В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Только в полетах живут самолеты Назад
Только в полетах живут самолеты
Создатели самолетов - особые люди. Наверное, таковыми их делает ежедневная причастность к великому. Изо дня в день они собственными руками прикасаются к чуду, более того, они его создают: благодаря их труду в небо поднимаются белоснежные гигантские лайнеры. Как говорит директор Казанского филиала ОАО "Туполев" Эдуард Соркин, авиация - это не просто профессия - это стиль жизни, призвание, страсть, если хотите. Она покоряет душу навсегда, и именно влюбленность в авиацию не позволила многим сотрудникам "Туполева" уйти с фирмы в голодные 90-е, именно она заставляет их из года в год без устали модифицировать и совершенствовать свои рукокрылые детища. И, ей-богу, восхищаешься и где-то даже завидуешь блеску в глазах создателей самолетов, их увлеченности делом, искреннему энтузиазму, преданности профессии. Верно, видно, говорят, что если человек заболел небом, то это уже на всю жизнь...

АВИАЦИЯ - НА ВЗЛЕТЕ

В этом году для авиации в целом (а для казанской - в особенности) необычный, праздничный год. Во-первых, исполняется 120 лет со дня рождения великого авиаконструктора ХХ века - Андрея Николаевича Туполева, чье имя носит конструкторское бюро ОАО "Туполев" и Казанский государственный технический университет (КАИ). А во-вторых, Казанский филиал "Туполева" отметит 70-летний юбилей - чем не повод прийти к юбиляру в гости и познакомиться поближе?

Директор Казанского филиала ОАО "Туполев" Эдуард Соркин визиту журналистов рад: рассказать есть о чем, а пишут об авиации незаслуженно мало, внимания ей уделяют недостаточно. Между тем, за авиацией - будущее.

- Авиация в наши дни вновь рождается. Ведь транспорт, в том числе воздушный, - основа мировой экономики. А жизнь сейчас такая мобильная, все перемещается - информация, люди, товары. Так что авиация будет идти вперед - и люди должны знать об этом, особенно молодежь, которую с нетерпением ждут авиационные производства. Вот в чем наша главная задача - привлечь на производство молодые кадры.

Проблема в том, что люди не всегда желают признавать очевидное - иначе чем объяснить навязчивое стремление "детей и их родителей" получать "престижные" профессии, спрос на которые в обществе на данный момент полностью удовлетворен? В итоге получается парадокс: на биржах труда маются в поисках работы десятки недавно получивших диплом юристов, менеджеров, психологов - а производства, в том числе авиационные, страдают от нехватки специалистов. Быть может, все дело в нехватке информации? Попробуем восполнить пробел.

- Авиация, образно говоря, - это локомотив, который, используя новейшие достижения науки, "тащит" за собой многое. Ведь технологии, материалы, разработанные для авиации, внедрялись во все отрасли промышленности, - рассказывает Эдуард Матвеевич. - Конструкторская мысль летит вперед, модернизация идет непрерывно, дня не проходит, чтоб мы не занимались ею: появляются новые материалы, оборудование, ужесточаются требования по качеству, прочности. Одна и та же модель самолета, выпущенная, скажем, сегодня и пять лет назад, - это две большие разницы. И всем самым современным требованиям наши самолеты соответствуют. Когда вам говорят, что самолеты "ТУ-334", "ТУ-214" - устаревшие разработки, не верьте! Аэродинамика - это классика, изобретать велосипед незачем: все самолеты конструируются по одной схеме, и лучшего крыла, чем у "ТУ-214", нет в мире. А все требования времени и постоянно ужесточающиеся требования ИКАО (международная организация, которая определяет критерии безопасности полетов, шума, экологии и проч. - Прим. ред.) отечественные самолеты выдерживают с честью, ни в чем, подчеркну еще раз, не уступая хваленым "боингам".

- Давайте все же проведем параллель - зарубежные самолеты и отечественные.

