В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Рынок консалтинговых услуг: настало время профессионалов` Назад
`Рынок консалтинговых услуг: настало время профессионалов`
"Интервью с И.М. Лобовским, генеральным директором "ИМА - консалтинг", кандидатом социологических наук и Заслуженным работником связи России.
Приходит к старушке мастер телевизор чинить. 5 минут покопался - телевизор заработал.
- С вас 5.20, бабушка.
- За что ж, милок? Ты всего-то 2 раза ткнул...
- За то, что ткнул, - 20 копеек. А 5 рублей - за то, что знал, куда ткнуть.
Этот старинный анекдот невольно вспоминается, когда начинаешь анализировать процессы, происходящие в российском обществе. Отечественные политики и бизнесмены, даже обладая обширными знаниями в своей области и незаурядными личностными качествами, зачастую не находят ответа именно на этот вопрос: куда "ткнуть", чтобы все заработало? А потому многое, казалось бы, из хорошо задуманного работает совсем не так, как ожидалось. Или не работает вообще. Жизнь устроена значительно сложнее, чем черно-белый телевизор...
В 90-е годы учить российских лидеров, как надо действовать, было модно: бывшая "страна советов" все-таки. Загадочные "консультанты", позаимствовав имидж у Воланда, сколачивали состояния на расхожих рекомендациях из западных учебников. Однако сегодня можно с уверенностью утверждать, что на динамично развивающемся российском рынке консалтинговых услуг появились, наконец, настоящие профессионалы. Это люди, которые обладают специальными знаниями, позволяющими видеть проблему в целом, находить выходы из сложных ситуации, заранее "просчитывать" последствия тех или иных решении. Востребованность таких специалистов растет с каждым годом.
Четыре года назад отцы-основатели "Группы ИМА" - Андреи Гнатюк и Владимир Смирнов, - наблюдая за пробуждением природы и появлением клейких зеленых листочков на деревьях и кустарниках, пришли к выводу о необходимости организации комплекса консалтинговых услуг как отдельного направления. Так на основе современных методов анализа и при помощи креативного мышления была придумана и основана "ИМА-консалтинг". Началась история компании, ставшей впоследствии одним из лидеров на российском рынке консалтинговых услуг.
О прошлом и сегодняшнем дне компании, об успешных проектах и ближайших планах, а также о многом другом шел разговор на встрече.
Игорь Маркович, так с чего же все началось?
- Началось, представьте, достаточно давно. Профессия консультанта была известна и уважаема еще в дореволюционной России. Но традиции были утрачены, и становление отечественного консалтингового рынка в начале 90-х шло методом проб и ошибок.
Более десяти лет назад появилась "ИМА", которую, как гласит легенда, придумал Андреи Гнатюк. Вторая легенда расшифровывает эту аббревиатуру как Информационное Молодежное Агентство. А уже не легенда гласит, что бизнес начинался с первых "андерграундных" выставок молодых художников, с издания необычных тогда книг... Возникло известное издательство "ИМА-пресс", постепенно формировался холдинг "Группа ИМА", который на сегодняшний день объединяет более 15 разнопрофильных специализированных компании.
Уверен, что успешное функционирование холдинга является для нашей компании синонимом горного массива в тылу дома по древнекитайскому учению "фэн-шуй". Действительно, собственные полиграфическое и упаковочное производство, телевидеопроизводство, сувенирная продукция, дизайн и WЕВ-дизайн, директ-мейл, PR, реклама, издательство, региональные структуры - все это поддерживает и помогает нашим клиентам.
Компания "ИМА-консалтинг" юридически создана 4 года назад, так что формально мы совсем молодая фирма. Фактически же это не совсем так. Все лучшее из накопленного в сфере консалтинга в недрах "Группы ИМА" было успешно использовано в "ИМА-консалтинг": это касается в первую очередь нашей команды. Поэтому когда нас спрашивают, сколько фирме лет, для нас это вопрос непростой. На бумаге компании 4 года, но люди в ней работают по 6 -7 и более лет. Это команда единомышленников-профессионалов, имеющих уникальный опыт.
Сегодня у "ИМА-консалтинг" два основных поля деятельности: политический и бизнес-консалтинг. Политконсалтинг для компании - начало нашей истории и ее сегодняшняя база. На первом этапе мы специализировались главным образом на реализации РR-проектов, проводили успешные политические кампании.
