В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Малый: Законодательное обеспечение регулирования строительной деятельности в стране: проблемы и решения Назад
Алексей Малый: Законодательное обеспечение регулирования строительной деятельности в стране: проблемы и решения
Президент ТНО "Академия современного строительства" Алексей Алексеевич Малый сообщил нашему изданию, что сегодня 22 января 2007 года состоялись парламентские слушания по теме "Законодательное обеспечение регулирования строительной деятельности в стране: проблемы и решения".

Заслушав и обсудив доклады и сообщения депутатов Госдумы Российской Федерации, представителей министерств и ведомств, представителей некоммерческих объединений рынка строительных услуг, участники парламентских слушаний:

Отмечают актуальность темы слушаний. Законодательное обеспечение перехода к эффективному сочетанию государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов экономической деятельности в строительной отрасли является назревшей объективной необходимостью в связи с нарастанием опасности техногенных катастроф, обусловленных ухудшающимся качеством строительства и эксплуатации возводимых зданий и сооружений, отсутствия действенных механизмов ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг.

Появление массовой проблемы "обманутых дольщиков" также предполагает безотлагательный поиск путей ее решения и создания условий для реализации государственной политики в рамках Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Поэтому должна быть определена модель эффективного сочетания государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов экономической деятельности и критерии, которым должен соответствовать участник строительной деятельности, чтобы сделать строительный рынок прозрачным и понятным для потребителей, очистить его от ненадлежащих и недобросовестных участников.

а) Роль саморегулирования

Несмотря на многообразие форм некоммерческих и иных общественных организаций, их вовлечение в созидательные процессы реформирования экономической жизни остается недостаточным.

Возможности общественной инициативы, естественного стремления профессионалов к объединению в целях выработки цивилизованных обычаев делового оборота и закрепления их в этических и специальных стандартах деятельности, не находят должного использования в государственных и общественных интересах.

В тоже время переход наряду с государственным регулированием строительной деятельности к регулированию через специальные институты общественного регулирования - саморегулируемые организации, позволил бы реально обеспечить механизмы обратной связи между предпринимательским сообществом и органами власти в вопросах правоустановления и надзора за отраслью.

Мировой опыт подтверждает, что именно они осуществляют реальный контроль и надзор за "собратьями по цеху" с принятием ответственности за каждого недобросовестного члена.

С одной стороны, саморегулируемая организация - это представитель и выразитель интересов своих членов перед государством, с другой -квалифицированный агент государственно-общественных интересов в среде профессиональных участников.
Объективно такая позиция позволяет использовать саморегулируемые организации как инструмент согласования воли и интересов всех субъектов рынка с волей государства.

б) Проблемы саморегулирования

Возможности развития законодательства о саморегулировании открылись в связи с принятием Государственной Думой Российской Федерации в 2001 году пакета законов о дебюрократизации экономики, подготовленного по инициативе Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Тем не менее законодательство, определяющее правовой статус саморегулируемых организаций, носит отрывочный, противоречивый характер, содержит ряд нормативных пробелов, является несистематизированной совокупностью юридических норм.
В настоящее время не сформулировано общее понятие саморегулируемых организаций, не выделены единые признаки саморегулируемых организаций, отличающие их от иных некоммерческих организаций.

Не наблюдается необходимое для законодательства единство терминологии в регламентации деятельности саморегулируемых организаций, наличие единых признаков саморегулируемых организаций, отсутствует единый общегосударственный порядок признания их статуса как саморегулируемой организации.

Поэтому в совокупности с другими причинами приходится констатировать, что за годы реформирования экономики острота проблемы административных барьеров и связанной с ними коррупции не снизилась даже после принятия ряда законов, так называемой, первой волны дебюрократизации.

Новым стимулом для появления СРО послужил начатый в стране процесс сокращения лицензируемых видов деятельности из-за, как правило, низкой эффективности контроля и надзора со стороны органов власти за предпринимательской и профессиональной деятельностью.

Но в тоже время возник риск увеличения случаев недобросовестного поведения на рынке, в чем не заинтересованы фирмы, успешно развивающие свой бизнес и соблюдающие определенные стандарты. В их интересах, чтобы на смену неэффективному государственному лицензированию пришли механизмы саморегулирования, которые позволят обеспечить эффективную работу на рынке.

