В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нелли Ким: жду подмоги Назад
Нелли Ким: жду подмоги
О таких женщинах, как Нелли КИМ, Владимир Высоцкий пел: "Она сегодня здесь, а завтра будет в Осло". Вице-президент женского техкома Международной федерации гимнастики и вице-президент Белорусской ассоциации гимнастики, пятикратная олимпийская чемпионка большую часть времени проводит на борту самолетов.

За последние семь месяцев ей раз десять приходилось бывать в командировках. Гадая, где легче застать прославленную гимнастку, в Миннеаполисе или Минске, японская бригада кинематографистов предпочла проделать более утомительный путь, и не ошиблась. В конце июля, сдержав обещание, Нелли Владимировна появилась в Беларуси. И хотя приоритет был отдан зарубежным интервьюерам, по отношению к отечественной прессе она тоже оказалась человеком слова.

- В последнее время представительницы спортивной гимнастики то и дело появляются на экране в новом амплуа. Вот Ольга Корбут, по слухам, переквалифицировалась в боксерши. Японцы вам тоже предложили нечто особенное?

- Боже упаси! То, что Корбут надела боксерские перчатки - ужасно. Мне стыдно и за советскую, и за мировую гимнастику. Так заканчивать свою карьеру - полное фиаско. Об истории в супермаркете судить не берусь, потому что не знаю, кто прав, кто виноват. Но тот унизительный бой видела своими глазами по ЕSPN, одному из ведущих спортивных каналов. Это зрелище вызывало только жалость. Сопернице, которая была выше Ольги почти на голову, ничего не стоило ее побить. Крупным планом на весь свет растиражировали синяк. Мое мнение: люди, олицетворявшие ранее красоту и эстетику, не имеют права столь низко опускаться... А японцы снимают ортодоксальный, в классических традициях фильм о Беларуси. И я для них некий спортивный символ страны. Недавно несколько часов пытали перед камерой, планируют также съемку в зале с нашей сборной.

- Не слишком ли категоричны вы в суждениях об олимпийской чемпионке Мюнхена? Возможно, поменять помост на ринг пришлось не от хорошей жизни?

- На ее месте я сделала бы все, чтобы не дойти до такого. И потом, Корбут просто забыла Беларусь, решив сжечь последние мосты. Хотя я ей постоянно говорила: "Оля, это твоя родина. Тебя здесь всегда примут, причем каждый раз будут рады".

- Как часто вы повторяете эти прописные истины? Ведь в Штатах уже образовался целый филиал белорусской гимнастики.

- Недавно похожий разговор состоялся со Светой Богинской. Вообще я ею очень довольна, даже горда. Потому что моя соотечественница в прекрасной форме, позволяющей до сих пор разъезжать с показательными выступлениями. В Хьюстоне она открыла собственную фирму по производству спортивной одежды, проводит различные соревнования, организовывает свои спортивные лагеря. Светлана замужем за американцем, воспитывает дочку. И хотя скучать вроде бы некогда, судя по голосу, она не миновала депрессии. Я агитировала заняться судейством и между делом сказала: "Света, не теряй связи с Беларусью. Потому что американкой ты не будешь никогда". На мой взгляд, янки в какой-то степени шовинисты. При прочих равных, оценивая человека, они указывают на один недостаток - ты не родился в Америке. Ту же Надю Комэнечи, ставшую гражданкой США, к своей федерации они не подпускают и близко - такой вот прикрытый национализм. Поэтому Богинская могла бы быть заявлена в комиссию спортсменов или даже в МОК, ведь полпредов белорусского спорта нам катастрофически не хватает.

- С кем из наших гимнастов, обосновавшихся за океаном, еще поддерживаете отношения?

- Со Щербо. Виталик - настоящий американский бизнесмен, владелец зала, где занимаются человек 600. И хотя его жена Ирина взвалила на себя большую часть работы - она и секретарь, и ассистент, и менеджер, - отвлечь босса от дел крайне сложно. Кстати, Щербо предложил нашей команде в 2003 году приехать потренироваться накануне чемпионата мира. Соревнования в США будут квалификационными к Олипийским играм, поэтому предварительная адаптация никак не повредит. Вот везу приглашение: помост в Лас-Вегасе, на сколько понадобится, полмесяца или месяц, за белорусами уже зарезервирован. Думаю и сама о том, что надо готовить базу к мировому первенству: привезти в Анахайм нашу сборную, обеспечить бесплатное проживание, если понадобится, расквартировать ребят.

- В Новый Свет подались в поисках счастья и Елена Пискун, и Алена Полозкова...

- Да, Америка затягивает, как вакуум. И сколько туда ни поставлять тренеров, все найдут работу. Причем труд будет оплачиваться во много раз выше, чем здесь. Это нормально. В гимнастике мы можем создать какой-то капитал только в молодости. Став постарше, уже не покажешь упражнение сам.

- Судя по внешнему виду, Нелли Ким пока во всеоружии...

