В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Аналогов на планете не найти Назад
Аналогов на планете не найти
"Алроса" - самое налогооблагаемое предприятие в мире

В МИРНИНСКИЙ центр сортировки алмазов компании "Алроса" мы пришли на экскурсию вместе с делегацией бизнесменов из Канады. Заморские гости, наслышанные о богатстве якутской земли, были вроде бы готовы ко всему, но уже через пять минут стало понятно, что они переоценили свои эмоциональные возможности.

Несколько женщин в белых халатах вышли в выставочный зал центра сортировки с обычными кастрюлями в руках. Из них они высыпали на стол... гору неограненных алмазов. Иностранцев стало жалко. Никто в эту минуту не смог бы их убедить в том, что в России возможен экономический кризис.

13 июня 1955 г. небольшой отряд советских геологов открыл на территории западной Якутии необычайно богатое месторождение алмазов. Кимберлитовая трубка получила название "Мир". С нее началась история алмазодобывающей промышленности нашей страны.

Рядом с бесценными россыпями экспедиция выбрала место для будущего поселка - на берегу реки Ирелях, в полутора километрах от кимберлитовой трубки и в шестистах - от Полярного круга. В этих местах до той поры не ступала нога человека. Трудный ландшафт и суровый климат не позволяли селиться здесь даже северным народам. Геологи разбили сначала несколько палаток, а затем срубили первые дома-зимовья. Поселку дали имя Мирный. Когда весть об удивительных открытиях облетела весь мир, реакция ведущих западных держав была однозначной: находка историческая, но прибыль она принесет не раньше, чем в следующем тысячелетии. На время о Мирном забыли. Вспомнить заставило сообщение, отправленное из Якутии 10 июня 1957 г.: горно-обогатительная фабрика #1 дала первые промышленные алмазы. А уже в 1958 г. Совет Министров СССР принял решение о строительстве первой на вечной мерзлоте гидроэлектростанции на реке Вилюй.

Промышленное освоение этих мест шло невиданными темпами. 18 декабря 1968 г. была пущена первая очередь ВГЭС, спустя десять лет в Мирном построили первый девятиэтажный дом, а в 1983 г. с Иреляхского месторождения в город пришел газ. Не ограничились геологи и открытием трубки "Мир". Недалеко от нее открыли еще одну алмазосодержащую трубку, названную "Интернациональной". Ей нет и, возможно, никогда не будет аналогов в мире, и к ней мы еще вернемся. Следующие шаги - освоение трубок в Ленске и Удачном. Государство сразу взяло под пристальный контроль все, что связано с алмазной отраслью. Все найденное на территории республики власть вывозила "на материк". Алмазы гранили в Москве, Смоленске, Гомеле, Киеве, Барнауле. Мирный был всего лишь центром добычи, куда спускали государственный план, но он плохо соотносился с такими понятиями, как рентабельность и себестоимость производства. Кто и сколько получал за алмазы, было государственной тайной.

Ситуация резко изменилась уже на заре реформ. В 1990 г. в Мирном открылся Центр сортировки алмазов, а в 1992 г. указом президента была создана акционерная компания "Алмазы России-Саха". Объем ее добычи в прошлом году перевалил за 1,5 млрд. долл., что на 10,1% выше, чем в 1997 г. И это несмотря на то, что общая ситуация на мировом рынке алмазов продолжает ухудшаться. Суммарный объем продаж на нем за один только прошлый год снизился на 21,9%. Кроме того, в прошлом году федеральное правительство поздно выдало "Алросе" лицензию на экспорт алмазного сырья. В результате компания весь первый квартал прошлого года не могла вывезти алмазы за пределы страны. И все же несмотря на проблемы, ни авторитет, ни финансовая мощь "Алросы" не пошатнулись.

Первый вице-президент, генеральный директор "Алросы" Владимир Дюкарев считается сегодня одним из самых грамотных хозяйственников не только Якутии, но и всей России.

- Главное изменение в алмазной промышленности состоит в том, что мы сегодня сами можем планировать свою работу. Мы сами финансируем и направляем геологоразведочные экспедиции, ведем горные работы, торговлю. Кроме того, у нас появилась возможность самим гранить алмазы. Если раньше мы все сдавали в Гохран, то сегодня "Алроса" развивает гранильную промышленность. В этом году мы продадим бриллиантов на 50 млн. долл., в следующем планируем уже на 150 млн. Это связано с тем, что изменилась форма собственности компании. Теперь мы полугосударственное предприятие. 32% наших акций находятся у правительства России, 32% - у правительства Республики Саха (Якутия), 23% - у трудового коллектива, 5% - у фонда "Гарантия" и по 1% - у восьми улусов республики. Имея большую самостоятельность, мы можем эффективнее вести работы и заниматься сегодня не только алмазами. Уже созданы компании "Алросагаз", "Иреляхнефть", "Алроса-Нюрба" и другие. Это позволило решить ряд актуальных не только для нас, но и для всей республики проблем. Мирный, например, мы уже сегодня топим газом, отказавшись от дорогого даже для нас электричества. Вы не поверите, но 60% от себестоимости алмазов уходит пока только на снабжение производства теплом. Наш газопровод сегодня всего 100 км не доходит до Айхала. Недалеко от Мирного открыли нефтеперерабатывающее предприятие. А в Ленске уже несколько лет развивается лесообработка. Недавно туда приезжала комиссия из Москвы. По ее оценке, производимые сейчас в Ленске стеклопакеты - лучшие на европейском рынке.

