В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Банки петербурга: розничные сети подрастут Назад
Банки петербурга: розничные сети подрастут
За 2-3 года банки инвестируют в них десятки миллионов долларов.

Санкт-Петербург - петербургские банки осознали, что будущее - за розницей. В ближайшие 2 - 3 года количество банковских отделений, ориентированных на обслуживание частных клиентов и небольших компаний, в петербурге увеличится в 1,5 - 2 раза. Инвестиции, в первую очередь в недвижимость и оборудование, составят несколько десятков миллионов долларов. Банкиры говорят, что только широкая сеть офисов обеспечивает рентабельную работу с розничными клиентами.

Ресурсы корпоративной клиентуры почти исчерпаны, считают в банках. По словам заместителя председателя правления "МДМ-банка Санкт-Петербург" Павла Лаврова, подавляющее большинство корпоративных клиентов уже поделены, возможности для наращивания бизнеса в этом сегменте постоянно уменьшаются. Директор петербургского филиала "автобанк-никойла" Сергей Шубаев отмечает, что объем средств корпораций имеет тенденцию к снижению, поскольку они активно вкладываются в собственные инвестиционные программы, потому у банков растет потребность в других источниках заимствований.

Заместитель директора розничной дирекции банка "МЕНАТЕП-СПб" вера полещук говорит, что в последнее время все больше корпоративных клиентов отказываются от банковских займов и самостоятельного выходят на рынки капитала. На этом фоне малоосвоенный розничный рынок представляется банкирам чрезвычайно привлекательным. По мнению полещук, спрос населения только на кредитные ресурсы сейчас в десятки раз превышает предложение.

Вице-президент балтийского банка ольга яковлева отмечает, что уже сегодня остатки на счетах физических лиц в этом банке сопоставимы по сумме с остатками на счетах корпоративных клиентов.

Начальник отдела розничного бизнеса петербургского филиала Гута-банка Игорь Топровер добавляет, что помимо процентных доходов поток частных клиентов может обеспечить банкам и значительный объем комиссионных поступлений.

Сети наступают.

Сбербанк, чья сеть насчитывает сейчас более 320 городских отделений, оставляет далеко позади других участников рынка, сети которых ограничиваются пока в лучшем случае несколькими десятками точек. Из общего ряда выбивается лишь "МДМ-банк СПб", который имеет более 200 точек на почтовых отделениях, где обслуживает в основном пенсионеров.

По словам дмитрия яковлева, управляющего петербургским филиалом банка "Уралсиб", в его банке оптимальным считается наличие одного банковского офиса на каждые 30 000 жителей. Это значит, что в идеале наиболее амбициозные банки должны оборудовать по городу около 150 отделений, ориентированных на обслуживание розничных клиентов.

"Кроме сбербанка, на рынке банковской розницы нет пока крупных игроков, конкурировать не с кем, не отработаны и технологии работы с ритейлом", - говорит Яковлев.

В петро-аэро-банке (паб) считают, что обеспечить розничный рынок петербурга могут 120 - 180 розничных подразделений. Банк планирует расширять свою сеть, которая включает 12 отделений, 18 допофисов, 19 операционных касс и 10 пунктов обмена валюты. Площадь допофисов Петро-Аэро-банка колеблется от 30 до 300 кв. М, количество сотрудников - от пяти до 20 человек. По словам ольги яковлевой из балтийского банка, программа развития сети отделений банка ориентирована именно на розничную клиентуру. В этом году балтийский банк открыл в петербурге два новых отделения, еще два появятся до конца года. Мини-офисы банка работают в гипермаркетах "о`кей", число которых к концу года возрастет до трех. Банк планирует следовать за сетью гипермаркетов и дальше - к 2005 г. В петербурге должно работать уже 10 гипермаркетов "о`кей".

Павел Лавров из "МДМ-банк СПб утверждает, что банк будет продолжать использовать сеть почтовых отделений и открывать дополнительные офисы в спальных районах.

Председатель правления ПСб александр пустовалов говорит, что для розничной экспансии ПСб будет как использовать уже существующие отделения, так и создавать новые. "Сейчас мы имеем ряд плохо доступных точек, не приспособленных для формирования приемлемого потока розничных клиентов, - поясняет пустовалов. - Поэтому нам придется и посмотреть под новым углом на существующую сеть отделений, и предусмотреть открытие достаточного количества дополнительных офисов". Чтобы определить, где и как они будут действовать, в ПСб полгода назад создали специальную дирекцию розничного бизнеса.

"МЕНАТЕП-СПб", у которого четыре универсальных отделения в городе, также собирается в течение пяти лет увеличить сеть в несколько раз, говорит Вера Полещук.

Помимо крупных петербургских универсальных банков планы расширения сети отделений вынашивают и филиалы крупных иногородних банков.

По словам дмитрия Яковлева, банк "Уралсиб", у которого в петербурге шесть офисов и две сберкассы, до конца 2003 г. Собирается открыть еще шесть допофисов. В расширение сети "Уралсиб" вкладывает в этом году более $1 млн. Яковлев заявил, что планы филиала на 2004 г. Еще более смелые, однако детализировать их отказался.

