В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Колокольное слово Назад
Колокольное слово
Великий русский патриот Иван Сергеевич Аксаков в своей статье "В чём недостаточность русского патриотизма" писал: "Время и обстоятельства требуют от нашего патриотизма иного качества, нежели в прежние годины народных бедствий", что "надо уметь стоять за Россию не только головами (как на войне), но и головой", то есть пониманием происходящего; воевать "не одним оружием военным, но и оружием духовным; не только против видимых врагов, в образе солдат неприятельской армии, но и против невидимых и неосязаемых недругов". Поймём ли мы это наконец? Об этом пишет и всю свою творческую жизнь выдающийся критик и литературовед нашего времени Михаил Петрович Лобанов. Издательство "Алгоритм Книга" выпустило сборник его статей разных лет, названный "Оболганная империя". Сам он вырос в многодетной крестьянской семье на Рязанщине, в семнадцать лет был призван в армию, на Курской дуге получил тяжёлое ранение. С 1960-х годов преподает в Литературном институте. Широкую известность получили его публикации в журналах "Молодая гвардия", "Наш современник", "Волга". Автор книг об А.Н. Островском, С.Т. Аксакове, составитель документального сборника "Сталин".

В далёком 1982 году его знаменитая статья "Освобождение" (по поводу романа Михаила Алексеева "Драчуны" - о голоде в Поволжье во время коллективизации) наделала столько шума, что не дала спокойно спать космополитам от Политбюро ЦК КПСС, всколыхнула на борьбу с Лобановым всю либеральную "образованщину". Разбирались с автором на всех уровнях. К сожалению, "били" его, в том числе, и некоторые патриоты (секретари СП СССР), чем доставляли немалую радость всяким суровцевым и оскоцким. Ну как же! Русские бьют русского, да ещё лежачего, вот смешного, вот всегда бы так... А ведь Лобанов был прав, и правота его стала ясна всего через несколько лет, когда можно было уже не оглядываться на идеологический отдел в ЦК.

Некоторые даже извинялись. Об этом и с горечью и с иронией рассказывает в своей новой книге Михаил Петрович (я, кстати, был рядовым участником его семинара критики в Малеевке в середине 80-х годов, считаю его своим духовным учителем).

Вот что он пишет, например, о бывшем всевластном секретаре Союза писателей СССР по издательским делам Юрии Грибове, шпынявшем Лобанова на секретариате за "Освобождение". В 1999 году им вместе довелось отдыхать в санатории в Тверской области. Грибов трагически взымал вверх руки и вопрошал в пространство: "Откуда взялась Хакамада? Откуда у Немцова столько денег? Почему народ молчит?" Потом стал говорить о том, как сладко ему жилось в "секретарскую" пору: "Четыре месяца в году мне полагался отпуск, бесплатные путёвки в санатории... В марте - Пицунда. В мае - Карловы Вары. В августе сентябре - правительственный санаторий "Объединённые Сочи" в Сочи. В ноябре декабре - Дубулты". Вспоминал, какие были горы мяса, копчёная свинина, вино, пиво и прочее. Надо ли говорить, где страна и где наши писатели оказались вот с такими "патриотами". Все эти Грибовы заботились лишь о собственной кормушке.

Статьи Лобанова нисколько не устарели, они как тот колокол, который продолжает звучать, пробуждая дремлющий народ. Призывают стоять за Россию не только головами, но и головой. С особым вниманием я прочитал статью Лобанова "Просвещённое мещанство", опубликованную сорок лет назад. Всё, о чём предупреждал автор, пышным цветом расцвело на наших глазах. Нынешний гламур, все эти отвязанные Ксюши, респектабельные Андреи Колесниковы и графоманистые Сергеи Минаевы, все эти хохмачи и певички из ТВ, денежные мешки, политические проститутки и другие гоголевские "свиные рыла" - узаконенное и победившее мещанство. Ещё в далёком 1968 году он писал: "Как короед, мещанство подтачивает здоровый ствол нации. Живя только этим подтачиванием слепым или злобносознательным, мещанство не способно подняться повыше своих несложных (хотя и разрушительных) инстинктов. Исторический смысл нации? Для мещанства это пустота. Для него "общие" идеи пустой звук, его греет только то, что можно попробовать на ощупь, что можно сегодня же реализовать на потребу брюха. Чтобы чтото утверждать, нужна способность к творчеству. Поэтому мещанство так визгливо активно в отрицании. В этом у него способности изощрённейшие, эрудиция современнейшая вплоть до ссылок на заклятых зарубежных "друзей" и т.п. Это мещанство самая желанная почва для разлагателей народного духа... Рано или поздно смертельно столкнутся между собой эти две непримиримые силы: нравственная самобытность и американизм духа. Духовная сытость - вот психологическая основа буржуа, делающая его таким непробиваемо здоровым и в то же время неизлечимо больным". Как же искоренить всю эту мещанскую, губительную для России "сытость" и дрёму?

Постскриптум. На страницах "Литературной России" в 1991 году была опубликована ещё одна провидческая статья М.П. Лобанова "Твердыня духа". В ней он касается состояния дел в литературе: "Есть тайные молитвы при Литургии, не слышимые никем, а только произносимые священником мысленно. Есть тайна слова. Литература наша, за немногими исключениями, все эти семьдесят лет слишком суесловила, чтобы оставалось в ней место религиозному отношению к слову. Теперь ей, парализованной "плюрализмом", потопом словоблудия, предстоит прийти в себя и обратиться наконец к той, названной выше, окружности с центром в ней. Здесь та твердыня духа, в которой, как никогда, нуждается ныне литература. Здесь и пути сближения всех здоровых творческих сил". Прислушаться бы и к этим словам нынешним литераторам.

www.litrossia.ru

viperson.ru

Док. 575790
Перв. публик.: 22.04.09
Последн. ред.: 29.02.12
Число обращений: 0

  • Немцов Борис Ефимович
  • Хакамада Ирина Муцуовна
  • Лобанов Михаил Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``