- Я вам сейчас приведу очень показательный факт. Очевидно то, что самолет создает интеллект конструктора. Прочность нового "Боинга-787" создавалась... в Москве, где работает один из центров "боинга", трудятся около тысячи человек. Понимаете - работают наши, российские, специалисты, всю основу самолета - прочность и аэродинамику - рассчитывают именно они. По-моему, этим все сказано. Нашу научную школу, наши умы ценят, но при этом нас, к сожалению, откровенно используют. Так что, отечественные самолеты, которые создают российские специалисты, не хуже. Вспомните, в свое время Владимир Путин сказал, что президент России будет летать только на отечественной технике. Будь она плохой, разве он стал бы ею пользоваться?! К тому же, если сравнивать туполевские самолеты с аналогичными зарубежными машинами, видно, что при равных или близких технико-экономических показателях наши самолеты оказываются примерно процентов на тридцать дешевле зарубежных аналогов. Да, проблемы есть - скажем, у нас не слишком современные технологии. Но оборудование для производства и наших самолетов, и зарубежных поставляют одни и те же фирмы. Закупать его - дело правительства, а не конструкторов. Тут важна государственная поддержка.

- То есть мнение ряда финансовых аналитиков о том, что отрасли, по которым мы отстали, - легкую, автомобильную промышленность, например, или ту же авиацию, - развивать не нужно, следует отдать предпочтение сырьевым отраслям, вы считаете ошибочным?

- Не ошибочным - преступным! Это просто подрыв национальных интересов, государственной безопасности. И кто сказал, что в развитии авиации мы отстали?! Да, десять лет кризиса даром не прошли - авиация была брошена на произвол судьбы. Но она и тогда продолжала развиваться, и сейчас стремительно идет вперед. Взгляните на другие страны: в Бразилии не было авиации - там взялись за ее соз-дание, или возьмите, к примеру, Иран, Индию, Китай - такая же ситуация. А в России и создавать с нуля не нужно - надо только помочь возродить то, что есть. И потом, если кончится завтра нефть, что тогда делать будем? Знаете, зачем в Арабских Эмиратах активно развивают собственную промышленность, хотя вроде бы там "сидят" на нефти? Потому что развивать свое производство - это означает смотреть в будущее. Вкладывать в промышленность и авиацию, значит, делать ставку на интеллект нации. Ведь самолеты по технической сложности стоят выше даже космической техники.

- А над чем фирма работает в настоящее время?

- Над запуском "ТУ-334" в производство. Вообще, следует сказать, что курс на создание семейств и всего модельного ряда гражданских самолетов "Туполев" является генеральным направлением деятельности ОАО "Туполев". Как я уже говорил, постоянно идет модернизация самолетов, в том числе и военных. Армия нас торопит - деньги есть, нужно только делать, работать. Потому и встает так остро вопрос дефицита кадров. Далее, готовим "президентские" заказы. Самолет для президента - это не просто салон, душевая, личные апартаменты. Это еще спецузел связи: ведь президент не должен терять управления страной. Так что здесь установлено сложнейшее оборудование, а значит, произведена глубочайшая модернизация серийного самолета. Сделать самолет для президента, и по программе "Открытое небо" очень сложно, внутри самолет меняется на треть. Кроме "президентских" самолетов, есть программа выпуска самолета для премьер-министра, министра обороны.

- Итак, отечественные самолеты не уступают зарубежным. И они очень востребованы. Тогда почему же зачастую авиакомпании закупают импортные самолеты, нередко старые, едва ли не сломанные?

- Все потому же - в России самолетов выпускают мало, крайне недостаточно! Вдумайтесь, казанский авиационный завод выпускает всего два самолета в год! Для сравнения, в советское время их выпускали пятьдесят штук. И каких - "ТУ-160", "ТУ-22М3"! Если их переводить, так скажем, в гражданский эквивалент, то это будет под восемьдесят. В свое время авиационный завод давал две трети бюджета республики. Вот начнем выпускать по сто самолетов в год (а возможности есть!) - ситуация поменяется. Всеми силами надо ее менять.

- Эх, если бы не эти десять потерянных, выпавших из жизни кризисных лет, - с жаром восклицает Эдуард Матвеевич. - Наработки были и есть прекрасные, если бы авиацию тогда не бросили на произвол судьбы... Но даже при том, что было потеряно целое поколение потенциальных авиаторов, сохранить научный потенциал "Туполеву" удалось. Как? Об этом - рассказ отдельный.

