В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Институту быть! Назад
Институту быть!
(Рассказ ведётся от лица первого ректора ВГМУ - В.М. Живодерова)

В 1958 году с появлением третьего курса факультет потребовал создания новых кафедр и развития лечебной базы, то есть возникла необходимость организации института. Министерство здравоохранения было озабочено тем, что во Владивостоке отсутствовали кадры профессорско-преподавательского состава, а клинические и учебные базы не были приспособлены и оснащены соответствующим оборудованием. Постановлением Правительства Российской Федерации N 905 от 7 августа 1958 года предписывалось перевести во Владивосток из Орджоникидзе Северо-Осетинский медицинский институт, его оборудование и преподавателей (но желанию). В соответствии с этим постановлением был издан приказ Министерства здравоохранения РСФСР N 686 от 21 августа 1958 года, одним из пунктов которого меня назначили директором Владивостокского медицинского института. Как первому ректору мне хотелось бы рассказать о некоторых эпизодах организации, становления и развития этого медицинского вуза.

По прибытии во Владивосток я в течение полутора суток знакомился с учебно-производственной базой института. Это были четыре комнаты в здании университета но улице 25-го Октября и корпус ПТУ железнодорожников, требующий капитального ремонта и реконструкции, а также приснособленный гараж и строящееся здание средней школы на проспекте Острякона.

Имеете с представителем краевого отдела здравоохранения мы посетили некоторые лечебно-профилактические учреждения: краеную больницу, больницу физиотерапевтичеcкoгo института (ФТИ), институт микробиологии и ряд других. Не во всех больницах и поликлиниках мы встретили радушный прием и понимание. А высказывания о том, что создание института - это лишние хлопоты и что рядом (800 км) есть медицинский вуз, который всех удовлетворяет, меня не только обидели, но и заставили насторожиться.

Вечером того же дня вместе с деканом О. С. Илларионовой и ассистентом Н. Д. Катрушенковой у основного здания университета мы встретили группу студентов во главе с их комсомольским вожаком В. И. Андриановым, собравшихся ехать на сельхозработы в Черниговский район. После 20-минутной беседы мы вместе со студентами направились на железнодорожный вокзал, где проследили за их размещением в вагонах и отправкой поезда. На обратной дороге мои спутницы, перебивая друг друга, спрашивали, понравились ли мне студенты. Я искренне отвечал: "Хорошая молодежь". Встреча со студентами улучшила настроение, несколько омраченное впечатлением от посещения некоторых больниц.

На третий день я был принят первым секретарем крайкома КПСС Т. Ф. Штыковым. Беседа один на один в течение трех часов оказалась для меня несколько неожиданной, хотя я готовился к ней с первого дня назначения. После приветствий и обычных вопросов Терентий Фомич Штыков неожиданно спросил:

- Сможете ли вы обойтись без Северо-Осетинского института и создать институт Владивостокский?

Немного растерявшись, я сказал:

- Надо посоветоваться с преподавателями и министерством, так как такая постановка вопроса изменяет намеченные планы.

Терентий Фомич отметил, что ситуация тоже изменилась, а возможно, и осложнилась, но с ней нужно считаться, и добавил:

- Вопрос это решенный!

Первый секретарь высказал пожелание о создании хорошего института, чтобы с его организацией улучшилась работа практического здравоохранения не только Владивостока и районов края, но и других областей Дальнего Востока, чтобы в течение двух-трех лет с институтом стали считаться практические врачи, а молодежь почла бы за честь учиться медицине не берегах Тихого океана. Потом добавил:

- Давай, излагай вопросы, в которых необходима помощь партийных и советских органов.