- Кое-что еще могу продемонстрировать - на бревне, в вольных упражнениях. В основном это прыжки и повороты. Но в моей теперешней деятельности куда важнее имя. Если, представляя меня, упоминают о пяти олимпийских медалях - все, что я ни скажу, для моих учеников сомнению не подлежит.

- А когда последний раз применяли свои знания на практике? Или ваша нынешняя работа - сплошные посиделки?

- В Малайзии, когда мы проводили первые занятия Академии гимнастики, пришлось освежить в памяти и хореографию, и акробатические элементы, и детали упражнений на бревне, на брусьях. А мои коллеги читали лекции по теории - психологии, биомеханике, физиологии. Это новое учебное заведение наподобие нашего университета, со спортивными профессорами, преподавателями. И в будущем его выпускникам ФИЖ намерена выдавать дипломы с правом работать по специальности - не везде же есть Академии физкультуры и спорта. На этот раз в Куала-Лумпур съехались 8 учителей и 50 студентов из 10 стран. В перспективе планируется, что обучение будет вестись на трех уровнях - начальном, среднем и максимальном. Последний - для таких гимнастических держав, как Китай, Россия, Румыния. Для них занятия превратятся уже в коллоквиумы, потому что представители ведущих стран формируют будущее нашего вида спорта. Вообще же философия ФИЖ поменялась. Если раньше национальные федерации существовали для ФИЖ, то теперь наоборот - от международной федерации должна исходить помощь.

Но, конечно, намного больше в моей работе бумаготворчества. Не так давно в Японии проходило заседание так называемого консула, совета ФИЖ. Вновь созданный орган, в который входят 49 человек, члены исполкома и избранные представители федераций, собирается два раза в год. Его цель - сделать международную федерацию более мобильной: есть безотлагательные вопросы, решения по которым требуется принимать, не ожидая конгресса, что бывает раз в четыре года. Как вице-президент женского техкома я участвовала в разработке правил жеребьевки судей на чемпионатах мира и Олимпийских играх, формата соревнований, обосновывала целесообразность финала командных соревнований. Свои предложения мы выносили на рассмотрение консулу.

- Говорят, вы могли бы даже возглавить этот всесильный технический комитет...

- Не стоит переоценивать могущество техкома: он дает лишь направление в развитии гимнастики. В наши обязанности вменяется находиться в жюри соревнований, формировать бригады судей на каждый снаряд и после турниров оценивать их работу... А разговоры эти велись накануне прошлых выборов. Правила такие: ты выдвигаешь свою кандидатуру - тебя выбирают или не выбирают. Баллотироваться на высокий пост мне предлагали члены других федераций, люди, готовые меня поддержать. Думаю, если бы я согласилась, шансы победить были бы большими. Однако я сомневалась, потому что стать президентом - относительно легко, а быть им - неимоверно сложно. Для того чтобы вести эту работу, мне нужна элементарная техническая база. Президент, чей рабочий офис находится не где-нибудь в Лозанне, а у себя дома, получает в день до 200 электронных писем, факсов. У нас же техническое оснащение федерации оставляет желать лучшего. Да и на персональный Интернет, думаю, никто не раскошелился бы. Плюс ко всему пришлось бы гораздо чаще разъезжать по миру. А эта перспектива мне, признаться, мало улыбается. Хотя есть свои преимущества в том, что исколесила полмира: на четыре года нашла основного спонсора нашей сборной - английскую фирму с итальянским звучанием "Милано". Проблема костюмов, купальников, сумок на время отпала, качество формы неплохое, да и в работе представителя техкома по международным делам можно поставить галочку.

- С ролью спортивного функционера освоились полностью?

- В членах техкома я только второй олимпийский цикл, с 96 года. Можно сказать, закончился младенческий период. Настоящие долгожители сидят там по восемь циклов. Ушедшей недавно на пенсию румынке Мили Симионеску стукнуло 75. С учетом того, что первый цикл был познавательным, сейчас только начинаю входить в курс дела. А вот международная судейская категория у меня уже 18 лет, с 84-го.

- Президент мужского техкома ФИЖ Стойко - представитель этой страны. Есть мнение, что с оглядкой на Румынию в вашем виде спорта и меняются правила.

- Голословно заявлять об этом не стану. У румын большая привилегия - коммуникабельность. Румынский язык - основа латыни, благодаря чему они могут легко общаться со всем миром, понимают представителей разных стран и народов: итальянцев, испанцев, французов, португальцев. К тому же румыны всегда были дипломатами. Знали, как к человеку подойти, на какую струнку нажать. А ведь судьи - это люди. Предварительные переговоры торжествуют, начиная с Монреаля-76, когда у всех арбитров задолго до старта для Комэнечи были готовы десятки. Естественно, ведутся они с глазу на глаз: во время соревнований разговаривать тем, кто находится по разные стороны "баррикад", запрещено правилами. Получается, что на выездах с земляками не удается толком и пообщаться - мы в судейском лагере, они - в лагере спортсменов... С коррупцией ФИЖ пытается бороться. Сейчас издан свод правил поведения судей, тренеров и руководителей делегаций. Все они не должны принимать и делать подарки. Есть чисто символические подношения, посредством которых люди хотят выразить свое дружелюбие, оказать внимание, а есть и откровенные взятки, когда щедрые дары сопровождают недвусмысленным намеком, сколько поставить тому или иному спортсмену. Я думаю, что такие дела иногда проворачиваются, особенно в мужской гимнастике. Там этот процесс менее контролируемый.