Два года назад в основу своей деятельности мы заложили так называемый "клиентоориентированный подход", когда во главу угла поставлены интересы нашего заказчика. Есть все основания утверждать, что на сегодняшний день мы в состоянии удовлетворить самые взыскательные запросы как в области политконсалтинга и политтехнологии, так и бизнес-консалтинга: управленческого консультирования, маркетинга и РR-сопровождения различных проектов.
Как вам удалось создать команду? Кто в нее входит?
- На российском рынке работают 5 - 6 компаний, которые объективно достаточно сильны и профессиональны. Но консалтинг в его российском виде ассоциируется прежде всего с персоналиями. В имидже многих компании главное - имя человека, который стоит во главе. Однако часто оказывается, что имя есть, но за ним ничего не стоит. Остается некая легенда, воспоминания, а реальных "суперклиентов", политических или бизнес-решении, в общем-то, нет. По-другому обстоит дело в "ИМА-консалтинг": отцы-основатели А.К. Гнатюк и В.А. Смирнов -люди известные и реальные в политических и деловых кругах страны. Многие члены команды "ИМА" пришли работать не столько в компанию "ИМА-консалтинг", сколько "к Гнатюку и Смирнову". Так же, как и многие, клиенты "ведутся" на них.
Это, видимо, трудно понять тем, кто работает в более рациональном бизнесе. Так что команда "ИМА-консалтинг" -это команда увлеченных профессионалов. Причем с улыбками на лицах, как сказано в нашей миссии.
До последнего времени мы практически не говорили о себе и даже не планировали этого делать в обозримом будущем. Ведь мы работаем на клиента, а не занимаемся саморекламой. И только в силу того, что на сегодняшний день мы стали весьма активно работать на рынке бизнес-консалтинга, пришлось думать и делать что-то более серьезное в плане информирования бизнес-сообщества о компании и наших проектах.
Главный принцип работы компании - это работа на клиента, на его интересы и ожидания. Такой подход развивается, углубляется, пестуется, лелеется. Именно по соответствию этому критерию подбираются люди. Одновременно в этом и главная проблема, которая характерна для всего общества. Так уж сложилось, что у людей среднего и старшего поколения гена "клиентоориентированности" в клетках организма недостаточно. Когда люди, прошедшие советскую систему "ненавязчивого" сервиса, достигают какого-то уровня, то часто к клиенту они начинают относиться как к чему-то мешающему, инородному. Можно шикарно оборудовать офис, оснастить его самой современной техникой, подобрать персонал с прекрасными профессиональными и внешними данными. Но если менеджмент компании не ставит во главу угла интересы клиента, то бизнес не может быть успешным. Я сам как потребитель услуг неоднократно сталкивался с тем, что даже фирмы, позиционирующие себя как "элитные", совершенно не работают с мотивационной сферой клиента, не учитывают его установки. Это большая психологическая ошибка.
Недавно жене потребовалось ушить свитер. Из рекомендованного ателье по ремонту трикотажа она приехала домой в шоке: молодые, стройные и улыбчивые приемщицы в фирменных одинаковых костюмах, компьютерное заполнение квитанции, столы с мониторами, установленными "заподлицо" со столом, - фантастика! Через неделю позвонили, уточнив время прихода. Она ехала туда в предвкушении чуда. Но случился облом: "А что это вы пришли? Вы же сдавали вещь другой смене! Что, еще разбираться с вашими вещами? Кто вам звонил, вы с ума сошли! Мы заказчикам не звоним!"
Очень многие отмечают, что клиентоориентированность стала серьезным конкурентным преимуществом вашей компании.
- Спасибо, это приятно слышать. Значит, наши усилия действительно дают ростки. Вступая в контакт с заказчиком, предлагая ему те или иные продукты, члены команды "ИМА-консалтинг" апеллируют в первую очередь не только к основным, серьезным аргументам (которые есть возможность обсудить позднее), а демонстрируют главное - позитивный имидж "ИМА-консалтинг". Сегодня практически в любой нише рынка есть серьезная конкуренция. Нет ни одного неконкурентного рынка. И это прекрасно, потому что у нас, потребителей, есть выбор. Ведь (за редким исключением) по своему качеству товары одной ценовой группы примерно одинаковы. Есть нюансы, но потребителю они далеко не всегда не заметны. А потому главным критерием его выбора становится имидж компании или данного товара (брэнд). Эта тенденция существует во всех сферах бизнеса. Сегодня главное преимущество на любом конкурентном рынке -будь то консалтинг, издательское дело, торговля мебелью, все что угодно - имидж компании или товара. Некоторые употребляют вместо слова "имидж" новый термин "репутационная стоимость". Этот термин более экономический, и он на самом деле отражает содержание ситуации, о которой я говорил. Поэтому наш бизнес может и должен развиваться очень активно: мы владеем самыми современными технологиями формирования репутационной стоимости бизнеса или человека.
