В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Прорваться на тихом ходу Назад
Прорваться на тихом ходу
"Силовые машины" приступили к выпуску тихоходных турбин для атомной энергетики. За рынок им придется побороться с "Росатомом" и "Альстомом".

Российская энергомашиностроительная компания "Силовые машины" (СМ) объявила на прошлой неделе о планах создания тихоходной турбины для атомных энергоблоков. Через год должен появиться технический проект турбины, а к 2014 году и она сама - уже "в железе". До сих пор СМ, оставаясь единственным в стране производителем турбинного и генераторного оборудования для АЭС, выпускали только быстроходные турбины.

Парадокс заключается в том, что в России на 31 атомном энергоблоке работает только одна быстроходная турбина мощностью 1 млн кВт, пущенная в 2004 году на третьем блоке Калининской АЭС, и еще три (мощностью по 200 тыс. кВт) работает на блоке БН-600 на Белоярской станции. А все остальные - тихоходные - сделаны на украинском "Турбоатоме". Во всем мире энергомашиностроители выпускают для атомных электростанций два типа турбин: тихоходные (скорость вращения роторов турбин 1500 оборотов в минуту) и быстроходные (3000 оборотов в минуту). Абсолютное большинство из 442 ядерных энергоблоков (общей мощностью без малого 370 млн кВт), работающих сейчас в мире, укомплектовано как раз тихоходными, или, говоря по-простому, "медленными", турбинами. С них и начиналась история развития мирового атомного турбиностроения, в том числе и отечественного.

Тихоходные турбины хоть и проще в производстве, но, по словам генерального директора петербургского Центрального котлотурбинного института Юрия Петрени, чрезвычайно металлоемки. В конце 70-х годов возникла идея использовать в атомной энергетике быстроходные турбины (большая металлоемкость тихоходников вела в итоге к увеличению стоимости машинного зала на 25%).

В обычной тепловой энергетике быстроходные машины уже работали. Но атомщикам нужны были особые турбины, особенности которых задавались как раз свойствами "атомного" пара - с более низкими температурами и более высокой влажностью, а значит, и более высокой плотностью. Но тяжелый "атомный" пар обеспечивал и большее разрывное действие на лопатки, конструирование которых оказалось непростой задачей, и среди специалистов и плановиков начались бурные дискуссии по поводу создания быстроходной турбины. В стране хотели построить чуть ли не сто атомных блоков к началу XXI века, а менее металлоемкие турбины могли снизить требования ко всей советской промышленной инфраструктуре в целом. Поэтому сторонники разработки новых турбинных технологий и плановики в итоге оказались сильнее. В конце 70-х было принято решение создавать на базе Ленинградского металлического завода инновационную быстроходную машину, конкурентную харьковским тихоходникам, а в 1982 году первая такая турбина мощностью 1 млн кВт была собрана. Сегодня одиннадцатью такими машинами укомплектовано несколько энергоблоков на Хмельницкой, Ровенской, Южно-Украинской АЭС на Украине, АЭС "Бушер" (Иран), АЭС "Тяньвань" (Китай), АЭС "Куданкулам" (Индия) и Калининской АЭС. Недавно Росатом заключил с СМ договоры на производство еще четырех модернизированных быстроходников (мощностью 1,2 млн кВт) для строящихся Нововоронежской АЭС-2 и Ленинградской АЭС-2. В последнее время были согласованы поставки быстрых миллионников на АЭС "Белене" в Болгарии и расширение индийской "Куданкулам" и китайской "Тяньвань" (договоры пока еще не заключены).

По уверениям представителей Росатома, именно из-за китайцев и произошла реинкарнация идей по производству тихоходников в России, после того как харьковский "Турбоатом" оказался за границей. В середине текущего десятилетия, благодаря пяти строящимся за границей блокам и застою в делах у большинства мировых конкурентов, шансы наших атомщиков получить в Китае новые контракты были велики. Да вот беда, китайцы, упирая на будто бы большую (из-за меньшей скорости вращения ротора) безопасность эксплуатации медленных турбин стали настаивать на оснащении своих будущих блоков именно ими.

Есть и другая сторона дела, еще более важная: в мире обнаружилась совершенно четкая тенденция роста единичной мощности вводимых на АЭС блоков. Вот тут-то и обнаружилась очевидная слабость быстрых турбинных технологий по сравнению с медленными - их труднее масштабировать в сторону увеличения мощности. Создание мощных быстроходных турбин уперлось в необходимость создания конструкции и применения материалов, способных выдержать огромное разрывное усилие при одновременном обеспечении необходимых показателей безопасности и надежности.

В "Силовых машинах" рассматривали варианты с разработкой своей медленной турбины или покупкой лицензии у Siemens. Но Росатом эти предложения посчитал неинтересными, предпочтя создать совместное предприятие с Alstom. Компания Alstom - реальный лидер в этой сфере - поставила около 180 паротурбинных установок для трети действующих в мире АЭС. Она изготавливает сейчас самую большую медленную турбину и генератор Arabelle мощностью 1,750 млн кВт для новой французской АЭС в городе Фламанвилл, еще один заказ на такую машину успела сделать китайская энергетическая компания China Guangdong Nuclear Power Company. На территории России СП "Альстом Атомэнергомаш" собирается с 2011 года выпускать по 2,5-3 турбинных острова (неядерная часть АЭС) в год. Новое СП сразу же столкнулось с отсутствием свободных квалифицированных кадров в России и для решения этой проблемы даже увела не худшую часть персонала у "Силовых машин". Впрочем, в российской компании считают, что благодаря наличию нужных кадров и опыту производства более сложных в технологическом отношении быстроходников они смогут конкурировать с совместным предприятием.

Казалось бы, зачем "Силовым машинам" начинать новое для себя дело с тихоходниками, когда на внутреннем рынке у них уже есть конкурент, причем с серьезным политическим и технологическим капиталом. Дело в том, что в СМ, похоже, всерьез верят в мировой атомный ренессанс, воспеваемый прежде всего руководством российского Росатома. По словам его руководителя Сергея Кириенко, в мире в ближайшие четверть века должны построить сотни атомных энергоблоков (в одной России 40 энергоблоков). При такой математике места на рынке двум российским производителям турбин для атомных энергоблоков хватит.


www.expert.ru

Ирик Имамутдинов, специальный корреспондент журнала "Эксперт"

21.07.2008

Док. 576965
Перв. публик.: 21.07.08
Последн. ред.: 28.07.09
Число обращений: 0

  • Петреня Юрий Кириллович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``