Как нигде умели открывать в Старом цирке новые имена. Здесь начинали свою артистическую карьеру братья Анатолий и Владимир Дуровы, Румянцев-Карандаш, Братья Запашные, династия Гибадулиных и много, много звезд советского и российского циркового искусства.

Даже новый современно обустроенный цирк на проспекте Вернадского в Москве не "отбил" публику у Старого цирка на Цветном бульваре: у этого цирка были и остались свои зрители. Цирк во время войны, и во время эпидемии, и во время обвала рубля всегда хорошо посещался, несмотря ни на что. Может быть сейчас, иногда зал бывает и не слишком полным, но пустой - никогда. Билеты в московский цирк купить было всегда трудно. Я помню, когда у цирка несла дежурство конная милиция.

- Олег Константинович, какая из всех ваших реприз самая любимая?

- Все мои репризы для меня любимы, как дети. Но, безусловно, среди них есть наиболее дорогие. И это прежде всего "Луч". Когда я выхожу на манеж и, солнечный луч светит на меня, то я в нем греюсь. Затем я его забираю в корзинку. А, уходя с манежа, я поворачиваюсь к зрителям, и отдаю этот луч им. Так что этот пойманный в авоську солнечный луч - мой самый любимый номер. Однажды во время проповеди в одной из церквей Германии эту сценку упоминали как пример гуманизма и человечности. Это было более десяти лет назад, когда от рака умерла моя первая жена, и я остался один.

- Не тогда ли вы и познакомились с Габриэль? Расскажите, пожалуйста, как и где вы с ней познакомились?

- (Смеется). Моя Габи высокая, худенькая и красивая женщина, которая в свое время работала в аптеке. Там она научилась жонглировать стеклянными пузырьками. И не думала о том, что когда-то ей придется работать в цирке. А познакомились мы с ней во время моего выступления в Австрии. У выхода на манеж я заметил девушку (по случаю аншлага свободных мест не было). Я попросил принести ей мой стул. К немалому удивлению, в антракте она пришла ко мне за кулисы, поблагодарила и попросила автограф. Так и завязалась наша дружба. Она пригласила меня приехать к ней в гости. Так получилось, что через месяц мы уже вдвоем поехали в Голландию, а в городе Бреда мы расписались, стали мужем и женой. Она жонглирует, играет на различных инструментах, танцует степ, дрессирует крыс, пони и собак.

- На каком языке вам приходится общаться с вашей супругой?

- Сейчас Габи великолепно говорит по-русски, а я - немного по-немецки. Но вообще-то у нас проблем нет. Здесь мой дом, мне здесь легко дышится и неплохо работается. А это главное. Мы с Габи хорошо понимаем друг друга. У нас неплохой дом под Нюрнбергом, много животных, за которыми нужен постоянный уход. Я с детства привык к работе. Обожаю работу по хозяйству. Я довольно часто брожу по фломаркту (рынок), покупаю там нужные вещи, а затем мастерю и довожу до ума своими руками, как и весь мой цирковой реквизит.

- Помимо Габи ваш непременный партнер по цирку - "Чудик". Он тоже всегда выступает с вами на манеже?

- А как же без него-то? Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить моего друга Мстислава Запашного, который недавно отметил свой 65-летний юбилей, за подарок, который он преподнес мне к моему 70-летию. Три года назад он подарил мне крохотную собачонку, которую я назвал "Чудик". Этот оригинальный "подарок-партнер" по сей день выступает в моих репризах. Когда я выхожу на манеж, то с благодарностью вспоминаю Мстислава. Мы с ним много лет проработали в одних программах, дружим по сей день.

- Олег Константинович, что бы вы пожелали вашим соотечественникам?

- Рад возможности обратиться к моим соотечественникам тем, кто проживает в России тем, кто проживает в бывших Союзных республиках и тем, кто волею судьбы проживает в Германии. Дорогие мои, милые земляки! У меня с вами одинаковая судьба. Но вот уже более 10 лет, как я проживаю в Германии. Так случилось, что мы оказались оторванными от России, но мысленно мы всегда с ней, с родным домом. Мы любим, и будем любить нашу Родину-Россию. Как говорится: Россия распалась на части, но кто-то собирает запчасти, мы верим, что ее вновь соберут и дальше в века поведут! Могу подчеркнуть, что Россия - великая страна, и я надеюсь, что у нее будет великое будущее.

Позволю себе, в меру, конечно, и в порядке исключения выпить рюмочку водочки, которая так и называется - "Родина". А для того чтобы ты мог выпить, нужно что? Здоровье! Поэтому я желаю моим соотечественникам здоровья, и еще раз здоровья. А все остальное, как говорил мой режиссер Марк Местечкин, в лавочке купим...


Автор: Александр Томас

Сайт: Известия

07.08.2003

www.peoples.ru

Док. 577981
Перв. публик.: 07.08.03
Последн. ред.: 31.07.09
Число обращений: 0

  • Попов Олег Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``