В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В рейдерский прицел попала `оборонка` Назад
В рейдерский прицел попала `оборонка`
Недружественные поглощения компаний с применением изощренных юридических схем по-прежнему остаются весьма популярным способом передела собственности в России. Как показывает практика, переломить ситуацию не смогли даже поправки в закон "О банкротстве".

Более того, серьезная угроза рейдерских захватов, как утверждает председатель Арбитражного суда Москвы Олег Свириденко, нависла сейчас над стратегическими предприятиями, многие из которых отвечают за обороноспособность страны. Проблема в том, что в законе "О банкротстве" таких предприятий касается всего семь статей. Да и те по сути своей жестких преград для рейдерского захвата не ставят.

Новый закон "О банкротстве", конечно, улучшил ситуацию, и у него есть свои сильные стороны, говорит Свириденко. Сейчас, к примеру, уже нельзя возбудить дело о банкротстве без решения суда. Но в целом закон все равно далек от совершенства. Для банкротства обычного предприятия достаточно найти долг в 100 тысяч рублей. "После решения суда, когда находятся новые кредиторы и объем долга растет как снежный ком, предприятие просто обречено", - рассказывает Свириденко.

Так что при умелом подходе обанкротить предприятие, и в том числе в целях недружественного поглощения, по-прежнему не проблема. Но в этой ситуации могут пострадать не только обычные компании. Под потенциальной угрозой находятся около 1300 стратегических предприятий. "Рейдерам будет все равно, частное это или государственное предприятие", - говорит Свириденко. Для рейдерских атак используется потенциал высококлассных юристов. Они находят новые лазейки в законодательстве, благо что судьи по-прежнему продолжают брать взятки. "Проблема коррупции в суде остается очень серьезной, - сетует Свириденко. - Только в 2005 году после жалоб и наших дальнейших проверок в отставку было отправлено девять судей. И это не добровольная отставка". Кстати, на днях специальная комиссия Арбитражного суда будет рассматривать два новых заявления в адрес судей.

Вообще складывается впечатление, что государство не слишком-то волнует судьба стратегических предприятий. В 2003-2004 годах в Московском арбитражном суде рассматривались дела о банкротстве 2-3 стратегических предприятий. В настоящее время таких дел уже 11. Динамика роста не случайна. В случае банкротства стратегических предприятий долг, как и в случае с обычными компаниями, тоже не должен быть особо большим - хватит и 500 тысяч рублей. Добиться значительного сокращения дел по банкротству стратегических предприятий, по мнению Свириденко, мог бы акт судебного пристава о невозможности взыскания задолженности, оформляемый при подаче в суд заявления о банкротстве.

Свириденко убежден, что банкротство стратегических предприятий "не может быть похоже на банкротство обычных". Решить эту проблему, по его мнению, возможно только через внесение законодательных поправок. "Новый он (закон. - "Газета") будет или доработанный - значения не имеет", - говорит юрист.


gzt.ru

19.04.2006

Андрей Ковалевский

Док. 577287
Перв. публик.: 19.04.06
Последн. ред.: 29.07.09
Число обращений: 0

  • Свириденко Олег Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``