Консалтинговых фирм в России достаточно много. Есть фирмы, которые претендуют на лидерство. Как реально определяется имидж консалтинговой компании?
- Команду любой компании разумно оценивать по двум критериям - внутреннему и внешнему. Внутренний -то, что раньше называли морально-психологическим климатом, - измерить сложно, но можно. Речь идет о духе компании, ее деловом стиле, корпоративных ценностях. Внутреннему миру нашей компании мы уделяем очень много внимания. Почти полгода готовим корпоративный кодекс, где с добрым чувством юмора рассказывается о серьезных вещах: нашей истории, миссии, традициях, корпоративных правилах и мифах. Кодекс издается в виде буклета и выдается каждому новому сотруднику компании. В моем понимании, для членов команды "ИМА" - это "исторический документ", он является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим "ИМА-консалтинг". Важна роль в жизни компании нашего "золотого фонда" - элиты команды.
Главная задача менеджмента компании - сохранив креативность, творческий опыт, дух вольных технологов, внести системность и структурность в этот непростой бизнес - консалтинг.
Внешний фактор, разумеется, не менее важен. Людям комфортно работать, если они знают "цену" своей компании. Этот критерий наиболее объективно отражает участие в профессиональных рейтингах и исследованиях. По данным различных рейтингов, "ИМА-консалтинг" стабильно занимает место в первой десятке (из 200 и более заявленных компании). Считаем, что это очень хороший, объективный показатель нашей деятельности. Вместе с тем есть куда устремлять наши амбиции, а это всегда важно на конкурентном рынке.
Какие критерии, с вашей точки зрения, являются основополагающими для имиджа консалтинговой компании?
- Традиционный ответ: лучше всего об этом могли бы рассказать наши клиенты. Однако специфика консалтинговой компании как раз в том, что наши клиенты довольно часто предпочитают сохранять конфиденциальность. Нашу деятельность в каком-то смысле можно сравнить с работой врача или духовника. Клиент рассказывает нам все или почти все - и тогда совместная работа эффективна и успешна. Или нам приходится самим до чего-то додумываться и докапываться, что удлиняет процесс и требует серьезной интенсификации работы команды. Есть веши стандартные-тренинг командообразования, подготовка и размещение информационных сообщении, проведение пресс-конференции "под ключ", проведение маркетингового исследования. Это все понятно, несложно, делалось сотни раз. Мы это знаем и умеем. Мы это называем базовыми продуктами продуктовой линейки "ИМА-консалтинг". Вместе с тем мы все чаше рекомендуем клиентам и другие, более современные продукты. Например, коучинг - личностное консультирование, направленное на достижение максимальных результатов в минимальные сроки. Это слово вошло в наш обиход недавно. Мало кто знает, что мы занимаемся коучингом уже года три. Это никак не афишируется, потому что наши психологи работают с людьми очень серьезного уровня. И для нас намного ценнее их доверие и продолжение работы с ними, чем реклама. Ведь это существенно повышает репутационную стоимость "ИМА-консалтинг", о важности который мы с вами уже говорили. Особняком стоит блок уникальных продуктов. Что это? Мы говорим нашим клиентам: у вас проблема? Назовите ее, мы продиагностируем ситуацию и предложим решение, как оценить эту работу. Поэтому рейтинг консалтинговых агентств - очень сложное дело, и формируется он единственным путем - путем экспертных оценок. В сообществе консультантов все Друг друга знают очень хорошо. И, повторюсь, мы очень гордимся высокими оценками наших коллег-конкурентов. Они имеют достаточно полное представление о том, чем мы занимаемся, и могут быть объективными. В консалтинге, особенно в политическом, обособиться невозможно. Это очень своеобразная среда.
В чем основное отличие консалтинга политического и бизнес-консалтинга?