Возможно, к концу года в петербурге появятся первые розничные отделения Альфа-банка, работающие под торговой маркой "Альфа-Экспресс". Заместитель управляющего филиалом Альфа-банка Дмитрий Цымляков говорит, что многое будет зависеть от результатов работы первых подобных отделений в москве, открывшихся этой весной. Филиал "Автобанк-Никойла" собирается увеличить количество точек присутствия в петербурге до 10. По словам Сергея Шубаева, добавятся еще четыре отделения, а существующие шесть точек планируется переоборудовать для удобства обслуживания частных клиентов. Планы открытия новых отделений анонсируют также представители филиала Гута-банка, банка москвы и других столичных банков, активно развивающих розничное направление.

Интерес к рознице проявляют и малозаметные пока участники рынка. Так, по словам управляющего петербургским филиалом СДМ-банка Игоря Борисова, в этом году его структура откроет в городе два отделения, предназначенных для обслуживания розничной клиентуры.

Такие разные супермаркеты.

Банкиры сходятся в том, что создание сетей отделений, которые предлагали бы клиентам наибольший спектр услуг, - магистральная линия развития банковской розницы. Помимо собственно банковских операций (прием вкладов, обмен валют, обслуживание и выпуск пластиковых карт, кредитование, перевод денежных средств, коммунальные и прочие платежи и т. Д. ) Эти отделения также смогут предложить так называемые услуги компаний-партнеров, как правило аффилированных с банком: паи инвестиционных фондов, различные варианты страхования, пенсионные программы и даже туристические путевки.

К концепции "финансового супермаркета" тяготеют большинство банков. Различия заключаются в тактике. По мнению Игоря Топровера, типовое розничное банковское отделение - это мини-офис площадью 40 - 100 кв. М с персоналом 4 - 6 человек. Причем, если площадь офиса составляет 100 кв. М, там можно разместить даже сейфовое хранилище, которое в связи с требованиями ЦБ относительно уровня защищенности занимает как минимум половину такого помещения. Сергей Шубаев из "Автобанк-Никойла" оценивает затраты на оборудование типового мини-отделения в $20 000 - 30 000, а средний срок окупаемости - в год.

Балтийский банк, по словам ольги яковлевой, ориентируется на крупные отделения площадью 300 - 400 кв. М с персоналом 6 - 7 человек, предоставляющие полный комплекс услуг.

Председатель правления Телекомбанка юрий новиков говорит, что в петербурге цена обустройства 1 кв. М банковского офиса варьируется от $500 до $1000 в зависимости от местоположения, типа здания, уровня оснащенности и т. Д.

По словам яковлева из "Уралсиба", большинство новых отделений окупаются быстрее расчетного срока, который составляет два года. Расходы на создание одного допофиса он оценивает в $150 000 - 200 000. Штат отделений не превышает 10 человек, они предоставляют практически те же услуги, что и головной офис, за исключением кредитования. По его словам, утвержденная недавно схема позволит осуществлять кредитование физических лиц непосредственно в отделениях уже в этом году. По словам яковлевой, при открытии отделений балтийский банк будет закладывать такие планировочные решения, которые позволят в будущем отсекать зону круглосуточного обслуживания клиентов. В отделениях "Альфа-Экспресс" подобная зона спроектирована изначально. Вера полещук утверждает, что "МЕНАТЕП-СПб" будет открывать и крупные универсальные отделения, и небольшие мини-офисы. "Их будут объединять имидж банка и культура продаж, единая для всех подразделений", - поясняет полещук.

Представители разных банков на условиях анонимности оценивают общие инвестиции банков в расширение розничных сетей в сумму от $25 млн до $75 млн. Эти вложения, преимущественно в оборудование и недвижимость, будут сделаны в ближайшие 2 - 3 года.

Торговая зона.

Участники рынка недвижимости уже заметили активность банков. По словам Бориса Мошенского, консультанта по недвижимости фирмы reim consulting, поскольку банки переориентируются на работу с физлицами, им требуются помещения торгового типа. Минимальная площадь банковских отделений - 60 - 80 кв. м, говорит Мошенский. "Выбор помещений под банковские отделения ограничен рядом технических требований ЦБ", - напоминает он.

Мошенский говорит, что цены на помещения торгового типа, составляют в среднем $250 - 1000 за 1 кв. М в год, причем верхний предел ограничен весьма условно. Руководитель группы оценки недвижимости института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский говорит, что по опыту западного ритейла можно ожидать, что вскоре банковские отделения начнут появляться в крупных торговых центрах. Сейчас этого не происходит из-за высоких арендных ставок, полагает он. К примеру, аренда помещения на 1-м этаже торгового центра в спальном районе будет стоить около $700 - 800 за 1 кв. м в год. Для сравнения: нежилое помещение на 1-м этаже жилого дома напротив того же торгового центра может быть куплено в собственность за те же деньги либо арендовано по цене в два раза дешевле.

Директор департамента коммерческой недвижимости корпорации "петербургская недвижимость" елена воскресенская считает наиболее популярным способом получить помещение под филиал расселение квартир на первых этажах, преимущественно в спальных районах (правда, Мошенский, напротив, считает, что банки очень осторожны и не проявляют интереса к таким помещениям). Другой путь - приобретение коммерческих помещений в новых и строящихся домах.

По оценке банкиров, приобретение недвижимости оптимальнее аренды, даже долгосрочной. По словам ольги яковлевой из балтийского банка, это выгоднее, поскольку пропадает зависимость от растущих арендных ставок.


05.06.2003

www.tursoveti.ru

Док. 577608
Перв. публик.: 05.06.03
Последн. ред.: 30.07.09
Число обращений: 0

  • Лавров Павел Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``