В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
О ликвидации бедности среди пенсионеров Назад
О ликвидации бедности среди пенсионеров
В пятницу 24 июля в Кремле Президент России Дмитрий Медведев провёл совещание по вопросам развития пенсионной системы.

Как сообщила пресс-служба Президента России, Дмитрий Медведев сообщил, что подписал два базовых закона, связанных с развитием пенсионной системы и дающих возможность на конец 2010 года повысить средний размер трудовой пенсии до 7 781 рубля.

Обсуждались вопросы применения этих законов.

Федеральные законы "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" приняты Государственной Думой 17 июля 2009 года и одобрены Советом Федерации 18 июля 2009 года.

Так как на этом совещании обсуждался в принципе один из главных социальных вопросов о ликвидации бедности среди пенсионеров, то наша редакция электронного издания "Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)" считает необходимым привести для сведения общественности страны с помощью официального сайта Президента России www.kremlin.ru прямой полный пакет следующих документов: "начало совещания по вопросам развития пенсионной системы, список
участников совещания по вопросам развития пенсионной системы, справку Государственно-правового управления к федеральным законам "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с нашим кратким комментарием.

Начало совещания по вопросам развития пенсионной системы:

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги, давайте сегодня поговорим о пенсиях. Мы некоторое время назад обсуждали перспективы развития пенсионной системы, это было в апреле, с тех пор уже прошло довольно значительное время. Но самое главное, что принято необходимое решение, 17 июля Госдума приняла два базовых закона, касающихся пенсионной реформы. Только что я их подписал, вот они лежат, и как раз есть необходимость поговорить о том, как мы их будем применять.

Целью применения этих законов является повышение уровня пенсионного обеспечения для людей старшего поколения, причём с учётом так называемого советского стажа работы и, конечно, социальной защищённости работающих граждан в целом. И в этой связи я обозначу буквально пару вещей, а после этого мы с вами поговорим о том, что нам делать.

Во-первых, пенсия должна рассчитываться исходя из тех правил, которые в настоящий момент приняты. Будет установлена помощь, поддержка, прежде всего для тех, у кого пенсия является единственным источником дохода, а её размер ниже установленного в регионах прожиточного минимума. Для таких пенсионеров впервые будут введены социальные доплаты в тех регионах, где прожиточный минимум выше среднероссийского. Субъектам Федерации предстоит определить число пенсионеров, которые будут получать доплаты и необходимый для этого объём финансирования; кстати сказать, также нужно будет определить средства для социальных выплат и зафиксировать их в полном объёме именно на эти цели в бюджетах.

Руководители регионов должны понимать, что от их эффективной работы во многом будет зависеть ликвидация бедности как общее направление нашей работы для пенсионеров - направление, которое мы взяли на себя некоторое время назад и которое мы не должны менять.

Во-вторых, в ближайшее время планируется переходить от единого социального налога к уплате страховых взносов. Ещё одна тема, непростая и с точки зрения организации, и с точки зрения последствий. Поэтому должны существенно поменяться ставки и порядок администрирования данных платежей. Эта модель должна работать эффективно, но мы должны для этого обеспечить необходимое взаимодействие всех участников процесса, я имею в виду и пенсионных, и страховых фондов, и исполнительной власти, и бизнес-структур.

Здесь ещё есть проблемы, есть различное понимание, поэтому я пригласил на это совещание руководителей банков и руководителей пенсионных структур. Давайте об этом поговорим, но прежде я бы хотел, чтобы короткий комментарий к этим законам с учётом их важности, долгосрочности в целом дали присутствующие здесь министры, отвечающие за соответствующие направления.

Татьяна Алексеевна, два слова Вам, пожалуйста.

Т.ГОЛИКОВА: Спасибо, Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Те пенсионные законы, которые были не так давно приняты Думой и одобрены Советом Федерации и сегодня Вами подписаны, дают нам возможность повысить средний размер трудовых пенсий на конец 2010 года до 7781 рубля. Если сравнивать это с концом 2009 года, где [с учётом] увеличения [средняя пенсия] составит 6175 рублей, то соответственно средний размер трудовых пенсий возрастёт примерно на 1500 рублей за 2010 год.

