Телевизионная передача `Школа злословия` от 16 февраля 2009 (выпуск 165)Назад
Телевизионная передача `Школа злословия` от 16 февраля 2009 (выпуск 165)
Подборка произведена на основании материалов из видеоархива НТВ,
Ведущие: Авдотья Смирнова, Татьяна Толстая
Гость: Илья Гофман
О восприятии классической музыки публикой
Музыка - это некое действо, которое происходит на сцене, несёт некую звуковую информацию, и человек невольно относит музыку к категории индустрии развлечений.
Пусть, и не к категории примитивных развлечений, но к категории тех действий, которые надо воспринимать пассивно. Он пришёл, получил удовольствие, ушёл.
А музыка не призвана давать удовольствие; она призвана давать возможность для исследования. И уже это субъективное исследование, проведенное в меру возможностей каждого, может принести безграничное наслаждение.?
О музыкальной жизни современной России
Качество музыкальной жизни в России значительно упало.
Казалось бы, у нас в каждом зале каждый день проходят концерты. Но музыкальная жизнь - это более интимное явление с точки зрения самого музыкального мира. Музыкальная культура и само общество современной России значительно отличаются от музыкальной культуры и общества той же Германии. Возьмём для примера камерную музыку. Если сегодня российские музыканты соберутся для того, чтобы создать камерный ансамбль, то играть они будут исключительно для самих себя и на правах хобби. Выступления камерных ансамблей есть, но их непрофессиональный статус отражается на восприятии этого действа самими музыкантами. Когда всё делаешь для себя, в этом ощущается некое противопоставление общей атмосфере, и такое состояние неизбежно расхолаживает.
О попытках придать классической музыке развлекательный характер ?
Что значит заступать на территорию индустрии развлечений? Это значит, что мы пытаемся показать что-то очень значительное, существенное, но при этом делаем вид, что мы ничего значительного не показываем. Мы говорим публике: "Не волнуйтесь, ничего серьёзного". В этом случае мы производим пассивных слушателей, а не ценителей. А музыка больше всего нуждается именно в ценителях, подобно тому, как литература нуждается не в восхищённых красотою слога читателях, а в тех, кто способен понять и проинтерпретировать произведенные смыслы.
О великом и современном художнике
Великий художник - это явление, стоящее над временем. Его современность обусловлена всего лишь его языком, а не его проблематикой. Проблематика вечна. ?
Другое дело, что существует ряд художников, которым мы обязаны тем, что они осваивают альтернативные ниши в искусстве, как правило, демонстрируя нам несостоятельность этих ниш. В основном, такие побочные люди занимаются освоением новых средств и изобретательством. И в этом - их? заслуга.
О современном искусстве
Современное искусство не обязано быть красивым с точки зрения приятности восприятия. Оно должно быть независимым от языковых параметров и использовать только те средства, которые продиктованы мыслью. Но саму эту мысль открыть крайне сложно.
В современном искусстве существует два пути: отрицание или продолжение традиций. Созидание - это путь продолжения. Важно осознать, что продолжение традиции не лишает художника свободы самовыражения.