В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Оппозиция должна заставить власть работать! Назад
Оппозиция должна заставить власть работать!
Дискуссия главного редактора еженедельника "Караван +" Геннадия Климова с депутатом Законодательного Собрания Тверской области Игорем Зубовым началась с темы нынешнего послания губернатора Дмитрия Зеленина депутатам ЗС. Но потом она переросла в сложный диалог на тему сегодняшней политической ситуации в стране и в регионе. И все же красной нитью в этом диалоге оставался вопрос конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Тверского региона.
Игорь Зубов: Тверская область в инвестиционном плане действительно очень привлекательна. В своем послании Законодательному Собранию губернатор об этом говорил, но говорить сегодня мало. К сожалению, Дмитрий Вадимович не смог привести конкретных примеров успешной реализации крупных инвестиционных проектов. А то, что государство намеревается вложить в строительство нового энергоблока Калининской АЭС несколько миллиардов рублей, отнюдь не является заслугой губернатора и его команды.
Единственный реальный, на первый взгляд, и позитивный момент речи Дмитрия Зеленина касался увеличения при его правлении реальных доходов населения. Но ведь у нас область преимущественно населена пенсионерами, у них, как известно, действительно существенно выросли пенсии. Да и монетизация льгот произошла. И зарплату бюджетникам государство повысило. При чем здесь губернатор?
Геннадий Климов: В Вышневолоцком, Торжокском, Конаковском и других районах области в течение последних полутора лет выделены участки и даже началось строительство новых производств. Разве это не показатель?
Игорь Зубов: Что-то эти стройки не на слуху! И это не мега-проекты. К тому же их инициаторами являются конкретные бизнес-структуры. Областная власть, насколько мне известно, не помогала им в становлении (выделение площадок, предоставление налоговых и иных льгот), а, наоборот, препятствовала через бюрократические процедуры. В области не создан благоприятный инвестиционный климат, поэтому и нет инвестиций.
Мне, например, известен факт, когда предпринимателю, подготовившему бизнес-план строительства на территории Тверской области крупного, цикличного производства экологически чистой молочной продукции, в администрации отказались предоставить для этого проекта землю. Вернее, предложили сотрудничество с другой коммерческой фирмой "Х", которая была готова выделить эту землю на условиях соучредительства. Естественно, западные партнеры предпринимателя, дававшие в лизинг скот и современное оборудование, от такого "сотрудничества" отказались.
Я всегда говорил о высокой рентабельности сельскохозяйственного производства. Сейчас многие крупные западные компании (англичане, немцы, датчане, шведы) готовы работать в России. Но на условиях комфорта для своего бизнеса, прежде всего на условиях его защиты от поборов чиновников и криминала.
В Тверской области, где нет нефти, газа и других полезных ископаемых, единственным богатством являются большие объемы сельскохозяйственной земли. Эта земля могла бы стать уставным капиталом области в совместных с иностранцами предприятиях.
И если уж продавать земли в Тверской области (в чем реально преуспела наша администрация), то только за определенную долю в бизнесе, который будет размещаться на нашей территории. А вот этого как раз и нет. Откуда же тогда будут деньги в бюджете?
Пока все мы наблюдаем неприкрытую масштабную скупку земли в явно спекулятивных целях. И под непосредственным патронажем команды губернатора. Думаю, в области всем хорошо знакома фамилия советника губернатора Семена Эпштейна?
Конечно, скупка земли производится не только командой Зеленина, но и многими другими московскими и питерскими фирмами. Области от этого фактически ничего не перепадает. А земля, между прочим, - чуть ли не единственное наше богатство. И цена ей - не гроши, а многие миллиарды долларов.
Геннадий Климов: Вы считаете, что область сейчас находится в кризисе?
Игорь Зубов: В глубочейшем! Но дело даже не в кризисе. Самое страшное в том, как мы относимся к этой ситуации. Фактически мы теряем перспективу, будущее. Если продажу спекулянтам наиболее выгодных, с экономической точки зрения, земельных участков можно как-то нивелировать через суды, требования закона об обязательном целевом использовании земель сельскохозяйственного назначения, то физическую и особенно моральную утрату населения компенсировать крайне трудно. Дмитрий Вадимович недавно заявил, что у него самого в семье воспитываются четыре ребенка. Это хорошо, даже отлично. Но мало констатировать собственные заслуги в решении демографической проблемы. Надо создать реальные условия для повышения рождаемости, закрепления в области молодежи и т.д. Об этом, кстати, господин Зеленин говорил в своих предвыборных обещаниях. И на эту задачу нацеливает власть глава государства - Владимир Путин.
