В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Герой России Владимир Дежуров: `я верю в НЛО` Назад
Герой России Владимир Дежуров: `я верю в НЛО`
САМОЕ НЕПРИЯТНОЕ - РАБОТА В ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ, КОГДА ПОНИМАЕШЬ, ЧТО В СЛУЧАЕ ОТКАЗА СКАФАНДРА СМЕРТЬ НЕМИНУЕМА..

Пугает ли бескрайняя пустота за бортом станции? Почему астронавты НАСА завидуют российским космонавтам? Часто ли на орбите встречаются НЛО? Приятно осознавать, что среди покорителей Вселенной есть наш земляк - Владимир Дежуров из Яваса. В преддверии Дня космонавтики с Героем России беседовал Михаил ИШЕНИН.



"С": Владимир Николаевич, в советские времена все мальчишки мечтали полететь в космос. Вы, наверное, тоже?

- Честно говоря, быть покорителем Вселенной я не собирался. С детства мечтал о профессии летчика-истребителя. А насчет дороги в космос... Можно сказать так: не было бы счастья, да несчастье помогло. В 1986 году у моего МиГа-23 отказал двигатель. Пришлось катапультироваться. Вскоре приехала комиссия, чтобы разбираться в происшедшем, а заодно отобрать летчиков в боевой полк. Возглавлял ее один из самых опытных космонавтов - генерал-лейтенант Владимир Шаталов, дважды Герой Советского Союза. Благодаря этому ЧП он меня и заметил. Вызвал к себе: "Вы нам подходите. И по физическим данным, и реакция у вас, похоже, неплохая". Так и пошло мое дело по инстанциям...

"С": Когда вы узнали, что точно полетите в космос?

- Отбор космонавтов - процесс сложный и длительный. Межведомственная комиссия определяет, готов ли человек к полету и выполнению "космических" задач. Затем формируются основной и дублирующий экипажи, которые проходят подготовку на равных. И только на Байконуре - дня за 3-4 до старта - становится известно, кто конкретно полетит. В отряд космонавтов меня приняли в 1986 году, в 1994-м включили в состав экипажа, а в 1995-м отправили в космос. Получается, своего звездного часа я ждал больше восьми лет.

"С": Что вы при этом испытали?

- Сложное чувство. Стало ясно, что это уже не хиханьки и хаханьки, не простые разговоры, а серьезная работа. После этого к тебе и относятся уже по-другому.

"С": Неужели не было ощущения счастья?

- Нет, скорее, было ощущение большой ответственности.

"С": После возвращения каждому космонавту присваивают звание Героя. Наверное, это не просто так. Какие моменты полетов самые неприятные?

- Во-первых, Героя дают не каждому. Это зависит от того, насколько выполнены поставленные задачи. Самое неприятное - работа в открытом космосе, когда понимаешь, что в случае отказа скафандра смерть неминуема. А что касается бескрайнего безжизненного пространства за бортом станции, то об этом стараешься не думать. Когда тебя девять лет к этому готовят, нехорошие мысли как-то сами собой отсеиваются.

"С": Вы провели в космосе в общей сложности 244 суток. Чего вам там больше всего не хватало?

- Чисто человеческого, земного общения. Очень тяжело столько времени находиться в замкнутом пространстве рядом с одними и теми же людьми. Не хватает внешней информации, ветра, дождя, случайных встреч и разговоров на улице. Что интересно, когда мы возвращались после работы в открытом космосе, всех охватывало какое-то детское желание съесть мороженого. Очень хотелось домашней отварной картошечки с сальцом. Конечно, рацион космонавтов вкусный и питательный, но всего же не предусмотришь.

"С": Пробовали разглядеть в иллюминатор Мордовию?

- А как же! И разглядывал, и фотографировал! Только с такой большой высоты мало что можно разобрать.

"С": Вы больше ста суток жили и работали на станции "Мир", которую потом уничтожили. Действительно, она выработала свой ресурс или это был "подарок" американцам?

- Орбитальную станцию можно сравнить со старым автомобилем. Рано или поздно понимаешь, что на нем ездить больше нельзя и вложенные деньги себя не окупают. Все изнашивается. Так же и с "Миром". Станция выработала свой ресурс уже три раза, хотя один из модулей был смонтирован всего за два года до уничтожения. Конечно, было жалко. Но лично я считаю, что лучше цивилизованно затопить станцию в океане, не дожидаясь, пока она развалится сама по себе. Представляете, если бы с неба на головы людей посыпались ее раскаленные обломки? Это была бы катастрофа!

"С": И в первом, и во втором полете вы работали с американскими астронавтами. Что в их поведении или снаряжении вызывало у вас удивление или, может быть, зависть?

- Мы вместе с ними жили и работали не только во время полета, но и во время подготовки. Что тут можно сказать? У нас разные менталитеты и жизненные позиции. Для американца существуют только две вещи - работа и дом. Да, мы немного завидовали их достатку, высокому уровню жизни. А с другой стороны, у нас есть то, что ни за какие деньги не купишь, - бескорыстное общение с друзьями. Меня больше всего удивляло, как американцы проводят свободное время на МКС. Наши ребята отдыхают, читают или кино смотрят, а те сразу утыкаются в компьютер. Я даже не сразу понял, что они делают. Оказалось - отвечают на электронную почту. Я спрашиваю нашего командира: "Фрэнк, а зачем?" Он как-то странно на меня посмотрел: "А как же? Мне сегодня пришло две тысячи писем со всего мира. Я же должен каждому ответить, хотя бы по две строчки". - "Ну а если не ответишь?" - "Тогда завтра придется отвечать на четыре тысячи писем". - "И что теперь - тратить на это все свободное время? Ну, не ответил и не ответил". - "Нет, я так не могу". А что касается снаряжения, то это американцы нам завидовали. В нашем рационе - супы, щи, борщи, картошка, мясо разное, а их пайки составлены только на основе мексиканской кухни. Все жутко наперченное, и выбор блюд минимальный. Я их пробовал. Когда на Земле можно в любое время сходить в магазин и выбрать все что хочется, то рацион НАСА на вкус кажется "очень даже ничего". А после двух недель на орбите от одного взгляда изжогу чувствуешь. Поэтому командир "шаттла" после стыковки первым делом спрашивает: "Где мы сегодня ужинаем? У вас или у нас?"

"С": Некоторые космонавты говорят, что видели в космосе НЛО. Вы случайно ничего неопознанного не наблюдали?

- Не довелось. Как ни старался что-то разглядеть - не сумел. Конечно, подсознательно я верю в НЛО. Не может быть, чтобы мы были совсем одни во Вселенной.

"С": Как космонавты отмечают свой профессиональный праздник?

- Вечером 12 апреля собираемся в узком кругу, вспоминаем о жизни и полетах. Первый тост - за космонавтику в целом. Потом встает кто-нибудь из ветеранов - Леонов или Волынов - и поднимает бокал за космонавтов первого набора. Третий тост - за погибших друзей, это святое.

"С": Моряки говорят, что каждого, кто хоть раз побывал в море, всю жизнь будет к нему тянуть. А космос зовет?

- Конечно! Иной раз думаешь: эх, еще бы раз махнуть! Но... я сам решил, что пора уступить дорогу молодежи. Да и на Земле есть много интересных дел.


08.04.2008

stolica-s.su

Док. 577595
Опублик.: 30.07.09
Число обращений: 0

  • Дежуров Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``