Я сформулировал вытекающие из сложившейся ситуации проблемы так:

- Необходимы высококвалифицированные кадры преподавателей, особенно клиницистов (на 3-м курсе через три недели начнутся занятия). Нужно содействовать подбору и переводу на должности преподавателей врачей, работающих и органах здравоохранения Приморья;

- следует по нашей заявке укрепить учебную базу как теоретических, так и практических кафедр, ускорить строительство здания школы и реконструкцию железнодорожного училища, передать нам прилегающий к училищу физкультурный зал;

- нужно подготовить площадки и документацию к началу строительства в 1959 году общежитии и современного теоретического корпуса;

- необходимо выделить квартиры для сотрудников

института;

- следует, как показывает опыт работы других медицинских вузов, создавать не учебные курсы, а кафедры, чтобы приглашать на заведование докторов наук и профессоров. Значит, нужно увеличить число принимаемых студентов, и по мере организации вуза открывать новые факультеты: педиатрический и санитарно-гигиенический;

- требуются большие затраты для приобретения современной аппаратуры и создания фундаментальной институтской библиотеки;

- необходима помощь в формировании партийной, комсомольской, профсоюзной и других организаций с направлением к нам людей, имеющих опыт работы с молодежью.

Т. Ф. Штыкон одобрил предварительные наметки, сказав:

- Вы представили план работы на несколько лет, и это правильно. Организация и работа медицинского вуза значительно отличаются от организации и работы других учебных заведений. Вы правильно считаете, что надо взять лучших врачей города, так как население будет судить об институте прежде всего по оказанию медицинской помощи.

А потом он, как бы рассуждая вслух, заметил:

- В педагогический процесс в медицинском вузе вовлекаются больные, а это требует воспитания в будущих врачах большого такта. Вам и вашему коллективу следует вести большую индивидуальную воспитательную работу. Помните, чем условия труднее, тем ближе надо знать людей, быть всегда с ними. Будем, по возможности, помогать. Но намеченные планы требуют большой кропотливой работы. При необходимости обращайтесь за помощью. Вот мои телефоны. Желаю успеха.

Во второй половине того же дня я был принят первым секретарем городского комитета КПСС Г. Г. Ивановым и заведующим отделом науки, культуры и здравоохранения горкома Э. Д. Сухоруковым.

Вместе с пятью имевшимися тогда преподавателями мы договорились о базах обучения, поручили деканату составить расписание и обсудили, кто кроме "своего" предмета будет вести занятия по клиническим и теоретическим дисциплинам по программе 3-го курса. Подготовили также просьбу крайисполкома в Совет министров об увеличении приема студентов до 50 человек.

За три первые недели была проделана работа по решению на всех уровнях хозяйственнофинансовых вопросов. Тем временем Совет Министров РСФСР постановлением N 1090 от 15 сентября 1958 года оставил Северо-Осетинский медицинский институт в городе Орджоникидзе, а на базе медицинского факультета Дальневосточного университета разрешил организовать Владивостокский медицинский институт. Приказ министра здравоохранения N 722 от 18 сентября 1958 года окончательно закрепил создание медицинского института во Владивостоке.

По нашей просьбе приказом ректора ДВГУ были переведены для дальнейшей работы в мединститут кандидаты медицинских наук В.М. Дугина, П.А. Мотавкин, Н.С. Мотавкина, Т.Б. Мухо, А. И. Шерстюк и преподаватели - Г. А. Дейнеко, В. Г. Дукай и т .д

Приказом Минздрава РСФСР заместителем директора института был назначен к. м. н. П. А. Мотакии, а деканом лечебно-профилактического факультета - доцент О. С. Илларионова. Из краевой больницы были приглашены известный хирург С. И. Борисенко, ставший Героем социалистического труда, главный терапевт края А. С. Хмелинина, терапевты И. И. Дорофеева, Н. М. Пинькевич, Н. А. Коростылева и другие. К середине сентября 1958 года сложился коллектив единомышленников, который в дальнейшем стал опорой организации и становления медицинского института. Мы часто собирались, совещались и решали, как и что лучше делать. В последующем оформились партийная, профсоюзная и комсомольская организации. Секретарем партбюро стала Г. А. Дейнеко, председателем месткома - Т. Б. Мухо.

В сентябре институту разрешили дополнительный набор- 50 человек. Приказом Министерства здравоохранения был создан ученый совет, который начал свою работу с обсуждения задач, стоящих перед коллективом, и по конкурсу избрал заведующих кафедрами и курсами. В институте была организована конкурсная комиссия, и в конце сентября проведен вступительный экзамен для дополнительного приема. Вузовская жизнь пошла полным ходом несмотря на нехватку помещений и недостаток преподавателей. Правда, поступали и предложения. В связи с этим вспоминается письмо одного доцента (ныне академика), который соглашался работать в институте при условии предоставления 13 комнат для размещения лабораторий. Полушутя я ответил ему: "Комнаты обязательно будут, но только без перегородок". Наряду с поиском помещений для проведения занятий и чтения лекций весь коллектив института принимал меры для проведения этих занятий на высоком методическом уровне.