Если говорить о трёхлетнем периоде, о том периоде, на который мы сейчас формируем бюджет Пенсионного фонда и федеральный бюджет, среднее увеличение пенсий составит 3285 рублей. Что это означает? Это означает, что соотношение между средним размером трудовой пенсии в 2010 году и прожиточным минимумом пенсионера составит 162,8 процента. Я напомню, что мы ставили себе достаточно амбициозные задачи, когда принимали предложение в рамках совершенствования пенсионного законодательства, по поводу того, чтобы средний размер трудовой пенсии в обозримой перспективе 2016-2017 годов, равнялся 2,5 прожиточного минимума пенсионера.

Кроме этого, я хотела бы обратить внимание на то, что есть категории получателей, у которых пенсия возрастёт достаточно существенно, - это инвалиды вследствие военной травмы, это участники Великой Отечественной войны. У них средний размер пенсий к концу 2010 года составит соответственно 18 210 рублей и 18 217 рублей. Это связано и с тем законодательством, которое действует сегодня (у них пенсии выше), и также с одной новой нормой, которая вводится в пенсионное законодательство, это пересчёт пенсионных прав граждан, которые приобрели стаж в советское время, до 1991 года.

Я напомню, что у нас увеличение пенсий будет производиться через увеличение расчётного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года. Увеличение - на 10 процентов плюс один процент за каждый год работы в советский период. Эта норма коснется 36,5 миллиона пенсионеров. Средний размер увеличения пенсии оценивается от 1140 рублей до 1650-1700 рублей для лиц старше 70 лет. При этом пересчёт пенсионных прав будет производиться автоматически органами Пенсионного фонда. И если при получении нового размера пенсии граждане обнаружат, что они считали, скажем, свой размер пересчёта более высоким, то они вправе обратиться в Пенсионный фонд с представлением соответствующих документов и соответствующего заявления для того, чтобы уточнить размер увеличения расчётного пенсионного капитала.

Д.МЕДВЕДЕВ: Кто будет это определять, если возникнут расхождения в собственных подсчётах пенсионера (потому что это довольно непростая задача) и тех данных, которые будут в Пенсионном фонде?

Т.ГОЛИКОВА: На сегодняшний день, и Вы это видели, когда мы с Вами посещали Забайкальский край, все территориальные отделения Пенсионного фонда имеют и ведут пенсионные дела как в бумажном виде, так и в электронном виде, и у них есть все параметры назначения пенсий для тех пенсионеров, которые сегодня таковыми являются. И если будет ощущаться какой-то недостаток документов при оценке пенсионных прав, то, естественно, пенсионеры должны будут донести документы, которые подтверждают стаж работы в советское время, и, естественно, это будет приниматься и пересчитываться органами Пенсионного фонда.

Д.МЕДВЕДЕВ: То есть на самом пенсионере тогда будет обязанность найти эти документы?

Т.ГОЛИКОВА: Если есть ошибка при расчёте.

Д.МЕДВЕДЕВ: Если есть ошибка и если пенсионер считает, что она допущена, тогда он должен найти соответствующее обоснование, соответствующие данные.

Т.ГОЛИКОВА: Да, абсолютно.

И ещё одна новелла, о которой Вы сказали в своём вступительном слове, - это введение так называемой социальной доплаты до прожиточного минимума в Российской Федерации и до прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. До прожиточного минимума в Российской Федерации - это обязательство Российской Федерации, здесь соответствующие денежные средства будут предусматриваться в федеральном бюджете. Но я также хочу обратить внимание, что доплата до прожиточного минимума в Российской Федерации и в субъекте Российской Федерации, согласно закону, будет осуществляться по совокупности всех выплат, которые гражданин получает, то есть не только пенсионные, но и единовременные денежные выплаты населению, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение и так далее, в зависимости от того, какой конкретный набор гражданин имеет для себя.

И здесь очень важно (мы сейчас работаем по этому направлению) отладить и информационное, и нормативное взаимодействие с субъектами Российской Федерации в той части, которая касается доплаты сверх российского прожиточного минимума, когда прожиточный минимум в субъекте выше. Здесь соответствующие нормативные документы должны принять субъекты Российской Федерации, и они же должны будут предусмотреть в своих бюджетах средства на осуществление этой доплаты. Это не означает, что федеральный бюджет отказывается от соответствующей финансовой помощи, такая финансовая помощь будет предоставляться, но она будет предоставляться только тем бюджетам, которые являются на сегодняшний день высокодотационными.

Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно, спасибо.

Алексей Леонидович, помимо собственно самих изменений необходимо, чтобы эти изменения у нас сопровождались соответствующим финансированием - как текущим, так и перспективным. Что Вы можете по этому поводу сказать?