- Мы одно из немногих агентств, сочетающих оба направления. Есть компании, которые занимаются только политикой, есть те, кто занимается чистым бизнес-консалтингом. Мы одни из немногих, если не единственные, кто делает и то, и другое. Причем у нас есть все основания этим гордиться, несмотря на внутреннюю специализацию подразделении, в обеих областях компания достигла серьезных результатов. Политтехнология - это очень хорошая школа, это драив. Общим для политики и бизнеса является то, что клиент - будь то структура или отдельный человек - настроен на рост, стремится наверх, и мы можем ему в этом помочь. Школа политики для консультанта очень полезна. Человек, проведший 2 или 3 политических кампании, - высокий профессионал. Поэтому такие специалисты, переходя на бизнес-поле, работают там весьма эффективно. Они могут решить любую проблему за очень короткий срок. С другой стороны, опыт в маркетинге, и в частности брэндировании, помогает при решении ряда политических задач.
В словаре нашей компании есть слово "спецназ". Когда я впервые услышал его, то очень удивился: мне тогда казалось, что консалтинг и спецназ - не совсем одно и то же... Потом я увидел, как это делается. Это сильно! Теперь я с гордостью называю нашу команду спецназом, потому что уверен - нам можно поставить любую задачу, условно загрузить в самолет, выбросить с парашютами над тайгой, и через 24 часа мы решим поставленную задачу. Сейчас я не просто уважаю, а люблю нашу компанию и нашу команду. В ней, команде, способные, талантливые, а может быть, и гениальные люди.
Приведу еще один пример. Как-то к нам обратился один из лидеров российского бизнеса с очень простым, казалось бы, вопросом. Он считал, что в Европе притесняют его интересы, и ему хотелось понять, что, собственно, происходит. При этом ответ он хотел получить уже через пару дней. Для нас обращение человека такого уровня было исключительно важно, поскольку оно подтверждало, во-первых, что в среде деловой и политической элиты России мы хорошо известны. Во-вторых, оно подтверждало нашу репутацию как команды, которой можно задать любой вопрос и поставить любую задачу. В данном случае задача была уникальна. Мы поняли, что нужно придумать что-то необычное. Задача была решена по следующей технологии. У нас трудится очень большое подразделение мониторинга, которое 24 часа в сутки отслеживает по нашим проектам все, что происходит в мире. За ночь были "прошерстены" все отечественные и зарубежные СМИ на данную тему. С середины ночи наш аналитик начал анализировать горы информации и к утру пришел к выводу, что нашего клиента прессингуют не на Западе, а здесь. Головы у наших ребят устроены очень интересно. Поэтому, когда мы встретились с этим олигархом и сообщили о сделанных выводах, оказалось, что мы открыли ему глаза на жизнь.
Хотелось бы услышать ваше мнение как эксперта в области консалтинга, кому нужна миссия фирмы, кто ее должен разрабатывать? Могут ли этим заниматься внешние консультанты или это должен делать сам руководитель?
- Консалтинговая компания может разработать для клиента его миссию, но это не будет миссия данной компании. С другой стороны, сама компания разработать для себя полноценную миссию не в состоянии, т.к. не владеет соответствующими технологиями и приемами. Это факт. Казалось бы, это просто придумать фразу или абзац текста. Можно применить мозговой штурм. Но специфика миссии в том, что она должна жить и работать. На Западе есть много примеров компаний, в которых по 30- 40, а иногда по 100 и более лет жива их миссия. Так что только в едином порыве, т.е. в союзе консультанта и фирмы прячется успешность и эффективность совместно разработанной миссии.
Интересно, но как вы, известный специалист на телекоммуникационном рынке, пришли в консалтинг? Что произошло?
- Так я ведь ответил. Создавая новое, организуя новые бизнесы, предприятия, услуги, учась в учебных заведениях разных стран, встречаясь и работая с представителями крупного европейского, американского и российского бизнеса, привлекая консультантов-управленцев, психологов, финансистов в те проекты, где я работал (МГТС, "Комстар", "Комкор-ТВ"), я набирался опыта. Достаточно вспомнить, что перед уходом из "Комстар" я был признан в рейтинге журнала "Эксперт" одним из лучших директоров России, На всех должностях меня привлекала сфера PR, маркетинга, менеджмента, а мои курс в британском университете назывался "Международная практика менеджмента".