Венцом работы "Алросы" стало официальное открытие в августе этого года подземной шахты рудника "Интернациональный". Его строительство велось 25 лет. До этого все алмазы в республике добывались так называемым открытым способом. Упрощенно это можно объяснить так. Геологи находят кимберлитовую трубку, оценивают запасы алмазов. Если разведка подтверждает, что разработка месторождения будет рентабельной, начинается добыча. Вокруг кимберлитовой породы, как правило, имеющей форму конуса, разрабатывают огромный котлован (карьер в Мирном имеет в диаметре больше километра, его глубина - более 500 м, а огромные "БЕЛАЗы" поднимаются с его дна больше часа). Со дна карьера постоянно вывозят алмазосодержащую породу, отправляемую на обогатительную фабрику, где происходит процесс обработки руды и получения алмазов.

Рудник "Интернациональный" не имеет аналогов в мире по содержанию, а главное - по качеству добываемых алмазов. Это гордость и надежда компании. На шестом горизонте рудника, на глубине около 800 м, до корреспондентов "НГ" из журналистов побывали лишь сотрудники телекомпании "НТВ". Километры подземных путей строителям пришлось прокладывать сквозь толщу вечной мерзлоты и соляные залежи, которые образовались несколько миллиардов лет назад. Кстати, рабочие рудника говорят, что соль эта вполне пригодна для пищи и от обычной отличается лишь тем, что в ней нет йода. Вниз, на глубину, мы спустились в "клетке" - так здесь называют 22-местный лифт - единственное "транспортное" средство шахты. Готовится к запуску, правда, еще один подъемник, который будет способен за один раз спустить на глубину всю рабочую смену шахты - 120 человек. Пока же на одном маленьком поднимают на поверхность и людей, и алмазосодержащую породу.

Сердце "Интера" (так здесь называют рудник "Интернациональный") - огромная кимберлитовая трубка. Ради нее 25 лет люди буквально "вгрызались" в вечную мерзлоту. О запасах "Интера" вежливо умалчивают - коммерческая тайна. Можно только догадываться, насколько выгодным должен быть проект, если "Алроса" решилась в условиях российского кризиса освоить чрезвычайно дорогостоящую подземную разработку.

Наш проводник - профессиональный шахтер. Приехал в Мирный, как и многие, зарабатывать деньги. Вник в работу, подошел по профессиональным качествам, возглавил бригаду. Теперь живет в Мирном с семьей и уезжать не собирается. Для средних российских показателей зарплата у рабочих на руднике огромная - 10 тыс. руб. Берут на работу, конечно, не всех. Но и сверхжестких условий не выставляют. Например, желающим потрудиться на "Интере" надо иметь неплохие рекомендации и опыт работы в шахтах не менее пяти лет.

Самая большая проблема - как в шахте, так и на открытых разработках - подземные воды. Только со дна карьера трубки "Мир" откачивают по тысяче кубометров воды в час. В самом карьере сильно пахнет тухлыми яйцами - вода богата сероводородом. Она фонтанами сливается на дно котлована, а оттуда насосами откачивается наверх в специальные отстойники. Когда концентрация сероводорода в карьере превышает норму, рабочих срочно эвакуируют. Для контроля здесь постоянно работают специальные датчики.

- При разработке новых месторождений мы не будем больше строить рядом с карьерами города, - говорит генеральный директор компании "Алроса" Владимир Дюкарев. - Нужно осваивать вахтовый метод работы, строить небольшие поселки, в которых люди жили бы во время сезонных разработок.

- Кстати, о новых месторождениях. Насколько известно, трубка "Мир", к примеру, иссякнет в 2001 году. Вы готовы бросить силы на другие открытые трубки?

- Вы не правы. Трубка не иссякнет. В мае 2001 года станет невозможным открытый способ ее разработки, и мы перейдем, как и на "Интере", на подземный способ - будем строить шахту и добывать там алмазы еще лет 20 -25. А что касается запасов, то есть знаменитая притча. Когда Бог разбрасывал природные богатства по земле, он доставал их из мешка и сыпал на землю. А над Якутией у него замерзли руки, и он выронил весь мешок... Так что собирать его нам еще очень долго.

- Но открытый способ добычи алмазов несоизмеримо дешевле...

- Да, но мы выигрываем за счет качества и количества наших алмазов. Сегодня "Алроса" добывает 26% всей мировой добычи алмазов. А вообще, по данным геологов, на территории Якутии свыше 50% всех известных мировых запасов. И потом наши алмазы - лучшие в мире. По качеству они намного превосходят африканские. И этим мы серьезно выигрываем на внешнем рынке.

Проигрываем лишь тем, что "Алроса" - самое налогооблагаемое предприятие в мире. Мы платим 44 вида налогов! Отдаем 50% дохода. А это свыше 750 миллионов долларов. 72% налогов идет в республиканский бюджет, 13% - в федеральный, 1% - в местный, 14% - во внебюджетные фонды. Но и оставшейся прибыли катастрофически не хватает.

Помимо того, что "Алроса" является бюджетообразующим предприятием республики, она благоустраивает Мирный, ведет капитальное строительство, финансирует многие социальные программы.

- Владимир Петрович, финансовая мощь компании невольно наводит на мысль, что "Алроса" могла бы серьезно влиять на политические процессы в республике и стране...

- Я политикой не занимаюсь. Добывать еще больше алмазов и продавать их по более высокой цене - вот цель моя и компании "Алроса".


regions.ng.ru

16.11.1999

Игорь Агейчев

Док. 575288
Перв. публик.: 16.11.99
Последн. ред.: 21.07.09
Число обращений: 0

  • Дюкарев Владимир Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``