В конце сентября прошло еще одно заседание совета, посвященное итогам дополнительного приема. После заседания и клубе железнодорожников собрались все преподаватели и студенты. С напутственными пожеланиями выступили ректор института, проректор, декан, некоторые заведующие кафедрами, представитель крайздравотдела, а также врачи С. И. Борисенко и Н. И. Дорофеева, поделившиеся опытом работы.

Да, первыми быть трудно. У многих преподавателей, особенно на клинических кафедрах, эти студенты были первыми. Возможно, не всегда в полной мере владея педагогическим мастерством, они смогли передать ученикам свой богатый врачебный опыт. Студенты видели, с каким тактом врачи-преподаватели обследовали каждого пациента, с каким тщанием подходили к постановке диагноза и назначению лечения, как иногда сутками не отходили от постели тяжелобольных. Многие студенты также оставались на дежурствах вместе с ассистентами до тех пор, пока не выводили больного из угрожающего состояния.

Первый день занятий не обошелся без мелких неувязок. К 9 часам, как было условлсно, студенты 3-го курса и преподаватели пришли в краевую больницу, где должна была состояться моя первая лекция по пропедевтике внутренних болезней. Зал больницы оказался занятым. Отправившаяся "на разведку" ассистент Н. И. Дорофеева выяснила, что там идет конференция, которая закончится через 15-20 минут. Я попросил всех выйти во двор, чтобы не создавать неудобств в помещениях больницы. Через 20 минут лекция началась. На ней вместо 105 присутствовал 121 человек. Руководители же больничной конференции даже не подумали об извинениях! Лекции же по пропедевтике внутренних болезней по приглашению заведующего и главного врача городской больницы были перенесены в их конференц-зал. В конце дня у себя в кабинете я вместе с деканом собрал всех преподавателей-клиницистов (а они были из краевой больницы), высказал им свое недоумение и сообщил, что мы будем проводить лекции и практические занятия в городской больнице. Вести больных и дежурить тоже придется в городской больнице. Некоторые были недовольны, но вслух своих претензий не высказали. День закончился звонком из милиции и сообщением, что студенты в трамвае провозили скелет и отдельные человеческие кости. Этот инцидент так же был улажен.

Партийная организация, дирекция, декана, комсомольская и профсоюзная организации института сообща решали как большие, так и малые проблемы, которые ежедневно вставали на нашем нуги. Мы стремились, чтобы на занятиях студенты были активными, больше спрашивали, самостоятельно работали над литературой. Нам очень помогли Ленинградский санитарно-гигиенический институт, 2-й Московский, Саратовский, Ярославский, Казанский и другие медицинские вузы, которые откликнулись на нашу просьбу и прислали учебники и монографии. Для преподавателей и студентов были широко открыты двери городской медицинской библиотеки, библиотеки медицинского училища и библиотек ряда больниц. Многие врачи и преподаватели передали свою специальную литературу в институтскую библиотеку.

В октябре мы арендовали, а затем и выкупили два спорт-зала, примыкавших к железнодорожному училищу. Радости и ликованию не было конца. Передача залов и их приобретение не было оформлено и утверждено управлением профтехучилища, а деньги, хотя и с разрешения заместителя министра здравоохранения, взяты со статьи капитального ремонта. В конце года я получил выговор но Минздраву за нарушение финансовой дисциплины.

Приобретение спортзалов не только позволило кафедре общей и лечебной физкультуры проводить занятия по программе, но и способствовало организации спортивных секций. Уже через год не только в городе, но и в крае заговорили о спортивных командах медицинского института, которые стали конкурировать, с давно созданными сборными политехнического института, университета, мореходного училища, Дальрыбвтуза.