ИСПЫТАНИЕ КРИЗИСОМ ВЫДЕРЖАЛИ С ЧЕСТЬЮ

В прошлом году ОАО "Туполев" исполнилось 85 лет. И можно точно сказать, что такого тяжелого десятилетия, как 90-е годы прошлого века, в истории фирмы не было.

- Очень трудно было, по полгода мы не получали зарплаты, а ведь люди здесь семьями работали, - вспоминает Эдуард Матвеевич. - Кто-то не выдержал, ушел, но таких было немного, основная масса осталась, не бросила авиацию. Я считаю, что такая преданность - это подвиг. Спасибо им за это, ведь конструктор - основа авиации, как корни у дерева. Люди верили, и, к счастью, их надежда на возрождение авиации оказалась не напрасной. И сейчас недостатка кадров в Казанском филиале ОАО "Туполев" нет - кадровый голод ощущается непосредственно на производстве.

- За счет чего же все-таки выживали?

- До перестройки все усилия, вся интеллектуальная мощь страны была направлена на наращивание и развитие военного потенциала. Потом внезапно все это стало никому не нужным. В 1985 году вышло постановление ЦК КПСС о передаче оборонным предприятиям задания по разработке и выпуску оборудования для легкой промышленности. Нам поручили изготовление вакуумных сушильных машин для кожевенной, обувной промышленности и других товаров народного потребления. Поначалу мы скопировали итальянские машины, но потом пошли дальше, усовершенствовали их, развили производство - и за пять лет выжили итальянцев с рынка! Таким образом, за счет этого, мы сохранили опытное производство. Далее, мы сделали все, чтоб у нас на заводе выпускался "ТУ-214". Был еще и проект "ТУ-324", какое-то время держались за счет него. Так что, как говорится, крутились, занимались всем, за все брались, чтоб выстоять.

- А как выживали другие филиалы ОАО "Туполев"? Кстати, сколько их по стране?

- Сердце фирмы "Туполев" всегда располагалось в Москве. А непосредственно при авиационных заводах по стране находились филиалы фирмы: в Казани, Воронеже, Ульяновске, Самаре, Таганроге. Такую идею подал в свое время сам Туполев. Располагать конструкторские бюро на базе авиационных производств было логично и разумно: это помогало оперативно решать вопросы проектирования с учетом заводских технологий. Вдобавок, как выяснилось, это оказалось выгодно и финансово! И, кроме того, во многом способствовало выживанию организации. Сейчас, например, до 80% рабочей документации по самолетам выпускает наш филиал. А не будь нас? Филиал в Таганроге на сегодняшний день закрылся, остальные - работают. Опытное производство на фирме "Туполев" сейчас осталось только в Казани. В свое время на фирме работали 16 000 человек! Сейчас, конечно, масштаб не тот, но фирма сохранилась, и самолеты мы создаем.

- Скажите, а поддержка правительства республики ощущается?

- Да, поддержка республиканского правительства была неоценима. Представители других филиалов фирмы говорят, как нам повезло, что нас так поддерживает правительство. Такого нигде не было - никому не были нужны авиаторы. Мы пережили трудные годы, теперь уж нам бояться нечего, все проблемы можно решить. Главное, что нам сейчас нужно, - это создать такую атмосферу, чтобы в авиацию шли работать люди.

"А МОЛОДЕЖЬ У НАС - ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ!"

Сейчас в Казанском филиале ОАО "Туполев" работают примерно 750 человек, одна треть из них - на опытном производстве, две трети трудятся в конструкторском бюро. Средний возраст специалиста 41 год, 30% сотрудников - молодые специалисты. То, как говорит о них директор филиала Эдуард Соркин, любо-дорого послушать - молодежь у нас талантливая, замечательная, дружная, самая лучшая. При таком позитивном отношении и поддержке руководства и работается лучше, и желание добиваться успеха появляется.

