В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Спиваков. Многоточия... Назад
Спиваков. Многоточия...
Великая музыка, будучи втиснутой в периметр небольшого зала, все равно останется великой в сути своей. Великий человек, втиснутый в рамки получасового общения с несколькими журналистами, все равно остается великой личностью. На цифровых мегабайтах диктофона остаются слова и мысли великого Спивакова. Многоточия, заставляющие задуматься...

О собственной значимости

"Здравствуйте, здравствуйте! Простите уж, что опоздал..."

"Не стоит, Владимир Теодорович! Уж Васто мы готовы ждать долго!" - перебивая друг друга, искренне отвечаем мы.

"Да что вы, что вы! Кто же я такой, чтобы заставлять вас ждать... Извините...", - мягко улыбаясь и, как школьник, смущенно опуская проницательные карие глаза...

О концерте в Дубае и искусстве

"Первое ощущение, что Дубай исключительно чистый город. Это первое такое ощущение, мы же не видим особенно много, занимаемся концертами больше, чем осмотром достопримечательностей.

Однажды я уже здесь был, именно в Дубае, в качестве гостя, потому что просто сюда не попадешь, цены все-таки кусаются. Сюда можно приехать либо по приглашению друзей, которые бросили в свое время заниматься игрой на скрипке, либо по поводу концерта. На этот раз возможность концерта совпала с днем рождения моей жены Сати, такой хороший подарок получился: концерт в ее честь. Все остались довольны: и зрители, и Сати, и мы.

Арабские страны - это особый мир, который Запад изменить не сможет, как бы ему не хотелось. Нужно все вещи принимать такими, какие они есть..."

Пожалуй, это был концерт с элементами духовного света. Я думаю, что любой человек должен нести в мир свет. Поскольку ноты - это закодированные человеческие эмоции, искусство призвано поворачивать человеческую душу в сторону красоты и света. Музыка, как религия: священнику не важно, сколько человек его слушают, пять тысяч или пять. Выступать нужно "с умным сердцем", как сказал Станиславский..."

О генах, обществе, судьбе и препятствиях...

"Когда говорят слово судьба, я думаю, что первооснова всего - это гены, так или иначе. Конечно, во мне сильны гены родительские. Но человечество передает из века в век не только генетическую информацию, но и духовное наследие. В человеке сосуществуют как генетически заложенные черты, так и сформировавшиеся под воздействием общества.

Я считаю, что в каждом ребенке заложен огромный талант, своеобразные полезные ископаемые. Весь вопрос в том, куда он будет направлен, и как общество формирует ту или иную личность. Для того, чтобы личность стала Личностью с большой буквы, с моей точки зрения, необходимы три вещи: наличие способностей или таланта, присутствие больших примеров, потому что так или иначе дети смотрят на взрослых, и наличие препятствий. Именно препятствия, как это ни странно, дают возможность организму выживать и развиваться".

Об интуиции в искусстве

"Вундеркинд идет по пути интуитивному. В какой-то момент приходит осознание, и вот тогда маленький человек, когда ему 13-14 лет, начинает изумляться себе и окружающему миру. На этой точке многие ломаются.

Был такой человек - Поль Валери, который сказал, что интуиция без знания - это несчастный случай. Конечно, приоритет искусства - это интуитивный путь. Пушкин в "Моцарте и Сальери" показал нам, что побеждает не тот, кто может разъять, как труп, музыку или искусство, а тот человек, которого ведет интуиция. Момент интуиции есть, но разум должен быть подготовленным.

Интуиция - это магия, метафизика, то, что ведет вас помимо вашей воли и подтверждает наличие Творца... "

О миссии жизни

"У меня три направления деятельности: "Виртуозы Москвы", которым 27 лет, Национальный Филармонический оркестр России, которому 4 года, и Детский фонд, который я организовал 13 лет тому назад. За 13 лет более чем 8 000 детей получили бескорыстную помощь. Мне это представляется самым достойным и важным в моей жизни. Я не склонен думать, что все станут гениями, как Женя Кисин, которому был подарен рояль: Жене тогда было 16 лет, и он играл на пианино из прокатного бюро, на котором 15 клавиш не работало. Но если дети будут расти в атмосфере любви, они и дальше будут нести в мир любовь. Это, пожалуй, моя главная миссия...".

О человеческой сопричастности

"Для меня, как для человека, это очень важно. Чернобыль, например. В тот момент "Виртуозы" гастролировали в Австрии. Друг-австриец, министр энергетики, пригласил меня на ужин. Когда я сказал ему, что "Виртуозы" собираются ехать в Киев, пока мы ели первое, он пытался убедить меня отказаться. Потом мы перешли ко второму, он настаивал на своем.Когда подали кофе, он понял, что отговорить не получится, и выдал мне список необходимых вещей: перчатки, минеральная вода, консервы...

Когда мы приехали в Киев, никто не верил, что это правда; мы же хотели проявить человеческую сопричастность к людям, пережившим трагедию. Выйдя на сцену, первые 20 минут оркестр не издал ни одного звука: весь зал стоял и плакал, плакали и музыканты.

Во время землетрясения в Армении мы выступали во Флоренции. После концерта на улице я увидел монашек, которые стояли с маленьким таким сундучком, на котором было написано "Помощь жертвам армянского землетрясения". Я спросил, сколько они набрали. Оказалось, всего 10 тысяч лир, ничтожная сумма. В тот же день мы дали концерт для полутора тысяч зрителей, перед которым выступл мой друг-сенатор, попросивший публику пожертвовать в "Фонд помощи Армении". Мы собрали тогда чуть ли не 50 тысяч долларов! Прощальную симфонию Гайдна играли при свечах... Много говорить об этом не буду, не очень хорошо, я считаю. Нужно быть сопричастными горю и что-то делать. А люди пусть помнят..."




О духе потребительства и созидании

"Потребительство в духовной сфере ведет к обеднению уровня общества, но художники в этом не виноваты. Художники не думают о богатстве, но шоу-бизнес навязывает им определенный стиль.

Тем не менее, дела изменяются к лучшему. Я отчетливо вижу, что нашей провинции надоела "Фабрика звезд". Она хочет слышать вечное, нетленное. Христос говорил: "Не хлебом единым жив человек". Об этом не нужно забывать..."

О пустыне

"Этим летом мне повезло: я был по приглашению в африканской Намибии. Когда я побывал в намибийской пустыне, понял, почему Иисус Христос провел там 40 дней. Мы все думаем, что пустыня - это просто пустыня и ничего в ней нет. А на самом деле я увидел, что пустыня - это музей сотворения мира, если обобщить. Происходит трансфигурация души. На меня это очень подействовало...".

О восточной и европейской музыке...

"Восточная и европейская музыка - это разные культуры, конечно, но где-то есть точки соприкосновения. Их лучше не сопоставлять. Это - два разных мира. Есть большее проникновение восточной музыки в европейскую, чем европейской в восточную. Многие традиционные элементы, присущие Востоку, использовались современными композиторами, например, новой венской школы: пентатоника, унисонная игра. В живописи данное проникновение ощущается острее.

Мы просто не знаем арабских музыкантов, я думаю, что они есть и как-то своим искусством воздействуют на человеческую душу. Мне кажется, что растворение одного искусства в другом необязательно. Они прекрасно могут сосуществовать в параллелях..."

Анастасия Зорина,
Виктор Лебедев

Док. 576270
Перв. публик.: 24.07.08
Последн. ред.: 24.07.09
Число обращений: 0

  • Спиваков Владимир Теодорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``