К середине декабря 1958 года к нам прибыли восемь преподавателей, которые поселились в гостинице. А по приказам и направлениям республиканского министерства здравоохранения мы ожидали вскоре еще 16 человек. Директорат решил обратиться к первому секретарю крайкома КПСС. Т. Ф. Штыков откликнулся немедленно. Выслушав меня, он сказал, что попросит крупные хозяйственные организации выделить нам квартиры, так как и то время как раз шла сдача домов. В течение двух месяцев он пообещал выделить 16 квартир. Поблагодарив Терентия Фомича, я собрал своих помощников и сообщил эту радостную весть. В январе мы переселили преподавателей в благоустроенные квартиры. Так закончился первый семестр в жизни вуза.

В начале января 1959 года на ученом совете был заслушал отчет декана о готовности кафедр к экзаменам. По второму вопросу - о плане научно исследовательской работы -выступил заместитель директора П. А. Мотавкин. В подготовке этого доклада участвовали коллективы всех кафедр. Что же касалось кафедр первых двух курсов, то они, по возможности, выполняли тематику, которая соответствовала планам университета. Лишь три кафедры - гистология, анатомия, биохимия - вели самостоятельные научные исследования. Основу многих планов составляли вопросы, связанные с выполнением сотрудниками диссертационных работ. Лидирующее положение занимала кафедра гистологии, где проводились не только фундаментальные исследования, но и многие научные планы строились с учетом перспективы работы с клиницистами.

Дискуссия но докладу П. А. Мотавкина позволила наметить основные направления научных исследований института; вот некоторые из них:

- особенности течения заболеваний в условиях муссонного климата г. Владивостока, и в первую очередь - заболеваний, которые дают высокие трудовые и безвозвратные потери (патология сердечно-сосудистой и бронхо-легочной систем, злокачественные новообразования);

- влияние стрессовых ситуаций на течение и исход болезней (работа моряков, рыбаков, судоремонтников и др.);

- инфекционные заболевания и их профилактика в различных районах края;

- применение препаратов из местных лекарственных растений;

- курортные богатства края и использование природных факторов;

- тематика, связанная с завершением некоторых кандидатских и докторских диссертаций.

На этом же совете было принято решение об улучшении работы студенческих научно-исследовательских кружков и привлечении к научным исследованиям большего числа врачей практиков.

С руководством Первореченского района отношения были хорошими. Председатель райисполкома А. II. Руденко бесплатно предоставлял институту клуб железнодорожников, что позволяло не только проводить собрания и заседания ученого совета, но и с помощью работников клуба создать хорошую самодеятельность. Наши студенты и преподаватели два раза в месяц после занятий, лекций и .заседаний с удовольствием отдыхали на вечерах художественной самодеятельности.

По просьбе руководства института в конце апреля 1959 года было проведено расширенное заседание секретариата крайкома КПСС, на котором обсуждался один вопрос - выполнение решений по строительству медицинского института. Заседание проходило в деловой, доброжелательной обстановке. Всем организациям, привлеченным к работе, был определен график работ с поручением ежемесячной проверки его выполнения руководителями горкома КПСС. Одновременно было указано на недостатки и в работе института. Мне это заседание запомнилось еще и потому, что Т. Ф. Штыков, которого переводили на другую работу, дал нам много дельных советов. Особенно удивили знание им нашего преподавательского состава и точная его характеристика.

В мае и июне преподавательский коллектив, ректорат, общественные организации института все внимание сосредоточили на успешном проведении экзаменационной сессии, работе по привлечению в институт абитуриентов, особенно мужского пола (требовалось принять не менее 50% юношей, а их знания часто уступали знаниям девушек). Были организованы бесплатные подготовительные курсы, которые помогли будущим студентам восстановить знания, а нам - познакомиться с абитуриентами до экзаменов. Большинство преподавателей, выезжая в районы края, обязательно встречались с выпускниками школ. Институтом интересовались и школьные учителя, и общественные организации. Позволю себе привести пример из собственных поездок по районам края.