- Великолепная молодежь, зря ее сейчас ругают. У нас-то все было потихоньку, по расписанию. А они более целеустремленные, потому что понимают - надо самим всего добиваться, строить свою судьбу. И ребята справляются! Вот уже пять лет идет активный набор молодых кадров к нам, молодежь вливается в коллектив массово - у нее своя идеология, свои представления о жизни. Те, кто пришли пять лет назад, сегодня уже прекрасные специалисты, они самостоятельно разрабатывают конструкции. Раньше, скажем, мы и не помышляли о том, чтобы стать начальником бригады в таком юном возрасте. И вне работы они активно живут: есть совет молодых специалистов, который организует всевозможные спортивно-развлекательные мероприятия, в том числе на нашей базе отдыха "Бережок", а также семинары, экскурсии, конкурсы. И между собой у ребят хорошие человеческие отношения, у нас ведь тут сама обстановка воспитывает. Было время, я вел серфинг-клуб, там все в одной группе занимались - и стар и мал, просто как одна семья были. И это замечательно сказывалось в воспитательном плане: самые "трудные" подростки становились прекрасными ребятами. Я это к тому, что влияние коллектива всегда значимо. Вот и у нас - приходят разные ребята, но, бывает, меняются на глазах. Сплоченность, взаимопомощь да и романтику профессии со счетов не сбросишь.

Работает молодежь и в конструкторском бюро, и на опытном производстве. Причем здесь созданы все условия, чтобы человек, буквально с улицы, обучился работать на сложнейшем оборудовании, а если есть желание - помогут и высшее образование получить. Кстати, шестьдесят рабочих в настоящее время учатся в КГТУ им. Туполева на вечернем отделении. С упомянутым вузом у филиала давняя дружба - заключено Генеральное Соглашение, в соответствии с которым организуется дополнительное обучение студентов по целевым программам, целевая контрактная подготовка специалистов, проведение производственных, преддипломных практик и дипломного проектирования студентов и т.д. Еще одна особенность состоит в том, что при поступлении на работу каждый получает сразу две рабочие профессии - это обязательное, прописанное в контракте, условие: ведь сегодня на опытном производстве может потребоваться одна специальность, завтра - другая.

Не забывают в Казанском филиале ОАО "Туполев" и про пенсионеров. Им помогают материально, трижды в год для них организуют собрания-встречи. О каждом ветеране знают все: одинок он или живет с семьей, в чем нуждается, не надо ли в больницу устроить или с ремонтом в квартире помочь. И старикам хорошо - не забыты, и у работающих уверенность появляется - на старости лет родное предприятие их не бросит. Главное, что молодое поколение туполевцев понимает: эти самые ветераны - живая история. Совет молодых специалистов тесно взаимодействует с Советом ветеранов, и в этой цепочке, в этой связке - та самая преемственность поколений, которая заставляет нашу жизнь развиваться по вечной спирали - только вверх.

НАША СПРАВКА

Казанский филиал - структурное подразделение ОАО "Туполев" - был создан 21 июня 1938 года. Принимал непосредственное участие в разработке и создании самолетов "ПЕ-8", "ТУ-4", "ТУ-104Б", "ТУ-110", "ТУ-16", "ТУ-95", "ТУ-96", "ТУ-22", "ТУ-124", "ТУ-134", "ТУ-154", "ТУ-22М", "ТУ-160", "ТУ-214", "ТУ-324", "ТУ-334" и их модификаций.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА РУКОВОДИТЕЛЯ

Эдуард Матвеевич Соркин в 1975 году окончил КАИ, с того же года - в Казанском филиале машиностроительного конструкторского бюро, с 1990 года возглавлял это предприятие. С 2000 года - директор Казанского филиала ОАО "Туполев". Заслуженный машиностроитель РТ, награжден Почетными грамотами Министерства промышленности, науки и технологии РФ, Российского авиационно-космического агентства.

АЛЬБИНА НУРИСЛАМОВА, "ИТ"

www.tatarnews.ru

19.06.2008

Док. 577694
Перв. публик.: 19.06.08
Последн. ред.: 30.07.09
Число обращений: 0

  • Соркин Эдуард Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``