Надо отдать должное пиарщикам господина Зеленина. Они умеют быстро перехватить инициативу оппонентов, обыграть их требования и идеи и громко выдать за достижения губернатора.
Мы (оппозиция) долго боролись за решение проблемы переселения в Тверскую область русских семей, оставшихся в странах СНГ. Даже предварительные переговоры в Казахстане провели. И наконец-то Тверская область включена в соответствующую государственную программу. Молодец, Дмитрий Вадимович, успел вовремя. Теперь важно не заболтать идею, решить вопрос практически.
Недавно нами был поднят вопрос недостаточного внимания областной власти к уникальной для страны тверской епархиальной средней школе им. Святого Тихона Задонского. Тут же губернатор впервые приехал в епархию по поводу очередного выпуска данной школы, подарил компьютер и лично напутствовал выпускников. Отлично, была бы польза.
Оппозиция остро критиковала заместителя губернатора Михаила Куржиямского за публичное оскорбление Русской православной церкви, а также за то, что губернатор после этого вместо извинения за своего представителя вышел из попечительского совета Тверской епархии. И вот уже в телепрограмме "Национальный интерес" господин Зеленин на всю страну вещает о важности поддержки православия, "если мы хотим защищать семейные ценности".
Геннадий Климов: В принципе, губернатор как светский человек может абсолютно равно относиться ко всем религиям, представленным в Тверской области. Как и президент Путин, который много раз демонстрировал, что абсолютно равно относится ко всем религиям, представленным в России.
Игорь Зубов: Да, у нас многонациональное, многоконфессиональное государство. Но при этом у нас в стране есть территории, где в основном проживает русское население. В их числе и в первую очередь - тверская земля. Мы все много и убедительно говорим об утрате духовных ценностей, поголовном пьянстве, нарастающей наркомании и нигилизме молодежи. И вряд ли кого-либо стоит специально убеждать, что цементирующей идеей, способной преодолеть кризис духовности тверского общества, может и должно стать православие.
Если губернатор и другие областные чиновники действительно так радеют за православную культуру и православное воспитание, то они должны прежде всего своим примером показывать, как нужно жить и вести себя согласно канонам православия: по воскресеньям ходить в церковь, соблюдать посты и отмечать церковные праздники. Посылать своих детей на учебу ни в какие-то западные школы, а, например, в школу при Тверской епархии. Взять на себя обет восстановления конкретного храма...
Только не надо при этом постоянно мимикрировать. Если ты светский человек, не православный, скажи честно. Так же как, если нет в области инвестиций, признайся, что их нет! Пока. Объясни, почему. И что надо сделать. Народ поймет! Главное - не лгать!
Геннадий Климов: В чем же, на ваш взгляд, причина неуспеха в плане привлечения реальных инвесторов. Ведь уровень пиара Тверской области сейчас гораздо выше, чем был при губернаторе Платове?
Игорь Зубов: Я уже говорил: в области не создан инвестиционный климат. Более того, практически идет процесс выжимания бизнеса из региона. А зачем он здесь, если все планы, по-видимому, основаны на нынешних и будущих спекуляциях землей. Здесь прибыли составляют многие тысячи процентов! Что еще может сравниться по рентабельности. Кое для кого это открывает единственный шанс стать из мультимиллионера мультимиллиардером.
Геннадий Климов: На мой взгляд, причина в другом, например, в том, что команда губернатора действует хаотично, раздробленно. В том, что мотивация отдельных членов команды направлена на собственный успех, а не на успех региона, даже не на успех команды и губернатора. Если внимательно посмотреть, то она подобрана с нарушением всех канонов социальной психологии. Она не может быть работоспособной. Каждый в отдельности из заместителей губернатора - интересный, умный человек. Но вместе - это совершенно не работоспособная команда. Создается ощущение, что нет ключевой фигуры, которая могла бы сплотить эту команду.