В настоящее время наиболее полно принцип саморегулирования через институт организованного профессионального общественного регулирования, как единственно институционально определенный механизм обратной связи между предпринимательским сообществом и органами власти в вопросах правоустановления и надзора, реализован лишь в законе "О несостоятельности (банкротстве)", в отношении деятельности арбитражных управляющих, а также законе "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Саморегулируемые организации, представляют собой некоммерческие организации публичного значения, осуществляющие свою деятельность не только в интересах своих членов, но и гораздо более широкого круга лиц - клиентов, инвесторов, потребителей, т.е. могли бы гармонизировать предпринимательский и общественный интерес.

Саморегулирование - одна из высших ступеней цивилизованности рынка. Если сами участники рынка понимают, что нужно объединять усилия для совершенствования регулирующих их норм и правил, если они заинтересованы в дисциплине, в чистоте своих рядов и законности действий, значит, уровень сознания участников рынка достиг той отметки, когда можно говорить о его развитости.

Саморегулируемые организации в самых разных отраслях деятельности нужны государству как опора, как надежный партнер в деле совершенствования рыночной экономики.

Учитывая остроту проблемы развития нормативно-правовой базы создания и дальнейшего развития принципов саморегулирования, их значимости как одного из основных условий дальнейшей дебюрократизации экономики страны с учетом решаемых задач дальнейшего экономического роста участники парламентских слушаний считают необходимым:

констатировать, поступательное по факту развитие института саморегулирования в России, несмотря на отсутствие необходимой законодательной и нормативно- правовой базы;

отметить, что лишь на основе развития в России саморегулирования возможно обеспечить эффективное использование творческого и профессионального потенциала лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, либо деятельность, связанную с инфраструктурным обслуживанием предпринимательской деятельности (аудиторские услуги, оценка и т.д.), что позволит в достаточно сжатые сроки:
выработать соответствующие данному уровню развития экономики страны правила и стандарты деятельности профессиональных сообществ;

создать эффективные механизмы контроля за соблюдением таких правил и стандартов;
повысить ответственность субъектов саморегулирования, усилить их заинтересованность в конечных результатах своей деятельности;
создать механизмы выявления недобросовестных, неквалифицированных участников в целях удаления их с соответствующих рынков;

повысить прозрачность хозяйственного оборота в Российской Федерации и способствовать уменьшению правонарушений и преступности в сфере предпринимательства.
отметить, что дальнейшее развитие и совершенствование системы саморегулирования позволит более эффективно использовать механизмы государственного управления, освобождая органы государственной власти от необходимости осуществления функций всеобъемлющего контроля, что будет способствовать:

существенному уменьшению численности занятых в надзорных органах государственного аппарата и высвобождению высококвалифицированных чиновников для решения иных стратегических и перспективных задач; снижению коррупционной нагрузки на бизнес.

Необходимость создания саморегулируемых организаций бизнеса как институтов организованного профессионального общественного регулирования обусловливается тем, что аппарат государственного управления без системного оппонирования и механизма консультаций с высококвалифицированными представителями профессии принимает решения, не всегда способствующие эффективному развитию, а значит - и развитию экономики страны в целом.

Поддержать представленную модель сочетания государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов строительной деятельности.
Обратиться ко всем заинтересованным в развитии основ саморегулирования предпринимательским и профессиональным сообществам строителей, а также представителей смежных с ними профессий (архитекторов, проектировщиков, изыскателей) в кратчайшие сроки сформулировать с учетом требований юридической техники четкие и прозрачные признаки, отражающие специфику представляемой ими отрасли и определить основные риски, связанные с осуществлением соответствующих видов деятельности.

Рекомендовать Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации:
признать законодательное обеспечение развития саморегулируемых организаций бизнеса как институтов организованного профессионального общественного регулирования приоритетным направлением в законотворческой деятельности.
продолжить практику парламентских слушаний по вопросам развития институтов гражданского общества в России.

организовать сбор и обобщение позиций объединений предпринимательских и профессиональных сообществ по вопросам специфических требований к СРО в представляемых ими отраслях деятельности для последующего использования в законотворческой деятельности.

Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

Принять конкретные меры по поддержке принятия Государственной Думой во втором чтении проекта федерального закона "О саморегулируемых организациях", учитывая важность проблемы развития нормативно-правовой базы и дальнейшего развития принципов саморегулирования, их значимости, как одного из основных условий дальнейшей дебюрократизации экономики страны, с учетом задач обеспечения дальнейшего экономического роста.


Опубликовано: 22.01.2007

Док. 577191
Перв. публик.: 22.01.07
Последн. ред.: 29.07.09
Число обращений: 0

  • Малый Алексей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``