В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Щербаков Петр: 75 лет со дня рождения Назад
Щербаков Петр: 75 лет со дня рождения
Петр Щербаков в художественном фильме "Сыщик петербургской полиции" (Россия, 1991)
Пётр Иванович Щербаков - блистательный характерный актёр, виртуозный исполнитель небольших ролей. Играл, преимущественно, чиновников и ответственных партийных работников, "чемпион" киножурнала "Фитиль". Лучшие роли сыграл в фильмах: "Добровольцы", "Мы из джаза", "И жизнь, и слёзы, и любовь".

21 июля - в день 75-летия со дня рождения Петра Щербакова - телеканал "Культура" показал художественный фильм "Сыщик петербургской полиции".

Начинал свою трудовую деятельность Щербаков в конструкторском бюро штамповочно-механического цеха, а вечерами учился в автомеханическом техникуме. Спал по три-четыре часа в сутки, голова кружилась от недоедания. Тем не менее, диплом получил с отличием и без экзаменов перешёл во ВТУЗ.

Сестра Щербакова Шура привела его в клуб Московского автозавода, даже не подозревая, чем это может кончиться. Щербаков увлекся самодеятельностью. Встала проблема выбора: сцена или диплом инженера. Однажды летом, гуляя, он наткнулся на ГИТИС имени Луначарского, о местонахождении которого раньше понятия не имел. Встретил кого-то из педагогов и заявил: "Пусть ваши специалисты меня посмотрят. Если для театра не гожусь, так и скажите. Я не Катерина, в Волгу не брошусь!"

Как ни странно, собрали комиссию. Щербаков привёл партнёршу из клуба, с которой разыграл сцену у фонтана из "Бориса Годунова", и его взяли. Но так как ГИТИС набирал в тот год только на режиссёрский факультет, Петру предложили поступить сразу на второй курс. Но с условием - сдать экзамены за первый курс в течение полугода. Вместе с ним на тех же условиях на актёрский факультет приняли ещё двух молодых людей - Борю Владимирова и Вадика Тонкова, впоследствии прославившихся на всю страну как Авдотья Никитична и Вероника Маврикиевна.

Окончив ГИТИС, Щербаков отправился на три года в Германию, в знаменитый театр Группы Советских войск, где прошёл "первые университеты" сценического искусства.

С 1958 года Пётр Щербаков - актёр "Современника". Там он проявил себя не только как великолепный, поистине современный актёр, но и как талантливый организатор. Он возглавил парторганизацию театра и на этом посту делал для труппы очень много: театр, который не любили чиновники, продолжал работать и даже ездил на гастроли. Об этой стороне его жизни написал в своей книге Вадим Тонков: "Пётр был вечный секретарь сначала комсомольских, а потом и партийных организаций: и на ЗИЛе, и в ГИТИСе, и в "Современнике", и во МХАТе. Он внешне и внутренне, казалось, был рождён для этой роли. Во всём "положительный герой", такое впечатление, что он сошёл с плаката, которых в то время было хоть пруд пруди. Но сколько же раздоров и распрей происходило в нём. Мы часто говорили с ним на тему несогласованности его жизни, я видел, как он мучается своей ролью, но терпит, поскольку понимает, что лучше он, потому что он добр и мягок к людям, лучше он, потому что он искренен и справедлив, лучше он, потому что у него есть честь и совесть, лучше он, потому что он не делал из своих партийных обязанностей дешёвую карьеру..."

Когда Щербаков уходил из "Современника" во МХАТ Галиина Волчек не хотела его отпускать. Она звонила его жене и говорила: "Валя, не дайте ему перейти! Поймите, что МХАТу нужен парторг Щербаков, а не артист! Пусть он сам это поймёт!" Но Пётр Иванович не смог отказать Ефремову...

На сцене "Современника" Пётр Щербаков сыграл лучшие свои театральные роли, может, не все достойные его таланта - но такова профессия. Для многих стало откровением, как он сыграл безногого Киндю в спектакле "Без креста": на убогой дощечке с колёсиками - только могучее тело и руки. Он очень любил эту роль. Она не походила на тех здоровых, крепких парней - рабочих, матросов, солдат - которых он играл десятками.

Всё в том же 1958 году на экраны вышли "Добровольцы", ставшие настоящим рупором поколения. Молодой, обаятельный парень-метростроевец Славка Уфимцев проживает на глазах зрителей целую жизнь, полную побед и потерь.

Потом были лейтенант Нефёдов ("Первый день мира"), Студзинский ("Дни Турбиных"), Пётр Петрович ("Гараж"), злосчастный Бубликов ("Служебный роман"), добродушный Гоша ("Старый Новый год"), генерал Кутепов ("Берега в тумане"), администратор ("Зимний вечер в Гаграх"). Щербаков не сыграл ни одной главной роли, но снимался каждый год и даже весьма часто отказывался.

Работая над ролью Ивана Ивановича Бавурина в картине "Мы из джаза", Щербаков принёс домой саксофон и даже нанял профессионального музыканта. Для него эта роль очень много значила - впервые после долгих лет актёр играл одного из главных героев. Позже Нью-Орлеанский джазовый музей купил у СССР фильм "Мы из джаза" и потом, принимая у себя кого-либо из русских кинематографистов, неизменно расспрашивал об исполнителе роли Ивана Ивановича: "Кто это? Что за маэстро? Почему мы о нём ничего не слышали?"

В год смерти Петра Щербакова, в 1992 г., вышли на экраны сразу три фильма с его участием и телесериал "Сыщик Петербургской полиции".


www.tvkultura.ru

21.07.2004

Док. 575257
Перв. публик.: 21.07.04
Последн. ред.: 21.07.09
Число обращений: 0

  • Щербаков Петр Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``