Владимир Свинарев: Законопроектная деятельность должна быть плановой, скоординированной и подконтрольнойНазад
Владимир Свинарев: Законопроектная деятельность должна быть плановой, скоординированной и подконтрольной
На совещании в Совете Федерации со статс-секретарями федеральных органов исполнительной власти выступил руководитель Аппарата Совета Федерации Владимир Свинарев. Текст его выступления распространила пресс-служба верхней палаты российского парламента.
"Совершенно очевидно, - считает он, - что законопроектная деятельность должна осуществляться на плановой основе, иметь четкую координацию, методическое обеспечение, быть подконтрольной.
Есть свои планы у Совета Федерации, у правительства, у Государственной думы, есть поручения президента страны. Председатель Совета Федерации, определяя задачи комитетам и комиссиям, аппарату нашей палаты на предстоящую сессию, особо подчеркнул необходимость существенно повысить уровень планирования, в том числе и законопроектной работы, сделать наши планы более конкретными, больше учитывать нужды и потребности регионов.
При этом, как и в любой системной работе, мы во многом связаны планами наших партнеров по законопроектной работе, в первую очередь, имея в виду правительство.
Было бы рациональным во всех смыслах обеспечить должный уровень корреляции наших планов. В том числе и уровень взаимодействия в процессе их реализации.
И в этой связи хотелось бы обратить внимание уважаемых представителей правительства. Вы являетесь активными участниками практически всех наших мероприятий - парламентских слушаний, конференций, круглых столов. И, как правило, в итоге принимается документ, содержащий рекомендации органам государственной власти. Было бы оправданным, чтобы результатом таких обсуждений становились конкретные предложения по нормативному регулированию, в том числе и на уровне подзаконных актов.
В последнее время более заметным стало участие Совета Федерации в работе Комиссии Правительства по законопроектной работе. Это стало возможным благодаря детальной проработке в комитетах и комиссиях, членами Совета Федерации, Правовым управлением вопросов повестки дня работы Комиссии.
При этом сама повестка дня Комиссии формируется накануне заседания - в пятницу, субботу. В рамках согласованных нами транспарентных подходов, в также в целях организации планомерной и соответственно более эффективной проработки законопроектов, включаемых в повестку дня Комиссии, прошу рассмотреть вопрос о формировании такой повестки дня, пусть даже предварительной, за неделю, либо хотя бы за два-три рабочих дня.
С учетом усиления региональной составляющей работы палаты такой подход является особенно актуальным в отношении законодательных инициатив субъектов, которые на стадии их внесения в Государственную думу, как известно, минуют Совет Федерации.
Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание - это экспертиза законопроектов. В том, что касается юридико-технической стороны подготовки наших документов, за последнее время достигнут значительный прогресс. И теоретически - с точки зрения формализации требований к законопроектам, и практически - в смысле налаживания правовой экспертизы, аналитической работы.
Настало время законодательно закрепить критерии и механизмы антикоррупционной экспертизы законопроектов на всех стадиях законодательного процесса. Представляется, что антикоррупционная экспертиза должна развиваться в двух форматах. Во-первых, это касается вновь подготавливаемых проектов нормативно-правовых актов. Ни один законопроект не должен в идеале избежать этого "сита". Кто, как и в какие сроки - разговор, конечно, отдельный, наработки и предложения у нас есть. Во-вторых, требуется узаконить и поставить "на поток" антикоррупционную экспертизу уже действующих законов и подзаконных актов. Это в определенной части проводилось в рамках концепции административной реформы.
Лучшим вариантом было бы узаконить все необходимые виды экспертиз через принятие специального закона о порядке принятия федеральных законов. Однако, учитывая неопределенные перспективы названного закона, на современном этапе для снижения коррупционных рисков в федеральном законодательстве предлагается создание согласованной всеми заинтересованными участниками (ГПУ президента, правительство, Совет Федерации, Государственная дума, Минюст - по аналогии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов) методики антикоррупционной экспертизы законопроектов, которая устанавливала бы единую для всех субъектов законодательного процесса технологию выявления типичных коррупционных факторов и их устранения.
И последнее. Всем известна настойчивость, с которой Совет Федерации участвует в совершенствовании нормативного регулирования в рамках 94-ФЗ о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Инициатива Совета Федерации по внесению поправок в этот закон прошла ни один этап согласования в различного рода совместных с правительством рабочих и экспертных группах.
В целом 94 закон позволил значительно улучшить работу по организации обеспечения палаты потребляемыми товарами и услугами. Однако при этом есть ряд системных аспектов, корректировка нормативного регулирования по которым назрела и требует соответствующего решения".
В заключение выступления Владимир Свинарев поблагодарил представителей правительства за конструктивную работу с Советом Федерации.