В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борец должен уметь мыслить, как шахматист Назад
Борец должен уметь мыслить, как шахматист
Николай Николаевич Соловьев, заслуженный мастер спорта, чемпион XVI Олимпийских игр по классической борьбе, двукратный чемпион СССР, победитель крупнейших международных турниров, кавалер ордена ?Знак Почета?.
Борцы издавна были в почете в нашей стране - в начале прошлого века на весь мир гремела слава трех Иванов - Поддубного, Заикина, Шемякина. Можно вспомнить, что Е. Вучетич моделью для своей знаменитой скульптуры ?Перекуем мечи на орала? выбрал чемпиона Олимпийских игр 1952 года по классической (греко-римской) борьбе Б. Гуревича.

В ?золотые? времена для отечественной борьбы нередко складывалось так, что чемпионат страны было тяжелее выиграть, чем чемпионат Европы, а то и мира. Бывали ситуации, что чемпионом мира становился один борец, чемпионом Европы другой, а чемпионом СССР- третий, и все это в одной и той же весовой категории. Накануне Олимпийских игр ситуация обострялась - доходило до того, что некоторые спортсмены, под разными предлогами, уклонялись от участия в чемпионате Европы, зная, что даже победа не даст гарантии участия в Олимпийских играх.

О характере конкуренции в классической борьбе говорит тот факт, что ни один из чемпионов XV Олимпийских игр не только не выиграл следующие, но и вообще не попал в состав команды. Вот в такой обстановке ожесточенной конкуренции и предстояло дебютировать на Играх в Мельбурне нашему земляку. В отличие от Поддубного со товарищи, он выступал в весовой категории 52 кг - в обыденной обстановке, скажем, на улице, не сразу и поймешь, что это борец.

Совсем другое впечатление производили легендарные борцы времен Поддубного - настоящие богатыри, физические данные великолепные. Николай видел самого Ивана Максимовича, видел и Заикина - в нашем городе в помещении цирка проходил чемпионат страны, - гостем на этих соревнованиях и был Заикин.

Что касается подготовки к Играм в Мельбурне, то Николай готовил своим соперникам сюрприз - однажды на соревнованиях он увидел особый прием в исполнении турецких борцов вольного стиля. Точнее, это был контрприем - проводился он в партере борцом, находящимся внизу. Спортсмен, который находится вверху, имеет преимущество, а при помощи этого контрприема атакуемый становился атакующим, противодействуя приему ?переворот захватом?, который применяет верхний борец. Вот против этого приема Соловьев и нашел противоядие. Правда, ему пришлось шлифовать и приспосабливать находку - дело в том, что ?вольники? при его использовании применяли зацепы, а в классической борьбе эти приемы запрещены.

Готовил свой сюрприз Соловьев целый год, и вот начался турнир. В то время схватка по регламенту продолжалась 15 минут, причем без перерыва и ничьих. Первого соперника, румына Пырвулеску, наш земляк победил по очкам, применив свое секретное оружие. Во втором поединке за 4 минуты 30 секунд выиграл у француза Зета, а вот третью схватку он проиграл турецкому борцу Экрибашу. Условия в поединке диктовал Николай, но в то время наших борцов судьи часто ?прихватывали? - видимо им надоели постоянные победы советских спортсменов.

В итоге ситуация сложилась таким образом, что надо было обязательно побеждать последнего соперника, причем не по очкам, а чисто - только в этом случае Соловьев становился чемпионом. Всегда трудно выигрывать, а особенно, если соперника надо укладывать на лопатки - тем более, что бороться Николаю предстояло с сильным итальянским спортсменом Фаброй. Этот атлет неоднократно становился чемпионом мира, причем, как по классической, так и по вольной борьбе. Николай знал, что Фабра был невероятно силен физически - видел, как он легко укладывал на различных турнирах всех свои соперников, а сила в классической борьбе имеет большее значение, чем в вольной, где разрешены зацепы, подножки и где требуется ловкость.

