За 2-3 года банки инвестируют в них десятки миллионов долларов.
Санкт-Петербург - петербургские банки осознали, что будущее - за розницей. В ближайшие 2 - 3 года количество банковских отделений, ориентированных на обслуживание частных клиентов и небольших компаний, в петербурге увеличится в 1,5 - 2 раза. Инвестиции, в первую очередь в недвижимость и оборудование, составят несколько десятков миллионов долларов. Банкиры говорят, что только широкая сеть офисов обеспечивает рентабельную работу с розничными клиентами.
Ресурсы корпоративной клиентуры почти исчерпаны, считают в банках. По словам заместителя председателя правления "МДМ-банка Санкт-Петербург" Павла Лаврова, подавляющее большинство корпоративных клиентов уже поделены, возможности для наращивания бизнеса в этом сегменте постоянно уменьшаются. Директор петербургского филиала "автобанк-никойла" Сергей Шубаев отмечает, что объем средств корпораций имеет тенденцию к снижению, поскольку они активно вкладываются в собственные инвестиционные программы, потому у банков растет потребность в других источниках заимствований.
Заместитель директора розничной дирекции банка "МЕНАТЕП-СПб" вера полещук говорит, что в последнее время все больше корпоративных клиентов отказываются от банковских займов и самостоятельного выходят на рынки капитала. На этом фоне малоосвоенный розничный рынок представляется банкирам чрезвычайно привлекательным. По мнению полещук, спрос населения только на кредитные ресурсы сейчас в десятки раз превышает предложение.
Вице-президент балтийского банка ольга яковлева отмечает, что уже сегодня остатки на счетах физических лиц в этом банке сопоставимы по сумме с остатками на счетах корпоративных клиентов.
Начальник отдела розничного бизнеса петербургского филиала Гута-банка Игорь Топровер добавляет, что помимо процентных доходов поток частных клиентов может обеспечить банкам и значительный объем комиссионных поступлений.
Сети наступают.
Сбербанк, чья сеть насчитывает сейчас более 320 городских отделений, оставляет далеко позади других участников рынка, сети которых ограничиваются пока в лучшем случае несколькими десятками точек. Из общего ряда выбивается лишь "МДМ-банк СПб", который имеет более 200 точек на почтовых отделениях, где обслуживает в основном пенсионеров.
По словам дмитрия яковлева, управляющего петербургским филиалом банка "Уралсиб", в его банке оптимальным считается наличие одного банковского офиса на каждые 30 000 жителей. Это значит, что в идеале наиболее амбициозные банки должны оборудовать по городу около 150 отделений, ориентированных на обслуживание розничных клиентов.
"Кроме сбербанка, на рынке банковской розницы нет пока крупных игроков, конкурировать не с кем, не отработаны и технологии работы с ритейлом", - говорит Яковлев.
В петро-аэро-банке (паб) считают, что обеспечить розничный рынок петербурга могут 120 - 180 розничных подразделений. Банк планирует расширять свою сеть, которая включает 12 отделений, 18 допофисов, 19 операционных касс и 10 пунктов обмена валюты. Площадь допофисов Петро-Аэро-банка колеблется от 30 до 300 кв. М, количество сотрудников - от пяти до 20 человек. По словам ольги яковлевой из балтийского банка, программа развития сети отделений банка ориентирована именно на розничную клиентуру. В этом году балтийский банк открыл в петербурге два новых отделения, еще два появятся до конца года. Мини-офисы банка работают в гипермаркетах "о`кей", число которых к концу года возрастет до трех. Банк планирует следовать за сетью гипермаркетов и дальше - к 2005 г. В петербурге должно работать уже 10 гипермаркетов "о`кей".
Павел Лавров из "МДМ-банк СПб утверждает, что банк будет продолжать использовать сеть почтовых отделений и открывать дополнительные офисы в спальных районах.
Председатель правления ПСб александр пустовалов говорит, что для розничной экспансии ПСб будет как использовать уже существующие отделения, так и создавать новые. "Сейчас мы имеем ряд плохо доступных точек, не приспособленных для формирования приемлемого потока розничных клиентов, - поясняет пустовалов. - Поэтому нам придется и посмотреть под новым углом на существующую сеть отделений, и предусмотреть открытие достаточного количества дополнительных офисов". Чтобы определить, где и как они будут действовать, в ПСб полгода назад создали специальную дирекцию розничного бизнеса.
"МЕНАТЕП-СПб", у которого четыре универсальных отделения в городе, также собирается в течение пяти лет увеличить сеть в несколько раз, говорит Вера Полещук.
Помимо крупных петербургских универсальных банков планы расширения сети отделений вынашивают и филиалы крупных иногородних банков.
По словам дмитрия Яковлева, банк "Уралсиб", у которого в петербурге шесть офисов и две сберкассы, до конца 2003 г. Собирается открыть еще шесть допофисов. В расширение сети "Уралсиб" вкладывает в этом году более $1 млн. Яковлев заявил, что планы филиала на 2004 г. Еще более смелые, однако детализировать их отказался.
