В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Тимофеев: Что такое кризис и как с ним бороться? Назад
Сергей Тимофеев: Что такое кризис и как с ним бороться?
Сегодня всех волнует одно: когда это кончится? И кончится ли это?
Под словом "это" - скрывается ужасный и беспощадный кризис.

Мы, в подавляющем большинстве своем, родившиеся после Великой Войны, прожили, кто больше, кто меньше, в достаточно комфортных, по меркам человеческой истории, условиях. Сегодня на нашем общем пути встретилось первое серьезное за послевоенный период потрясение.
Именно поэтому очень многим так страшно и зябко. Опыта нет.
С нескрываемой надеждой следят миллионы землян за финансовыми новостями, всматриваются в отчеты крупнейших компаний, внимают речам, произносимым экономическими и финансовыми гуру.
Рефрен везде один: "Все будет хорошо, худшее уже позади".
Так ли?
"Умножающий знанье умножает печаль". (Ecclesiastes, 1:16-18)

Повод для умножения печали есть.
И дело не только в том, что сложившаяся ныне ситуация практически повторяет историю Великой депрессии 1929-32гг. Тогда, так же, как и недавно, после первого сильного обвала, начался подъем. И все воспрянули. И речи произносились почти сегодняшние.
А потом начался настоящий ужас - глубочайшее падение, уничтожившее экономику США почти до основания.
Более важно иное: ни власть имущие, постоянно собирающиеся, то по двое, то по восемь, а то и "в формате двадцатки", ни руководители наиболее значимых институтов мировой экономики и финансов, НИКТО не захотел или не смог назвать имя той гидры, которая охватила и душит мир.
Слов произнесено много, но нет среди них главного. Не определена основная причина, приведшая мир в сегодняшнее плачевное состояние.
Воюя неизвестно с кем, добьешься неизвестно чего.

Мировой кризис это всегда реакция на то, что диспропорции (всегда присутствующие в любой экономике) достигли сверхъестественного, уже не сдерживаемого инерционностью системы, уровня.
В основе сегодняшних финансовых и экономических потрясений лежит очень зримая, можно сказать зияющая дыра: двадцать процентов мирового объема производства Соединенные Штаты Америки потребляют ДАРОМ. Все остальные проблемы: разнузданные биржевые спекуляции, неподконтрольные никому и ничему выпуски вторых, третьих и далее производных ценных бумаг, необеспеченные кредиты и т.д. и т.п. - все эти болячки и гнойники представляют собой лишь следствие от того гигантского нарыва, породившего эпоху лихих, крайне дешевых денег.
Паразитизм США возник давно, долго существовал, нарастал, и сегодня диспаритет производства и потребления в этой стране крушит мировую экономическую систему, оказавшуюся не в состоянии далее переносить эту болезнь "на ногах".
При этом, абсолютно неважно захочет Китай поддерживать сложившийся после Бреттон-вудских соглашений статус-кво или нет. Природа, лежащая в основе всех общественных отношений, его неизбежно изменит. Она, вне зависимости от желания политических и финансовых деятелей, очень жестко приведет экономическую систему Земли к некоторому равновесному состоянию. Правда, при каком количестве живущих эта задача будет решена - неизвестно.