Кроме того, итальянец обладал отменной гибкостью - ?мост? он делал таким образом, что его ноги находились почти рядом с головой. Все это приходилось учитывать нашему земляку, придумывая план предстоящей схватки, так как он знал, что борец должен быть не только силачом, но и тактиком, уметь мыслить, как шахматист, заранее просчитывать дальнейшее развитие событий.

В этой решающей схватке явного преимущества ни у кого не было. Прошло уже десять минут, когда, находясь нижним в партере, Соловьев сумел поймать соперника на свою ?коронку?, но физическая сила итальянца позволила ему уйти с ?моста?. Правда, в этой ситуации наш земляк, пытаясь его дожать, сумел сбить дыхание сопернику. Это помогло, когда он вновь поставил итальянца на ?мост? и все-таки дожал его. Результатом стало звание чемпиона Олимпийских игр. Не надо забывать, что это был 1956 год, и известные события в Венгрии некоторым образом влияли на соревнования скажем, был конфликт у ватерполистов. Кроме того, советская и венгерская команды были примерно равного класса и обе находились в числе претендентов на медали.

У борцов все было спокойнее, но венгерская команда раскололась - одни по-прежнему относились к нашим нормально, а другие перестали вдруг отвечать на приветствия, считая советских спортсменов врагами. Мешали нормальной подготовке и ?просветительские? беседы компетентных органов. Начались они еще в Москве и должны были продолжаться в Мельбурне, но главный тренер сумел оградить команду, заявив, что или борцов перестанут нервировать, или он снимает с себя всякую ответственность за результат. Подействовало, так как к этому моменту сборные команды СССР догнали американцев по общему числу набранных очков в неофициальном командном зачете, но проигрывали по количеству золотых медалей. В команде появился лозунг: ?Даешь золото!? И борцы его дали - олимпийскими чемпионами стали Н. Вырупаев, Г. Картозия, В. Николаев, А. Парфенов и Н. Соловьев.

Наш земляк стал заслуженным мастером спорта, был награжден орденом ?Знак Почета? и получил премию - 15000 рублей. Если немного добавить, то можно было купить ?Победу?, которая стоила в то время 18000.

Сейчас Николай Николаевич работает в ДЮСШ консультантом-методистом. В нашем городе регулярно проводятся всероссийские соревнования на призы олимпийского чемпиона Н. Соловьева. Ветеран доволен тем, что наши борцы вновь стали доминировать в соревнованиях самого высокого уровня, но огорчен обидным и досадным проигрышем А. Карелина на Олимпийских играх в Сиднее.

Соловьев считает, что Александр не принял американца за серьезного соперника - надо было побеждать в основное время, не доводя схватку до ситуации, где все возможно. Ведь Карелин мог сделать захват как можно удобнее - сопернику в этот момент запрещается оказывать сопротивление, но после захвата борец обязан произвести бросок, уже не распуская этот захват, даже если он хочет схватить соперника поудобнее. Наш борец этого не сделал и американцу сразу дали выигрышный балл.

Конечно, Карелин знал об этом правиле, но был жуткий ажиотаж,- от него ждали четвертой золотой медали и, видимо в эйфории, Александр забыл обо всем - в борьбе иногда бывает, что спортсмен уже не совсем адекватно воспринимает элементарные вещи, мышцы привыкли быстро реагировать на действия соперника. Может быть, секундант Карелина должен был напомнить ему об этом. Как бы то ни было, но борцу нельзя бояться или недооценивать соперника - нужна золотая середина. Карелина, конечно, жаль, но спорт есть спорт, и в нем все может быть. Он непредсказуем, и в этом его привлекательность и красота.


atlant.ru

27.09.2002

Док. 576693
Перв. публик.: 27.09.02
Последн. ред.: 27.07.09
Число обращений: 0

  • Соловьев Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``