- Каждый из нас в какой-то момент начинает понимать, что пора что-то менять в жизни. Кому-то проще сменить семью, но я настолько благодарен и признателен своей жене за понимание, такт и любовь, что у меня даже мысли такой не было. Значит, надо менять работу - и здесь я вновь благодарен за понимание своим коллегам и акционерам, к которым испытываю теплые и дружеские чувства. Так что жизнь после прихода в консалтинг изменилась на 180 градусов, стала еще интенсивнее, но настолько же интереснее. А телекоммуникационный рынок никуда не ушел: я член исполкома крупнейшей Ассоциации документальной электросвязи, я также поддерживаю дружеские и деловые связи с руководителями и сотрудниками предприятии связи.
Консалтинг - и политический, и деловой - вещь затягивающая. Интриги переговоров, разработка стратегии поведения клиента в той или иной ситуации, имиджмейкерство, бессонные ночи и... победа!
Возможно ли, на ваш взгляд, в масштабах всей страны повернуть население лицом к рынку?
- Конечно. Это не только возможно, это необходимо, потому что другого выхода просто нет. Мой многолетний опыт работы в телекоммуникационном бизнесе и теперь в консалтинговом свидетельствует, что основная проблема нашего бизнеса состоит в уровне культуры. Создать серьезную, глубокую миссию - это культура. Наши специалисты могут это сделать: мы можем изучить и продиагностировать компанию, проанализировать ее имидж, составить психологический медиапортрет компании и ее лидеров. Есть технологии, методики - это не проблема. Только вот дилемма - наши мысли, выводы и решения мы в чужие головы не вложим. Мы можем грамотно разработать миссию компании, но нет гарантии, что она будет работать, пока не произошли соответствующие изменения в умах сотрудников. Преодолению ментальных барьеров эффективно способствует, к примеру, уже упомянутый мной коучинг, который применим как на корпоративном, так и на индивидуальном уровне. Честно говоря, я получаю огромное удовольствие, когда вижу результаты коучинга, который мы проводим с серьезными бизнесменами. Это очень эффективная вещь, она работает, в том числе и на личностный рост, позитивное изменение ментальности. Вообще нужно помнить, что любая проблема в бизнесе сегодня должна решаться комплексно, с применением всех существующих методик, адекватных поставленной задаче.
Вы действительно можете с помощью технологий настолько изменить человека?
- Известно, что объективной реальности не существует. Известно, что все проблемы в голове, а не во вне. Поэтому мы изменяем представление человека о себе, и мгновенно меняется многое вокруг него. И люди, и ситуации. Главное, чтобы сам человек этого хотел. Могу привести яркий пример. Речь идет о победе на губернаторских выборах в Красноярском крае Александра Хлопонина. В результате эффективной совместной работы консультантов и кандидата была одержана яркая победа. А. Хлопонин - очень умный, интересный, талантливый человек. Команда приступила к работе за 4-5 месяцев до выборов, когда электоральный рейтинг Хлопонина был 4%, т. е. реально его шансы победить в Красноярском крае были близки к нулю. В итоге -четверть голосов и победа на выборах!
Пришлось ли менять или несколько корректировать имидж А. Хлопонина?
- Нет. Это тот редкий случаи, когда с имиджем все изначально было в порядке. Стояла другая задача - "раскручивать" его, создавать известность. Надо было объяснить людям, что к ним пришел не олигарх, которому все безразлично, а серьезный бизнесмен, талантливый организатор, который именно поэтому и поможет краю.
Еще один пример. Мне довелось быть свидетелем, как создавался имидж Ю. Тимошенко на Украине, как она проводила свою избирательную кампанию в Верховную раду в прошлом году. Это самолюбивая и гордая женщина, но во время предвыборной кампании она сыграла фантастическую игру, спрятав свое "я". Множество скромных черно-белых плакатов формата А4, прическа "а-ля Леся Украинка" с косой, прямые эфиры, где вся Украина была свидетелем ее "публичного унижения". Строгий, математический расчет: люди искренне сопереживают униженным и оскорбленным. Больше не нужно было изобретать ничего. На выборах ее партия получила, по-моему, более 7% голосов и вошла в парламент.
Есть ли будущее в России у таких политиков, как А. Хлопонин? Станут ли они большинством? Кто сегодня владеет умами в России?