Игорь Зубов: Я не настолько хорошо знаком с заместителями губернатора. А вот то, что управление областью крайне неэффективно, - это факт. Хотя иногда бардак является высшей формой порядка. Смотря, какую цель преследует первый руководитель.
Сразу после губернаторских выборов у меня были определенные контакты с представителями Дмитрия Зеленина. Предлагались определенные отступные за уход из области.
Моя позиция основывалась на числе проголосовавших за генерала Зубова избирателей - треть! В мировой практике никогда не бросаются таким ресурсом. Учитывая масштабность моих планов (предварительные переговоры давали основания для инвестиций в экономику области порядка полутора миллиардов долларов США) и возможности Дмитрия Зеленина (прежде всего широкие контакты в крупном бизнесе), оптимальным вариантом могла бы стать формула: "губернатор Зеленин - председатель правительства области Зубов. Однако она была отвергнута. Другие предложения меня не заинтересовали.
Геннадий Климов: Думаю, назначение главного политического оппонента председателем правительства было бы очень неплохим вариантом для Тверской области. Губернатор мог бы проявить нестандартное для нашей азиатской ментальности мышление и воспользоваться европейским политическим принципом, когда проигравшего политического конкурента не "казнят или ссылают в монастырь", а наоборот, привлекают к работе, тем самым увеличивая доверие населения к своей команде и увеличивая ее потенциал.
Игорь Зубов: Вот именно. Такая ситуация существует, например, в Башкирии, Татарстане, но не прижилась в Нижнем Новгороде. Но у нас, полагаю, могло получиться. Конечно, задача губернатора в этом случае состояла бы не в перерезании ленточек и вручении цветов на юбилеях. Выстраивание отношений с федеральным центром, получение трансфертов, включение области в федеральные целевые программы, все внешние связи и многое другое. А председатель правительства - на хозяйстве. И конкретно отвечает за экономику и социалку. Прежде всего - перед губернатором.
Геннадий Климов: Как в свое время при губернаторе Платове на хозяйстве был вице-губернатор Юрий Краснов?
Игорь Зубов: Примерно. Но что важно: высших чиновников области надо избирать на конкурсной основе. Губернатору можно было бы оставить назначение лишь двух ключевых фигур из своего близкого круга: министров экономического развития и министра финансов. Создавать структуру областного правительства власти надо на принципах управляющей компании. Следует минимизировать чиновничий аппарат, не концентрировать бюджет в областном центре, а предоставить больше возможностей главам районов.
Геннадий Климов: Известно, что с главами районов существует некоторая кадровая проблема. Не секрет, что среди этих глав есть такие, как мы их называем, "чудики", которые, например, заставляют всех районных предпринимателей слить акции своих фирм в одну компанию и отдавать ей по 40% прибыли своих предприятий.
Игорь Зубов: С такими "чудиками" справиться легко, поскольку ваш пример - это реальные коррупционные действия. А вор, как известно, где должен сидеть? А если серьезно, то главы районов - это ключевое звено в возрождении области. Руководители всех рангов в первую очередь должны создавать условия для самореализации бизнеса. И я бы начал с того, что спросил бы предпринимателей: "Что вам нужно для развития, чтобы вы строили заводы, фабрики, магазины?" А пока не создан даже инвестиционный реестр Тверской области. Хотя направлений для инвестиций - масса.
Сколько можно говорить, что в нашей губернии оптимально создавать крупные центры логистики? Где они? Тот, почтовый, что недавно открыт в Твери? Так это начинание Платова!
Геннадий Климов: Почему, на ваш взгляд, команда губернатора не реализует очевидные преимущества Тверской области?
Игорь Зубов: Видимо, они рассчитывали, что приходят сюда ненадолго. И подбиралась эта команда не для работы в Тверской области, а вообще. Ребята надеялись на блиц-криг! Мол, быстро достигнут некоторых положительных сдвигов и на волне успеха опять вместе с Зелениным вернутся в Москву. Не получилось! Увязли "суперэффективные менеджеры" в тверских проблемах, а амбиции остались. Вот и пиарят воздух!
Правда, сейчас, когда информация о том, что губернатор Зеленин реально не занимается Тверской областью, завалил экономику, дошла до высшей российской власти, зеленинцы пытаются сделать хоть что-нибудь, что можно предъявить в натуре. Пока не выходит.