А.КУДРИН: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Совместно с Минздравсоцразвития мы провели расчёты необходимой дотации федерального бюджета Пенсионному фонду. Во-первых, на проведение пересчёта прав пенсионеров, то, что мы называем валоризацией, в следующем году в бюджете впервые возникает такой расход размером 502 миллиарда рублей. Соответственно всегда эти обязательства по досчёту прав пенсионеров остаются на федеральном бюджете.

Второе. С учётом принятых решений по составу пенсии, её структуре, порядке индексации - в следующем году у Пенсионного фонда возникнет дефицит, он связан ещё и с тем, что мы живём в период кризиса, что доходы снижаются, не так быстро растут фонды оплаты труда. И в следующем году дефицит Пенсионного фонда составит, по тем прогнозным данным, которые мы сейчас согласовали, 1 триллион 166 миллиардов рублей. Эти ресурсы заложены в нашем прогнозе бюджета, сегодня мы завершаем подготовку основных характеристик и параметров федерального бюджета, на следующей неделе будем рассматривать на бюджетной комиссии, заседании Правительства. Эти расходы заложены и обеспечены в бюджете следующего года и в прогнозе трёх лет.

В 2011 году дефицит Пенсионного фонда будет ниже, потому что вступают в действия новые ставки страховых платежей. Кроме того, мы закладываем в федеральный бюджет субсидию субъектам Российской Федерации как раз на доплату до прожиточного минимума. И в следующем году эти суммы составят в федеральном бюджете 23 миллиарда 180 миллионов рублей, что тоже обеспечит своевременные, чёткие выплаты этих доплат и ликвидацию бедности среди пенсионеров.

Участники совещания по вопросам развития пенсионной системы

НАРЫШКИН Сергей Евгеньевич     -    Руководитель Администрации Президента
ЖУКОВ Александр Дмитриевич     -    Заместитель Председателя Правительства
КУДРИНАлексей Леонидович     -    Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов
СОБЯНИН Сергей Семенович     -    Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства
ДВОРКОВИЧАркадий Владимирович     -    помощник Президента
ГОЛИКОВА Татьяна Алексеевна     -    Министр здравоохранения и социального развития
МИЛОВИДОВ Владимир Дмитриевич     -    руководитель Федеральной службы по финансовым ранкам
МОКРЕЦОВ Михаил Павлович     -    руководитель Федеральной налоговой службы
ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВИлья Вадимович     -    начальник Экспертного управления Президента
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Станислав Сергеевич     -    заместитель Министра экономического развития
НЕСТЕРЕНКО Татьяна Геннадьевна     -    заместитель Министра финансов
ДРОЗДОВ Антон Викторович     -    председатель правления Пенсионного фонда
ГРЕФ Герман Оскарович     -    президент - председатель правления ОАО"Сберегательный банк"
ДМИТРИЕВ Владимир Александрович    -    председатель государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"



Справка к федеральным законам "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"

Целью принятия данных федеральных законов является улучшение социального и материального положения граждан старшего поколения, повышение размеров пенсий и пособий по обязательному социальному страхованию.

Для решения данных задач в первую очередь предлагается введение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, значительно превышающего размер базовой части трудовой пенсии, применяющийся в настоящее время и составляющий 1 950 рублей в месяц.

Так, для граждан, не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, такой размер составит 2 562 рубля в месяц, для граждан, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы, - 5 124 рубля, а для лиц, на иждивении которых имеются нетрудоспособные члены семьи (в зависимости от количества иждивенцев - от одного до трёх и более человек), - 3 416 рублей, 4 270 рублей, 5 124 рубля.

Значительно увеличится такой размер и для лиц, которые отработали положенный стаж в районах Крайнего Севера (3 843 рубля), а для граждан старше 80 лет, имеющих стаж работы в таких районах, - 7 686 рублей.

Такие увеличения коснутся и других категорий граждан, определённых в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Кроме того, предусматривается ввести механизм повышения (валоризации) денежной оценки пенсионных прав пенсионеров, вышедших на трудовую пенсию в годы существования СССР, а также других категорий пенсионеров с помощью более справедливой оценки их пенсионных прав, приобретённых до вступления в силу нового пенсионного законодательства (до 1 января 2002 года).

Начиная с 1 января 2010 года при расчёте размера трудовых пенсий величина расчётного пенсионного капитала будет увеличиваться на 10 процентов и сверх того на 1 процент (без ограничений) за каждый полный год общего трудового стажа, приобретённого до 1 января 1991 года.