Возможно, к концу года в петербурге появятся первые розничные отделения Альфа-банка, работающие под торговой маркой "Альфа-Экспресс". Заместитель управляющего филиалом Альфа-банка Дмитрий Цымляков говорит, что многое будет зависеть от результатов работы первых подобных отделений в москве, открывшихся этой весной. Филиал "Автобанк-Никойла" собирается увеличить количество точек присутствия в петербурге до 10. По словам Сергея Шубаева, добавятся еще четыре отделения, а существующие шесть точек планируется переоборудовать для удобства обслуживания частных клиентов. Планы открытия новых отделений анонсируют также представители филиала Гута-банка, банка москвы и других столичных банков, активно развивающих розничное направление.
Интерес к рознице проявляют и малозаметные пока участники рынка. Так, по словам управляющего петербургским филиалом СДМ-банка Игоря Борисова, в этом году его структура откроет в городе два отделения, предназначенных для обслуживания розничной клиентуры.
Такие разные супермаркеты.
Банкиры сходятся в том, что создание сетей отделений, которые предлагали бы клиентам наибольший спектр услуг, - магистральная линия развития банковской розницы. Помимо собственно банковских операций (прием вкладов, обмен валют, обслуживание и выпуск пластиковых карт, кредитование, перевод денежных средств, коммунальные и прочие платежи и т. Д. ) Эти отделения также смогут предложить так называемые услуги компаний-партнеров, как правило аффилированных с банком: паи инвестиционных фондов, различные варианты страхования, пенсионные программы и даже туристические путевки.
К концепции "финансового супермаркета" тяготеют большинство банков. Различия заключаются в тактике. По мнению Игоря Топровера, типовое розничное банковское отделение - это мини-офис площадью 40 - 100 кв. М с персоналом 4 - 6 человек. Причем, если площадь офиса составляет 100 кв. М, там можно разместить даже сейфовое хранилище, которое в связи с требованиями ЦБ относительно уровня защищенности занимает как минимум половину такого помещения. Сергей Шубаев из "Автобанк-Никойла" оценивает затраты на оборудование типового мини-отделения в $20 000 - 30 000, а средний срок окупаемости - в год.
Балтийский банк, по словам ольги яковлевой, ориентируется на крупные отделения площадью 300 - 400 кв. М с персоналом 6 - 7 человек, предоставляющие полный комплекс услуг.
Председатель правления Телекомбанка юрий новиков говорит, что в петербурге цена обустройства 1 кв. М банковского офиса варьируется от $500 до $1000 в зависимости от местоположения, типа здания, уровня оснащенности и т. Д.
По словам яковлева из "Уралсиба", большинство новых отделений окупаются быстрее расчетного срока, который составляет два года. Расходы на создание одного допофиса он оценивает в $150 000 - 200 000. Штат отделений не превышает 10 человек, они предоставляют практически те же услуги, что и головной офис, за исключением кредитования. По его словам, утвержденная недавно схема позволит осуществлять кредитование физических лиц непосредственно в отделениях уже в этом году. По словам яковлевой, при открытии отделений балтийский банк будет закладывать такие планировочные решения, которые позволят в будущем отсекать зону круглосуточного обслуживания клиентов. В отделениях "Альфа-Экспресс" подобная зона спроектирована изначально. Вера полещук утверждает, что "МЕНАТЕП-СПб" будет открывать и крупные универсальные отделения, и небольшие мини-офисы. "Их будут объединять имидж банка и культура продаж, единая для всех подразделений", - поясняет полещук.
Представители разных банков на условиях анонимности оценивают общие инвестиции банков в расширение розничных сетей в сумму от $25 млн до $75 млн. Эти вложения, преимущественно в оборудование и недвижимость, будут сделаны в ближайшие 2 - 3 года.
Торговая зона.
Участники рынка недвижимости уже заметили активность банков. По словам Бориса Мошенского, консультанта по недвижимости фирмы reim consulting, поскольку банки переориентируются на работу с физлицами, им требуются помещения торгового типа. Минимальная площадь банковских отделений - 60 - 80 кв. м, говорит Мошенский. "Выбор помещений под банковские отделения ограничен рядом технических требований ЦБ", - напоминает он.
Мошенский говорит, что цены на помещения торгового типа, составляют в среднем $250 - 1000 за 1 кв. М в год, причем верхний предел ограничен весьма условно. Руководитель группы оценки недвижимости института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский говорит, что по опыту западного ритейла можно ожидать, что вскоре банковские отделения начнут появляться в крупных торговых центрах. Сейчас этого не происходит из-за высоких арендных ставок, полагает он. К примеру, аренда помещения на 1-м этаже торгового центра в спальном районе будет стоить около $700 - 800 за 1 кв. м в год. Для сравнения: нежилое помещение на 1-м этаже жилого дома напротив того же торгового центра может быть куплено в собственность за те же деньги либо арендовано по цене в два раза дешевле.
Директор департамента коммерческой недвижимости корпорации "петербургская недвижимость" елена воскресенская считает наиболее популярным способом получить помещение под филиал расселение квартир на первых этажах, преимущественно в спальных районах (правда, Мошенский, напротив, считает, что банки очень осторожны и не проявляют интереса к таким помещениям). Другой путь - приобретение коммерческих помещений в новых и строящихся домах.
По оценке банкиров, приобретение недвижимости оптимальнее аренды, даже долгосрочной. По словам ольги яковлевой из балтийского банка, это выгоднее, поскольку пропадает зависимость от растущих арендных ставок.