- Я думаю, что в нашей экономико-политической ситуации такие люди, как Хлопонин, - это оптимальный вариант. Дело даже не в персоналиях, главное, что в политику приходят крупные бизнесмены, богатые люди, которые не будут воровать - у них и так все есть. Кроме того, у них совсем иная ментальность. А если самых успешных людей в России интересует управление государством, значит, они верят в его будущее. Приход к власти представителей бизнеса - один из немногих путей оздоровления страны. Вспомните: веками Российской державой правили люди отнюдь не бедные, и она процветала. А каких результатов может достичь кухарка, когда берется управлять государством, мы хорошо знаем из истории.
То, о чем вы говорите, очень интересное явление. Что произойдет в будущем, если такие люди, как А. Хлопонин и подобные ему бизнесмены, делающие реальные позитивные веши, станут у руля власти? Ведь у них есть достаточно сильные противники в лице так называемых "функционеров". Будет ли процесс прихода капитала во власть доминирующим в России или можно перевоспитать наших чиновников и бюрократов?
- Во-первых, что понимать под бюрократией. Я 12 лет работал с британским и американским бизнесом, и поверьте, их бюрократизм - это страшная штука, но эффективная, продуманная, помогающая работать. У нас немного по-другому. Я думаю, что на протяжении как минимум одного поколения власть бюрократии - нашей, родной бюрократии - в России сохранится. Но мы с вами начали разговор с того, что медленно, но верно позитивные сдвиги в стране происходят. Графически их можно изобразить не в виде прямой линии, а, скорее, плавной синусоиды. Может быть, это идет не так быстро, как хотелось бы. Мы с вами живем в Москве, как в отдельном государстве. За пределами МКАД жизнь совсем другая, а если отъехать на сто-двести километров, там люди не очень-то философствуют, там совершенно иная жизнь, иные проблемы. И так в России было всегда, а в последнее десятилетие разрыв между столицами и остальной страной только усугубился.
Если коротко, то я не вижу альтернативы таким, как А. Хлопонин. Воспитание - хороший процесс, но нереально воспитать дееспособного губернатора из чиновника, который дошел до своего высокого кресла "по трупам", потому что путь наверх в России не очень простои. Таких, как А. Хлопонин, воспитывать не нужно, они доказали свою успешность на деле, они легко работают и с народом, и с инвесторами, и с политиками.
Другой пример, М. Ходорковский. Его принимают в очень серьезных домах на Западе. Он действительно принадлежит к международной деловой элите. При этом он очень профессионально позиционирует себя в России, тратя на это немалые деньги. Это западный стиль. Для чего это нужно Ходорковскому? Просто он понял, что имидж решает все. Если, условно говоря, Ходорковский станет губернатором - хуже не будет, а будет лучше, потому что он создал империю "ЮКОС", он подобрал команду. Очевидно, у него есть организаторские и все остальные необходимые способности. Невозможно, чтобы он стал посредственным губернатором. Другое дело, что на 89 субъектов Федерации мы не наберем олигархов, их меньше в стране.
Почему люди из госструктур, как правило, менее компетентны, чем частные консультанты? Такая ситуация наблюдается во всех странах мира или это только российский феномен?
- Я длительное время учился в Великобритании, общался с руководителями многих крупных компании и с множеством чиновников. На Западе три сектора так или иначе занимающихся управлением: частные консультанты или консалтинговые компании, государственные чиновники, университетские преподаватели. Все они - профессионалы достаточно высокого уровня. Потому что они постоянно между собой общаются, обмениваются знаниями, опытом. В США я тоже обратил на это внимание. Вы знаете, люди из университетов идут в бизнес, из бизнеса - в политику, из политики возвращаются в бизнес. Я думаю, что в других цивилизованных странах ситуация похожая. И с профессиональной точки зрения разницы нет, потому что они все делают одно дело. Американские университеты проводят много серьезных исследовании, выполняют много работ для бизнеса. То, что я видел, - это высокопрофессиональная работа людей на любом уровне, будь то преподаватель университета или госчиновник.
Другое дело, что там госаппарат значительно меньше, чем у нас, и министерств меньше, и чиновников в них. Там невозможна ситуация, когда при любом министерстве есть коммерческая структурка, которая официально продает подведомственным компаниям, например, директивные документы этого ведомства. Во-первых, там нет директивных документов в таком количестве, а во-вторых, это не является товаром, а соответственно, не может продаваться. Если решение каким-то ведомством принимается, оно доводится до всех уровней без ограничении. Наш госаппарат и западный - это абсолютно разные веши. Дело, думаю, в этом.