При наличии у пенсионеров продолжительного трудового стажа (более 30 лет у мужчин и 25 лет у женщин) за каждый год сверх этого стажа фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии будет увеличен на 6 процентов.

Следует особо обратить внимание на такую меру социальной поддержки пенсионеров, как введение социальной доплаты к пенсии.

Так, с 1 января 2010 года общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.

Социальная доплата будет двух видов - федеральная или региональная, и её установление будет зависеть от величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации и материального положения конкретного пенсионера. В общую сумму материального обеспечения включаются такие выплаты, как пенсия, дополнительное материальное обеспечение, ежемесячная денежная выплата (установленная взамен предоставляемых ранее натуральных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, бесплатного проезда в транспорте и иных), иные меры социальной поддержки, предусматриваемые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

В части обязательного социального страхования также предусматривается значительное увеличение размеров выплачиваемых пособий.

Увеличения предусматриваются и в части обеспечения пособиями по материнству.

В частности, размер пособия по беременности и родам составит 100 процентов среднего заработка, но не выше 34 583 рублей, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - 40 процентов среднего заработка, но не выше 13 833 рублей.

Кроме того, данные федеральные законы определяют отношения, связанные с уплатой работодателями взносов в государственные внебюджетные фонды на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и на обязательное медицинское страхование в целях полного перехода на страховые принципы формирования и расходования средств бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Необходимо отметить, что с 1 января 2010 года отменяется единый социальный налог. Вместо него работодатели будут уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды по каждому из видов обязательного страхования.

Базой для начисления страховых взносов, по сути, является заработная плата работника. Такая база определяется в отношении каждого работника с начала года нарастающим итогом и не может превышать 415 тысяч рублей. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу работника, превышающих 415 тысяч рублей нарастающим итогом, страховые взносы не взимаются.

Эта предельная величина базы для начисления страховых взносов будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Определять размер индексации будет Правительство Российской Федерации.

Представляется, что такой размер данных сумм является в настоящее время оптимальным и не повлечёт умышленных действий работодателя и работника по сокрытию доходов.

Необходимо отметить, что страховые взносы не будут взиматься с таких выплат, как пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ряда других, в первую очередь связанных с социальной поддержкой населения.

В 2010 году тарифы страховых взносов предлагается сохранить в размерах действующих ставок единого социального налога.

С 2011 года будут применяться следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов, Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1 процента, территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,1 процента. Определены также правила уплаты страховых взносов, контроля за их уплатой, а также меры ответственности за нарушения порядка уплаты страховых взносов.

Реализация данных федеральных законов послужит улучшению материального положения пенсионеров, женщин, имеющих детей, иных социально уязвимых групп населения. Эти федеральные законы являются важным элементом в системе мер социальной поддержки граждан Российской Федерации".

На наш взгляд самым интересным документом в этом пакете является как раз последний из них, а именно справка Государственно-правового управления Президента по подписанным им законам. В ней приведены точные цифры будущих пенсий для различных категорий пенсионеров, а когда будут опубликованы эти законы каждый настоящий пенсионер или будущий сможет пересчитать размер своей пенсии.

Президент России Дмитрий Медведев в своём вступительном слове сказал:

"Руководители регионов должны понимать, что от их эффективной работы во многом будет зависеть ликвидация бедности как общее направление нашей работы для пенсионеров - направление, которое мы взяли на себя некоторое время назад и которое мы не должны менять".

Эту задачу он предполагает решить до конца 2010 года. На конец этого года средний размер трудовых пенсий составит 7781 рубль и повысится примерно на 1500 рублей за 2010 год. А за трехлетний период пенсия повысится на 3285 рублей. Министр Минздравсоцразвития Татьяна Голикова сказала, что это означает, что соотношение между средним размером трудовой пенсии в 2010 году и прожиточным минимумом пенсионера составит 162,8 процента.

Министр финансов Алексей Кудрин подтвердил, что это повышение пенсий обеспечено ресурсами, заложенными в проект бюджета. "Эти расходы заложены и обеспечены в бюджете следующего года и в прогнозе трёх лет", - сказал министр.

Похоже если правительство справится к тому же с инфляцией, то за три года бедность среди пенсионеров действительно удастся если не ликвидировать, то значительно снизить.

Лев Иванов.

27 июля 2009 года.
www.viperson.ru

Док. 576694
Опублик.: 27.07.09
Число обращений: 0

  • Кудрин Алексей Леонидович
  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Голикова Татьяна Алексеевна
  • Иванов Лев Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``