В Лазовском районе далеко в ущелье размещался поселок Вангоу. Здесь еще в 1908 году были пробурены две скважины, и около одной из них построены бараки для приезжающих. В наше время это называлось больницей N2 краевого отдела здравоохранения. Мы увидели убожество и грязь, с трудом разыскали главного врача, обошли больных, отметив "отличные результаты самолечения" у некоторых из них. На тракторе нас доставили к вертолетной площадке, а затем на вертолете отправили на аэродром Киевка. На летном поле встретили двух пассажиров - мать и дочь. Заместитель директора по хозяйственной службе Н. А. Киселев стал расспрашивать, откуда они и какова цель поездки. Выяснилось, что мать везет дочь для поступления в медицинский институт, но они не знают, где остановиться, и напуганы слухами о большом конкурсе. Николай Андреевич рассказал мне об этом. Я попросил устроить их на ночь, а утром проводить в институт. Девушка вошла в комнату приемной комиссии сначала одна, но потом выбежала в коридор и вернулась с матерью. Ознакомившись с документами, на заявлении я написал: "Принять без экзаменов, как закончившую школу с золотой медалью".

Эта девушка, Т. Ф. Фонакова, все годы учебы в институте была отличницей, защитила диссертацию и сейчас работает доцентом терапевтической клиники.

В конце июня на ученом совете была утверждена комиссия по приему вступительных экзаменов. Решено было проводить, экзамены в два потока, только силами преподавателей института (за исключением, конечно, экзамена по русскому языку) и в одной аудитории. Большая работа выпала на долю доцента Л. Г. Щитовой - секретаря приемной комиссии и заместителя ректора II. А. Мотавкина. Наплыв абитуриентон был очень, большим, на одно место - 9 человек. Документы принимала не только секретарь приемной комиссии, но и ежедневно участвовавшие в собеседовании заведующие кафедрами и руководители института.

На этом же заседании ученого совета утвердили руководителей производственной практики. Ректорат и общественные организации вместе с крайздравотделом и руководителями лечебных учреждений готовили базы для факультетских клиник. Их размещение и оборудование проходили не без трудностей, но уже без той напряженности, которая была ранее при формировании пропедевтических клиник. Самыми трудными были кадровые вопросы. Ощущался недостаток квалифицированных преподавателей. Всем студентам за три года обучения читали лекции лишь два профессора: биолог А. А. Соболев и химик А. И. Шлыгин. Принимаемые ректоратом и партийным бюро меры обращения в министерство и непосредственно в медицинские вузы, объявление конкурсов, публикации в газетах - не приносили желаемого результата. Нередко и процессе комплектования кадров в институт рекомендовали людей, которые не удовлетворяли требованиям, предъявляемым к преподавателю вуза. Это сказывалось на учебно-воспитательной, научной и лечебной работе, а временами создавало нездоровую обстановку в коллективе. К сожалению, таких среди вновь прибывших преподавателей была почти треть. Приходилось избавляться от анонимщиков, пьяниц и просто неуживчивых и бесперспективных сотрудников. На основании этого опыта мы пришли к выводу, что в институт нужно приглашать лишь, тex, кого мы хорошо знаем, особенно из числа врачей, работаю щих в госпиталях. Так мы привлекли к работе прекрасного хирурга и человека М. В. Портного, хорошего организатора и талантливого научного работника, начальника госпиталя погранвоиск А. Л. Остапенко, прекрасного преподавателя хирурга В. М. Мсдведского и некоторых других. Но, к сожалению, наблюдалась и большая текучесть кадров. Часть преподавателей, доцентов и заведующих кафедрами (А. И. Мещеряков, П. С. Разин, Л. П. Клыга и некоторые другие), проработав год, по разным причинам покинули институт, хотя условия для плодотворной работы им были созданы. Мы потеряли часть ассистентов из коренных жителей Владивостока, ушедших как по семейным обстоятельствам, так и из-за невозможности совместительства.

В связи с растущей потребностью краев и областей Дальнего Востока во врачах -педиатрах и врачах санитарного профиля встала проблема открытия других факультетов, особенно обострившаяся после сдачи в эксплуатацию новых учебных зданий. Министерство здравоохранения выделило нам ординатуру почти на каждую кафедру, а также очную и заочную аспирантуру, что в последующем сыграло важную роль. По нашей просьбе Президиум Академии медицинских наук наметил выездную сессию во Владивостоке. Проведение сессии для нас было не только престижно. Приехавшие академики дали много советов на кафедрах, а студентам представилась возможность общения со светилами науки нашей страны. Все преподаватели прониклись мыслью не тратить ни олного дня без научных исследований и вовлечь в них способных и преданных медицине студентов. Были приняты все меры к организации на кафедрах научной работы и подготовке кадров исследователей главным образом из местных врачей.