Не скрою, я всегда был государственным человеком и не хочу быть в оппозиции к избранной власти. Но жизнь вынуждает меня быть в этой оппозиции. Приходится выполнять по отношению к областной власти роль кнута. Авось поедет "кляча водовозная".
Геннадий Климов: Никак не может разрешиться проблема взаимоотношений между губернатором Дмитрием Зелениным и мэром Твери Олегом Лебедевым. В чем здесь камень преткновения?
Игорь Зубов: Потому что кто-то первый должен протянуть своему оппоненту руку. И сделать это публично. Для этого и существуют институты гражданского общества, средства массовой информации, наконец. Иначе получается, что город не развивается, идет постоянная борьба. И весь вопрос в том, кто распоряжается активами города. Губернатор говорит, что он. Мэр считает хозяином Твери себя. Механизм решения проблемы прост: либо договариваться, либо кто-то из этой пары должен уйти. Причем договариваясь, каждому придется в чем-то уступать. Губернатору придется объяснять, почему бюджет областного центра не три миллиарда рублей, а всего лишь полтора. Обидно, что и одна, и вторая сторона уперлись и не делают никаких попыток договориться.
Лично у меня в этом вопросе никаких претензий к Дмитрию Зеленину нет, но молчать, видя происходящее, не в моем характере. Все позитивные предложения в ЗС торпедируются. Там можно было создать нормальную конструктивную оппозицию действующей власти, но оппозицию быстро раздробили.
Геннадий Климов: Не кажется ли вам, что скоро Законодательное Собрание во главе с Андреем Епишиным может целиком перейти в оппозицию к губернатору Зеленину?
Игорь Зубов: Раненое животное вырабатывает особый фермент, который сразу привлекает всех хищников.
Дмитрий Зеленин думал, что Тверская область для него всего лишь трамплин. Но, не делая в области ничего, трамплин для него не сработает, как бы усиленно губернатора не показывали по федеральным телевизионным каналам.
Геннадий Климов: У меня ощущение, что Зеленина тянут в какую-то глобальную федеральную политическую игру. То его заставляют курировать движение "Наши", то вынуждают подписывать какие-то непонятные обращения и заявления.
Игорь Зубов: Он элемент определенной игры. На мой взгляд, игры "в президента". Посмотрите, как он старается в последнее время говорить и вести себя как политик федерального уровня. Когда Олег Бойко - долларовый миллиардер - сказал, что для Зеленина должность губернатора - это проходная должность, а для нас (олигархов) главное, чтобы у него было политическое будущее, стало понятно, что у олигархов идет игра "в президента".
Однако в стране есть и другие силы. Ходят слухи о неком списке из пяти губернаторов, в котором якобы был и Дмитрий Зеленин. Так называемые "губернаторы-оборотни". В этом случае Зеленину вспомнили бы неправедно нажитый исходный капитал, участие в "МММ", выборы, выигранные с помощью подкупа избирателей, и многое другое. В том числе и прямой обман высшего руководства страны, включая президента, о мнимых успехах области.
Если это правда, то лучший выход для Дмитрия Вадимовича - поучаствовать в операции "Преемник". Не для выигрыша, а для спасения.
Геннадий Климов: Из-за этого вы не сотрудничаете с областной исполнительной властью?
Игорь Зубов: Во-первых, меня туда никто не приглашает. Во-вторых, если я буду заниматься хозяйственными вопросами в исполнительной власти, то зеленинским ребятам нельзя будет забрать земли у какого-нибудь колхоза. Кроме того, надеюсь, что у меня есть и свое политическое будущее. Я готов служить государству в любой роли. Поеду туда, куда укажет Верховный главнокомандующий. Я же генерал. И всегда помню об этом.
Президент страны В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию говорил о смычке чиновников-коррупционеров с олигархическим капиталом и организованной преступностью. Это серьезно. Здесь реальная угроза национальной безопасности страны. Думаю, что не за горами "путинский призыв ветеранов правоохранительных органов".

Записал Борис Антропьев

Источник: Караван+Я

04.07.2006

www.etver.ru

Док. 575510
Перв. публик.: 04.07.06
Последн. ред.: 22.07.09
Число обращений: 0

  • Зубов Игорь Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``