В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В. Чуров: в команды наблюдателей не должны попадать `революционеры` Назад
В. Чуров: в команды наблюдателей не должны попадать `революционеры`
По инициативе России в Вене на днях ( 16-17 июля) состоялся экспертный семинар Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), посвященный международной избирательной проблематике. Председатель Центральной избирательной комиссии Владимир Чуров, возглавлявший российскую делегацию, рассказал корреспонденту "Голоса России", что сам факт проведения такой встречи свидетельствует о необходимости скорейшего выхода Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ из затянувшегося кризиса, связанного с политикой "двойных стандартов". <слушать>

Как вы считаете, какие акценты должно сделать БДИПЧ при подготовке и проведении мониторинга голосования и как избежать политизированности и ангажированности этого Бюро при оценках национальных выборов?

Чуров: Три самых простых тезиса, точнее четыре, из которых три связаны со словом прозрачность. Первый принцип не связан с прозрачностью. Он очень простой - невмешательство во внутренние дела государства. А далее прозрачность формирования команды наблюдателей, чтобы уважаемого специалиста не заменяли на международного прохиндея и авантюриста. В команды наблюдателей не должны попадать специалисты по дестабилизации, этакие "революционеры". И мы это говорим не просто так, а приводим конкретные примеры, но из дипломатической вежливости, мы, как правило, их не афишируем в прессе. Второй принцип тоже очень прост. Он заключается в прозрачности деятельности миссии. Если встречаетесь с кандидатами, то со всеми, а не только с оппозиционными. Если хотите наблюдать, то поезжайте не только на московские избирательные участки, да и то в пределах Садового кольца. А - в Уссурийскую тайгу, на Колыму, на Северный Урал, посмотрите, как там голосуют, как там оборудованы участки. Как обеспечиваются стандарты демократических выборов в Тундре! И третье - это прозрачность формирования отчета по мониторингу выборов. Не должно быть так, чтобы, к примеру, в миссии международных наблюдателей, состоящей из 160 человек, которые еще даже не успели вернуться в Москву с избирательных участков, уже готов отчет и проставлены подписи. Такие действия подрывают основу демократии. Но могу вам сказать, что проведение такого профессионального семинара это уже большое достижение на пути прозрачности, гласности и открытости работы ОБСЕ в этом направлении.

Можно ли говорить о планах по совместной работе России и Европы над созданием единых, универсальных международных норм наблюдения за выборами и голосования на избирательных участках?

Чуров: Мы постоянно об этом говорим. И на пространстве СНГ мы продвинулись значительно дальше в этих вопросах. Я в данном случае говорю не о практике применения, а о разработке международных нормативов. И мы приглашаем наших западных коллег, которые участвовали в этой работе, вновь восстановить сотрудничество и даже его расширить. Это общий подход, но есть и частности. Например, мы очень заинтересованы, и это поддержано практически всеми участниками венского семинара, в международном изучении проблемы электронного голосования в двух его ипостасях. Электронное голосование проходит на участках при помощи машин типа сканеров с экранов с чувствительной поверхностью. Это очень широко применяется на 70 процентах участков в Соединенных Штатах Америки, на трех процентах участков во Франции и в России, а также на 10 процентах участков в Казахстане. И второй вид электронного голосования - это дистанционно-электронное голосование с использованием сети общего пользования Интернет или мобильных сетей. Здесь есть вопросы. Есть различия подхода. Мы считаем, что дальнейшее продвижение в области электронного голосования без международной сертификации практически невозможно. Без этого не будет полного доверия избирателей к этой системе. Тем более что само понятие сети Интернет подразумевает международное сотрудничество. А сейчас более 50 стран ведут эксперименты или уже используют данную систему голосования. Скажем, Соединенные Штаты Америки, Швейцария для голосования своих граждан из-за рубежа используют Интернет. Большинство стран заинтересованы в том, чтобы в первую очередь использовать Интернет для голосования граждан, проживающих за рубежом. Об этом мне говорили и венгры, и британцы, и многие другие.

А в России есть какие-то предложения по таким стандартам? Они были озвучены на семинаре в Вене?

Чуров: Да. Я уже говорил, что мы представили в рамках семинара презентацию нашего отчета о проведенных осенью и весной экспериментах. По системам дистанционного электронного голосования с использованием мобильных телефонов и иных способов голосования через Интернет. Позиции на венском семинаре были крайние. От абсолютного восторга и готовности применять все эти системы непосредственно на выборах - это у эстонцев, до очень скептического отношения немцев, у которых только что Конституционный суд запретил использовать даже обычные электронные приборы голосования, то есть компьютеры на избирательных участках на выборах в Бундестаг 27 сентября. По этому поводу развернулась дискуссия. Например, голландцы поддержали немецкую позицию. Мы в большей степени поддержали эстонцев. В итоге наше предложение было следующее. На будущий год провести семинар в Вене и посвятить его международной сертификации способов электронного голосования как на участках, так и с использованием Интернета.

На Ваш взгляд, когда же все желающие в России смогут голосовать на выборах через Интернет, и насколько такая система востребована?

Чуров: В России, если мы не введем Интернет-голосование, примерно, около трех с половиной миллионов молодых людей, по опросам социологов, никогда не придут на участки.

Им лень идти?

Чуров: Это не лень, это принцип. Они говорят, что будут голосовать только через Интернет. Потерять три миллиона избирателей мы не можем себе позволить.

Есть ли надежда, что Европейская конвенция об общих стандартах проведения мониторинга выборов будет разработана в ближайшее время. Хотя бы к следующим парламентским и президентским выборам в России, чтобы избежать постоянных проблем с Бюро по демократическим институтам и правам человека?

Чуров: Этот вопрос не снимается с повестки дня. Сейчас он модифицирован таким образом, что мы предлагаем продолжить работу над теми документами, которые уже приняты в рамках СНГ, но составлялись на самом деле при участии западных экспертов, которые потом по неясным мне причинам ее прервали.

На Ваш взгляд, почему Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ применяет одни стандарты к странам с развитой демократией, а другие к странам с молодой?

Чуров: До некоторого времени, возможно, такой подход был логичен. Скажем, Бундестаг в Германии будет избираться в этом году в 17-й раз. Государственная дума Российской Федерации будет избираться в 2011 году в шестой. В Великобритании парламентские выборы проходят с 17-го века. Во Франции - после Наполеона. Более того 20 лет Россию учили демократии. Мы за это благодарны. Но всегда ученик своего учителя превосходит. И сейчас иная ситуация. И, кстати, венский семинар это очень хорошо показал. Здесь вообще не было ни малейшего различия между представителями избирательных органов государств к востоку от Вены и к западу от Вены.

Интервью провела Лада Коротун

www.ruvr.ru

Док. 575659
Перв. публик.: 21.07.09
Последн. ред.: 22.07.09
Число обращений: 0

  • Чуров Владимир Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``