На всех кафедрах создавались кружки студенческого научного общества. Преподаватели старались привить, студентам навыки самостоятельных исследований, стремление к поискам нового. Постоянно находясь и атмосфере творческих поисков, многие из них впитывали в себя и воспринимали азы научных исследований. Студенты начинали жить этими исследованиями и вместе с учителями делили радость успехов и горечь неудач.

Мне вспоминается хорошая студентка, которой я советовал собрать клинический материал, а при обследовании освоить необходимые методики и сравнить полученные данные по возрастным группам. Через шесть месяцев, готовясь к конференции, она пришла со своими записями и сказала, что не нашла ничего нового. Я указал на две фразы, написанные ею, и она, взяв свою работу, быстро выбежала из кабинета. Потом эта студентка - М. А. Догот - защитила кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию и сейчас заведует клиническим отделом крупного научно-исследовательского института. Многие заведующие кафедрами понимали, что как из кирпичиков вырастает здание, так и отдельные небольшие исследования могут вывести на торную дорогу научных поисков и радовались успехам своих студентов.

Особо следует отметить плодотворную работу научных кружков на кафедрах микробиологии (зав. - П. С. Мотавкина), гистологии (зав. - II. А. Мотавкин), нормальной анатомии (зав. О. С. Илларионова), нормальной физиологии (зав. - Т. Б. Мухо), истории КПСС (зав. - В. И. Калинина), кафедры биохимии (особенно после того, как ее возглавила проф. Е. К. Ллимова), патологической физиологии (зав. - Ш. И. Поволоцкий), кафедр терапевтического и хирургического профилей (заведующие - К. С. Яценко и сменившие его Я. М. Милославский и II. И. Федотов, R. И. Баландина, Л. Ф. Кравченко, В. М. Живодеров, С. И. Борисенко, М. С. Сеит Умерен, В. М. Медведский, К. С. (Панкин и другие).

Через полтора года работы института состоялась первая студенческая научная конференция. Приятно было смотреть, как тщательно готовились к ней не только студенты, а возможно, правильнее сказать, не столько студенты, сколько преподаватели, волнение которых было особенно заметным. Это был своеобразный праздник для всего коллектива института. Так вспыхнул костер человеческой мысли, и его зажгли умелые руки наших преподавателей. В последующем такие конференции проводились ежегодно.

Научная работа выявила студентов, ставших потом преподавателями института, защитивших кандидатские и докторские диссертации. Многие из них сейчас заведуют кафедрами вузов и отделами научно-исследовательских институтов в разных уголках нашей Родины. К их числу относится и теперешний ректор института профессор Ю. В. Каминский.

Избранный нами путь, как показали последующие годы, был правильным. По мере увеличения приема и появления новых клинических кафедр мы привлекли многих врачей края к науч ным поискам через ординатуру, а некоторых пригласили на работу ассистентами. Следует отметить, что это был перспективный резерв, позволивший нам за короткий срок укомплектовать преподавателями большинство кафедр института.

Первым из клиницистов, пришедших в институт, была неутомимая Нина Ивановна Дорофеева, которая в 1964 году защитила кандидатскую диссертацию на тему "Инфаркт миокарда в условиях климата города Владивостока" в Ленинградском ГИДУВс. Ее оппонентами выступили известные в нашей стране кардиологи профессора И. И. Исаков и Г. Р. Британицкий. Нина Ивановна, защитившая диссертацию в совете столь престижного вуза, была признана одной из лучших и вдохновила коллектив своей кафедры на развитие и углубление этой тематики не только при инфаркте миокарда, но и при других заболеваниях. И. И. Дорофеева была на кафедре моим первым помощником. Это она организовала долечивание больных в санаториях. Она была требовательной не только к товарищам, но и прежде всего к себе самой, день и ночь она работала с литературой, была незаменимым консультантом во всех больница города. К сожалению, после моего отъезда она перешла на работу в филиал политехнического института, где самоотверженно трудилась несмотря на возраст. Многие врачи, наши бывшие студенты, вспоминают ее с любовью и уважением. В этой же клинике вырос трудолюбивый и знающий доктор из Воронежа Николай Тимофеевич Ляхов, который после защиты кандидатской диссертации заведовал кафедрой, затем защитил докторскую диссертацию. К сожалению, он очень рано ушел из жизни.