- В документе указана даже конкретная сумма презентов?

- Там написано "в разумных пределах".

- Нелли Владимировна, а вас когда-либо пытались подкупить?

- Сказать по правде, нет. Однажды у меня состоялся разговор с отцом Мочеану, румынки, выступавшей на Олимпиаде в Атланте за сборную Америки. Так получилось, что мы проживали в одной гостинице и наши лежаки возле бассейна оказались рядом. В перерыве между дружескими беседами мне предложили коктейль. Затем проявили поразительную осведомленность вкупе с заботой: дескать, я часто бываю в США и мне, вероятно, понадобится помощь. Пришлось пресечь эти разговоры на корню. В таких случаях от меня можно услышать одно: "Честно обещаю: девочки получат то, что они заслужили".

- И слово свое держите?

- Как судья я никогда не поставлю гимнастке оценку ниже той, которую она заслужила. Ведь к снарядам подходят, в сущности, дети, от них ложь не спрячешь. Самой однажды довелось испытать, что такое несправедливость.

- Что-то до сих пор вспоминаете с дрожью?

- Да, Олимпийские игры 80-го года, когда мне предложили отказаться от финала на брусьях и уступить дорогу гимнастке из дружественной страны. Сказали, мол, все равно на медаль рассчитывать не приходится, а той команде она нужна была позарез. Я не послушалась, и меня решили наказать. В итоге получился большой дележ мест на подиуме - второе-третье заняли наши Давыдова и Шапошникова, на четвертом-шестом обосновались немка Гнаук, чешка Земанова и румынка Эберле. В хвосте оказалась я одна. Что ж, пусть стала тогда лишь восьмой в мире, зато свое законное место никому не отдала.

- Как судья вы должны быть беспристрастны, но как бывшая спортсменка наверняка питаете симпатии к какой-либо гимнастке. Сейчас все в один голос хвалят вице-чемпионку Европы голландку Верону ван де Лер.

- Красивая девочка, великолепно сложена. Школу ей поставил русский тренер Борис Орлов, воспитавший известную гимнастку Ольгу Бичерову. Она хороша, но затмить Хоркину голландке не дано. Не думаю, что ей это по силам.

- Почему?

- Да потому что Хоркина необыкновенна хороша! Другое дело, что арбитры отныне будут на стороне Вероны: новое имя, новая страна. К сожалению, новое не всегда приходит на смену отжившему старому. В процентном соотношении шансы ван де Лер против Светланы 55:45 или 60:40. Хотя Хоркина пока, по-моему, лучше. Пусть она уступает в акробатике - у ван де Лер комбинации посложнее. Но на брусьях у россиянки оценка должна быть выше. Бревно, прыжок одинаковые... В общем, поживем - увидим.

- А кто нравится из гимнастов-мужчин?

- К своему удивлению, на чемпионате мира в Генте заметила своего земляка, мальчика из Казахстана Ернара Еримбетова - он был шестым в многоборье и очень прилично о себе заявил. По старой памяти буду за него болеть. А по большому счету, кто мне может нравиться, как не Иванков?! К слову, Ваня, если у него возникнет такое желание, должен активно внедряться в руководящие гимнастические структуры. Ведь когда в том же техкоме наших представителей будет большинство, гимнастика станет строиться по советскому образцу. А это значит, что польза бывшим республикам Союза будет ощутимая. Пока же, получается, один в поле не воин. Виталик Щербо испортил отношения со многими чиновниками ФИЖ своим вызывающим поведением, а Ваню уважают. Более того, его любят, и у него есть имя. Из гимнасток-художниц Лариса Лукьяненко должна попытаться пробиться в техком. Сейчас ее отстранили от международного судейства, но постепенно надо возвращаться, наверстывать упущенное. Лукьяненко - хорошая гимнастка и тренер, но неопытный арбитр. А ведь этой премудрости тоже надо научиться. Просто поставить высокую оценку своей команде - значит навредить ей. Да и сам получаешь за это по полной катушке. Надо сделать так, чтобы твои баллы пошли в зачет, и чтобы другие судьи тоже на тебя работали.

И обязательно за плечами полпреда от гимнастики должна быть сильная федерация. Если она принимает активное участие в жизни ФИЖ, проводит турниры, тройственные матчи, конгрессы, у ее представителей больше шансов быть избранными в руководящие структуры. Поэтому почему бы белорусам не принять у себя для начала хотя бы юношеский топ-турнир?

Эльмира ХОРОВЕЦ

31.07.2002

www.pressball.by

Док. 577414
Перв. публик.: 31.07.02
Последн. ред.: 29.07.09
Число обращений: 0

  • Ким Нелли Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``