Ваша компания стала одним из лидеров рынка консалтинговых услуг, потому что вы смогли подобрать команду. Почему нельзя подобрать профессиональную команду в российском правительстве? Мы знаем людей, которые работают над созданием законов, и знаем, что среди них мало специалистов высокого уровня. Ведь это беда: на государственную службу, в те места, где нельзя брать взятки, специалисты не идут работать. Как преломить ситуацию? Ведь Президент не может не видеть этого.
- Это беда, безусловно. И она имеет исторические корни. В 1 7-м году началось уничтожение элиты страны, носителей культурных и интеллектуальных ценностей. Затем - 37-й год, когда были уничтожены все те, кто мыслил. Страна лишилась десятков миллионов людей, в том числе и высокопрофессиональных управленцев. Воина добила еще 20 миллионов из тех, кого не уничтожил Сталин. Советская власть в период застоя приучила людей "не высовываться". Соцсоревнование -это же прекрасно, это есть во всем мире, это элемент конкуренции! Но из соцсоревнования сделали посмешище. Комсомол - здорово, объединение молодежи, неформальность, но более формальной организации к 80-м годам не было. У людей так долго формировали боязнь что-то делать или говорить, проявлять инициативу, что это закрепилось на генетическом уровне. Подбор кадров, в том числе и в самые серьезные структуры, до последнего времени осуществлялся по анкетным данным. Профессионализм никого не волновал. Так мы и пришли к описанной вами ситуации.
Мне кажется, здесь может быть такой вариант выхода, как широкое привлечение частных компаний к решению проблем государственного управления на основе тендеров. Это отчасти уже происходит. Другое дело, что тендеры пока проходят редко и не всегда цивилизованно. Давайте в каком-то районе привлечем вместо ГАИ - ГИБДД частную структуру и сравним аварийность на вверенном участке и объем полученных штрафов. Помните старый анекдот, когда Бог говорит старому еврею: "Ну сколько можно меня молить, сделай хоть что-то!"
Насколько эффективно привлечение иностранных менеджеров к управлению российскими предприятиями? Или, например, можно обратиться к вам и вы поставите бизнес на новую высоту?
- Мы бизнес на новую высоту без активного участия клиента не поставим. Мы - консультанты, а не наемная компания менеджеров. Если использовать образ из известной восточной притчи, то наша задача - не обеспечить нашего заказчика рыбой, а дать ему удочку и показать, как ей пользоваться.
Одна из самых последних наших разработок - система эффективного взаимодействия с клиентом. Это оригинальный продукт компании, наше ноу-хау, а потому он носит название "ИМАГ". Это достаточно сложная, но эффективная штука. Если говорить кратко, то мы продаем технологию успешного бизнеса. И обращаем внимание людей на то, что среди множества их проблем есть одна кардинальная, главная - это клиенты. Потому что ваш успех, ваше благополучие, ваш рост, ваши перспективы выхода на фондовый рынок, на Нью-Йоркскую или Лондонскую фондовую биржу в конечном счете связаны только с клиентами. Деньги вы получаете от ваших клиентов. А мы даем вам инструмент и учим, как пользоваться "ИМАГ" - технологией привлечения новых и удержания существующих клиентов. Мы внедряем эту систему в компании заказчика и показываем, как вначале с нашей помощью, а затем самостоятельно воздействовать на заказчика, удерживать существующих клиентов, искать и получать новых.
На практике "ИМАГ" работает действительно очень эффективно, потому что нам удалось найти "точку входа" - маркетинговые исследования. В систему входят и исследования, и личные тренинги, если нужно - коучинг и многое другое. Это именно система, которая решает конкретную задачу. Мне кажется, это важная вещь, в которой содержится ответ на ваш вопрос.
Принцип, на котором основана новая разработка нашей компании, применим к самому различному кругу проблем, в том числе глобальных. Например, мы могли бы предложить государству, его властным структурам программу взаимодействия с народом. Не воздействия на народ, потому что это уже "не проходит" и носит негативный оттенок, а именно взаимодействия, когда обе стороны процесса выступают как активные его участники. Разумеется, формат интервью не может вместить даже краткую характеристику этой программы. Скажу лишь, что в арсенале консалтинга сейчас есть очень эффективные методы, гораздо более умные и гибкие, чем, например, проведение дорогостоящих пиаровских кампании в прессе на телевидении. Разумеется, все это должно осуществляться через повышение уровня культуры, изменение ментальности в сторону более цивилизованного общества. Другого пути я не вижу. Потому что ждать, когда 145 миллионов человек преобразится, несерьезно, это даже на фантазию не похоже. Это похоже на болезнь. Поэтому необходимо что-то делать.