В каждой стране, и Россия - не исключение, в период кризиса обнажаются свои абсолютно конкретные диспропорции, они являются как благоприобретенными, внутреннее выпестованными, так и производными от мировых.
Вот с ними и необходимо бороться.
Следует понимать, что если кризис - это обнажение диспропорций, то выход из него связан с продвижением хозяйственной системы страны к равновесному и пропорциональному состоянию.
В период кризиса происходит переформатирование экономической системы. В этих условиях должна быть принята иная система управления, так же, как другой она становится в условиях войны или глобальной природной катастрофы. Это относится не только к возрастанию роли государства в экономической сфере.
Расширение сферы, контролируемой государством, является абсолютно естественной и закономерной реакцией на возникновение экстремальной ситуации, грозящей стране глобальными катаклизмами или уничтожением. Это традиционная практика. Такие меры применяются в периоды войн, экономических и финансовых кризисов глобальной разрушительной силы или стихийных бедствий, ставящих под угрозу само существование общества и государства. И в таких случаях переход к внеэкономическому целеполаганию происходит неизбежно, вне зависимости от политических и идеологических установок, лежащих в основе того или иного государственного строя.
Разве летом и осенью 1940 года, в разгар битвы за Британию, в Англии, в этом родовом гнезде рыночных отношений, для кого-то было жизненно важным, оценить: сколько стоит истребитель или снаряд? Нет, поголовно всех интересовало другое: какое количество истребителей и вооружения к ним может поставить для своей армии страна, находящаяся в состоянии борьбы за выживание.
В таких условиях перестают действовать экономические критерии и возникают иные, определяемые насущными "натуральными" социальными потребностями общества или нуждами армии и флота. В экстремальной ситуации самостоятельные и независимые хозяйствующие субъекты становятся объектами государственного управления. Собственность в таких условиях уже не священна и очень даже прикосновенна. Собственники становятся управляющими, работающими по государственному найму подобно рабочим или мастерам на их предприятиях.
Но экстрим рано или поздно заканчивается и хозяйственная система страны, конечно, не без потерь, постепенно переходит в своё прежнее качественное состояние, возвращается к экономическому целеполаганию. Отменяются централизованное снабжение и гарантированный сбыт, прежним владельцам передаются ранее национализированные банки и предприятия, исчезают органы государственного управления, призванные организовать хозяйственную деятельность страны в экстремальных условиях.
Для надлежащего управления страной в экстремальных экономических условиях требуется отличная от традиционной, система показателей для оценки состояния, в котором находится хозяйственная система.
Темпы роста (снижения) чего бы там ни было, в кризисной ситуации не определяют ничего. Эти показатели в экстремальной экономической ситуации не работают.
В условиях кризиса экономика находится в разбалансированном состоянии, поэтому объемные темповые характеристики не дают оснований для формирования и принятия управленческих решений. Объем может расти, а диспропорциональность - причина болезни - может прогрессировать.
Выводить экономику страны из кризиса власть должна начать с определения размера и характера сложившихся диспропорций, тенденций их изменения.
Затем должен быть определен каркас хозяйственной системы, приближающейся к равновесному состоянию, и разрабатываться меры государственного воздействия, которые необходимо принять для его формирования.
Балансовые методы в условиях экономического кризиса оказываются бесполезными, поскольку структура народнохозяйственного комплекса изменяется постоянно с повышенной скоростью в поиске формы устойчивого состояния.
В данном случае требуется выявление объема перепроизведенных (избыточных, не находящих спроса) и дефицитных ресурсов, сначала по основной, а затем и по более детализированной номенклатуре. На этой основе разрабатываются методы снижения положительной и отрицательной критичности ресурсов.
Это основное.

Важным условием для формирования среды, способствующей оздоровлению хозяйственной системы, является введение моратория на деятельность фондовых бирж. И здесь дело не только в том, что отвлечение средств для спекулятивных сделок на фондовых биржах - совершенно непозволительная роскошь в условиях экстремального состояния экономической системы.
Хотя и это немаловажно.
Более весомо то, что информационные потоки, возникающие по поводу и вокруг биржевой игры в условиях жестокого кризиса экономики, дезориентируют управление ею.
Невозможно одновременно организовывать деятельность по формированию равновесной структуры народнохозяйственного комплекса и пытаться шунтировать инвестиционные шараханья, связанные с приходом (или уходом) с биржи очередной порции спекулянтов.

И последнее, по месту, но не по значению.
Мне представляется крайне важным объяснить всем россиянам, что экономический кризис это реальная, абсолютно экстремальная, грозящая самыми печальными последствиями для страны и каждого в ней живущего, ситуация. Последствия действия его разрушительной силы могут многократно превосходить результаты военных действий, как это и было в первой трети прошлого века в США.
Поэтому: "На войне, как на войне".
Время случилось такое.


23.07.2009

www.viperson.ru

Док. 575852
Опублик.: 23.07.09
Число обращений: 0

  • Тимофеев Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``