Ректорат и партийная организация много внимания уделяли научному росту сотрудников кафедр и клиник, понимая, что успех учебно-воспитательной работы во многом определяется компетентностью и научной квалификацией преподавателей. Мы прекрасно понимали, что путь этот нелегкий, требующий терпения и выдержки. В свое время известный химик Бутлеров справедливо указывал, что "научная работа начинается не с обстановки, а с постановки исследований". Мы не имели оснащенных соответствующим оборудованием лабораторий и клиник. Но многие сотрудники вынашивали научные идеи и мысли и, как правило, в каникулярное время выезжали в центральные вузы, где получали консультации и, вернувшись, со страстным рвением брались за работу. Людям, вступающим в науку, всегда следует иметь перед собой образ великого физиолога И. II. Павлова, который с помощью простейших методов исследования умел и спрашивать природу, и получать ответы на спои вопросы.

Особенно большое внимание уделялось совместной работе клинических и теоретических кафедр. В одном ключе работали кафедры терапевтического и хирургического профилей с кафедрами биохимии, микробиологии, гистологии. Мне вспоминается не один случай, когда наши ассистенты терапевтической клиники и кафедры биохимии выезжали и Новочеркасский политехнический институт для обработки своего материала на газовом хроматографе и параллельно осваивали новые методы исследования, овладевали новой аппаратурой.

Институт рос, формировался. Были освоены помещение средней школы и ПТУ железнодорожников. После ряда трудностей началось строительство общежития на 600 мест рядом с основным административным корпусом (пр. Острякова, 2).

Через два - три года наши клиницисты и сотрудники теоретических кафедр стали пользоваться уважением и завоевали авторитет у жителей города и руководителей здравоохранения. Нас, работников клиник, стали охотно приглашать в лечебные учреждения городов и районов края. преподаватели института консультировали больных, проводили операции, возглавляли и проводили клинико-анатомические конференции. В районах и городах края наши коллеги не только оказывали квалифицированную медицинскую помощь, но и читали лекции но актуальным вопросам диагностики и лечения, проводили беседы и советовали, как и условиях местных стационаров, поликлиник и санаториев лучше организовать лечебно-профилактическую работу и как начать накапливать материал для научных обобщений. Такое тесное общение с врачами лечебно-профилактических учреждений края позволило руковод ству института совместно с крайздравотделом (заведующие Е. Ф. Колесников, Л. В. Потапов) выбрать наиболее оборудо ванные и укомплектованные хорошими специалистами учреждения для баз производственной практики и научных поисков. А обследования всего населения, проведенные в рабочих поселках края, позволили доценту Н. Т. Ляхову, ассистентам В. II. Степаненко, Л. Н. Ермаковой, И.М.Чебановой и другим сделать в 1964 году доклад на всесоюзном пленуме в институте терапии им. А. Л. Мясникова о распространении гипертонической болезни в Приморье.

Постоянные консультации в пригородных санаториях создали возможность с 1960 года направлять больных, перенесших инфаркт миокарда в санатории "Амурский залив", санаторий МВД и ряд других на долечивание. Ассистенты, доценты и врачи клиник один-два раза в неделю осматривали их вместе с врачами санаториев. Л те из выздоравливающих, кто не смог попасть в санаторий, как правило, наблюдались кли ническими врачами. Вот что по этому поводу писала газета "Боевая вахта":

"Больные, перенесшие инфаркт миокарда, не выпускаются из поля зрения врачей клиники факультетской терапии. И хотя от них не поступает жалоб на состояние здоровья, их вызывают к врачу, или врач приезжает домой, ведется профилактическое лечение возникновения повторных инфарктов миокарда".


pedfak.narod.ru

20.05.2008

Док. 576926
Перв. публик.: 20.05.08
Последн. ред.: 28.07.09
Число обращений: 0

  • Мотавкин Павел Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``