Мы с вами говорили, что первый шаг - приход серьезных и состоятельных людей во власть. В моем понимании, это на данном этапе позитивно. И во всем мире это есть.
Если говорить о привлечении иностранных менеджеров (так называемых экспатов) к управлению российскими предприятиями, то здесь есть как позитивные, так и негативные стороны. Я работал с экспатами более 13 лет. По своему опыту могу сказать, что на первом этапе развития отечественного бизнеса они одновременно были нужны и вредны. Нужны потому, что уровень культуры, уровень деловой этики, которых в России по определению в то время быть не могло, они принесли с собой. Это очень важно.
С другой стороны, я очень хорошо помню ситуации, когда лощеные и высокооплачиваемые иностранные джентльмены приходили на работу с сильнейшим запахом перегара, с синяками, в помятых и несвежих рубашках...
Это наводит на некие философские размышления. В принципе все люди одинаковы. Есть поверхностный слои - воспитание, полученное кем-то в Европе или в Штатах (я не говорю об Азии -там совсем другое). Но в наших условиях, которые, наверное, можно считать экстремальными, иностранцы переставали отличаться от "наших" за три-четыре месяца. Они становились точно такими же, только еще хуже, потому что лучшее в российской культуре они за три-четыре месяца усвоить не успевали да и не хотели.
А наши бизнесмены за границей становятся похожими на западных менеджеров.
- Конечно, и это нормально. На самом деле такие вещи мало зависят от человека, это уровень физиологии, даже биологии. Хамелеоны меняют цвет в зависимости от окружающей среды. Человек - такое же существо. Все живое одинаково. Экспаты точно такие же, как мы.
Необходимость профессиональных знаний, если это узкая отрасль производства или бизнеса, оправдывает приглашение специалистов извне. Но есть рынок, есть его специфика, есть ментальность российского покупателя.
Вторая составляющая менеджмента - это топ-менеджеры. Среди тех, кто сейчас работает в России, я сталкивался больше всего с людьми, работающими в инвестиционных структурах, инвестиционных фондах. Я думаю, их больше приглашают не столько потому, что они суперпрофессионалы. Наши специалисты имеют очень высокий профессиональный уровень, а западные нужны больше для имиджа и для работы с инвесторами, стратегическими партнерами и фондовым рынком. На самом деле приглашение иностранных менеджеров проблем компании обычно не решает. Покупая какой-то товар, потребитель не интересуется, кто стоит во главе компании, иностранец или россиянин. Ему важно, чтобы у компании был позитивный имидж, а товар был качественным.
Если говорить об успешных бизнес-проектах вашей компании, какие из их числа вы бы назвали?
- Первая реакция на ваш вопрос - начать перечислять фамилии и названия компании с первых полос газет: большинство из них - наши клиенты. Но... у врачей есть клятва Гиппократа, в бизнесе есть этические принципы и социальная ответственность, у "ИМА-консалтинг" есть позитивный имидж. Могу сказать, что только в течение последнего года мы включили в список наших партнеров-клиентов такие значимые темы, как 300-летие Санкт-Петербурга, "российскую Нобелевскую премию" "Глобальная энергия", участие России в Венецианском биеннале и во Франкфуртской книжной ярмарке, фестиваль "Украинские вареники". Работа с Ингосстрахом, "Норильскгазпромом", правительством Москвы, "Сахалин Энерджи" и многими другими коммерческими, общественными организациями и просто хорошими людьми позволила нам увеличить список друзей "ИМА-консалтинг". Все эти проекты были и остаются успешными для партнеров "ИМА-консалтинг".
Остается только добавить, что "ИМА-консалтинг" является членом Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), Российской ассоциации маркетинга (РАМ) и входит в первую десятку РR-агентств, получивших "Сертификат профессиональной квалификации" РАСО".

Полностью материал доступен на www.public.ru.
    
www.sovetnik.ru

12.05.2003

Док. 576335
Перв. публик.: 12.05.03
Последн. ред.: 24.07.09
Число обращений: 0

  • Лобовский Игорь Маркович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``