В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рынок региональных авиаперевозок ждет передел Назад
Рынок региональных авиаперевозок ждет передел
Отмена квот на внутренние авиарейсы может привести к консолидации российского рынка авиаперевозок, что повысит качество и безопасность полетов

В ближайшее время в России может быть отменена система квотирования на нескольких важных внутренних авиалиниях. По слухам, этот вопрос, возможно, будет рассмотрен на одном из ближайших заседаний лицензионной комиссии Государственной службы гражданской авиации (Росавиации). В частности, любая авиакомпания, имеющая лицензию, сможет осуществлять рейсы в Ханты-Мансийск, Астрахань, Иркутск, Магадан, Владивосток и Магнитогорск, куда, как показывает практика, "чужакам" в большинстве случаев не удавалось пробиться. В авиакомпаниях высказывают различные мнения о последствиях данного шага, но аналитики единодушны в том, что преимущества получат самые крупные игроки - "Аэрофлот" и "Сибирь", а мелким региональным компаниям придется окончательно уйти с рынка межрегиональных перевозок.

Квотирование на внутренних авиалиниях представляет собой систему регулирования числа авиарейсов между авиаузлами в зависимости от прогнозируемого пассажиропотока, а также возможностей аэропортов. Разрешение на совершение авиарейсов по тем или иным направлениям авиакомпании получают в результате конкурса. Однако конкурсная процедура (экспертные оценки членами лицензионной комиссии заявок авиакомпаний) построена таким образом, что позволяет местным авиакомпаниям, использующим административный ресурс, монополизировать определенные направления перевозок (обычно Москва - областной центр). Разговоры о том, что квотирование необходимо отменить, идут достаточно давно. Среди наиболее ярких и последовательных борцов с их отменой всегда выделялся "Аэрофлот". Председатель совета директоров компании Александр Зурабов не раз заявлял в СМИ, что действующая система квотирования препятствует конкуренции между российскими авиаперевозчиками на рынках региональных и центральных перевозок и авиакомпания намерена продвигать в правительственных структурах вопрос о снятии квотирования как барьера на пути конкуренции. В управлении лицензирования и регулирования перевозок, работ и услуг Росавиации RBC daily отказались комментировать возможность изменений в системе квотирования на внутренних линиях. Впрочем, неофициальный источник RBC daily в госкомпании отметил, что полностью от квотирования вряд ли откажутся, поскольку таким образом регулируются количество и время рейсов ("ведь аэропорты не резиновые"), а также производится контроль безопасности полетов.

В опрошенных RBC daily авиакомпаниях высказали различные мнения по поводу возможных изменений в системе квотирования. В одних малых компаниях надеются, что смогут расширить зону полетов на маршрутах, непопулярных среди крупных авиакомпаний, потеснив своих более слабых коллег. Так, первый заместитель генерального директора "Вологодского авиапредприятия" Александр Воробьев заявил RBC daily, что отмена квот, возможно, позволит его авиакомпании выйти за пределы Северо-Западного региона. "Ранее мы работали на одном поле с "UTair", летали из Ханты-Мансийска в пределах Тюменской области, - отмечает г-н Воробьев. - Но затем "UTair" нас вытеснила и теперь диктует цены". В случае отмены квот, считает Александр Воробьев, у "Вологодского авиапредприятия" появятся шансы вернуться на локальные рынки за пределами Вологодской области. Другие региональные перевозчики крайне недовольны ожидающимися изменениями. В ФГУП "Оренбургские авиалинии", являющемся монополистом на линии Оренбург-Москва, RBC daily заявили, что "ничего не хотят слышать о конкуренции". "На линию Москва - Оренбург имеется 8 лицензий, - сообщили в "Оренбургских авиалиниях", - но летаем только мы".

Крупные компании не скрывают своей радости от снятия квот. "В начале 90-х гг. квотирование сыграло свою положительную роль, в определенной мере поддержав авиаперевозчиков, - заявил RBC daily представитель "Аэрофлота" Виталий Зотов, - но в настоящее время данная система препятствует развитию нормального конкурентного рынка внутри страны". Аналогичного мнения придерживаются и аналитики. "Система квотирования являлась основным препятствием на пути расширения деятельности "Аэрофлота" врегионах, - считает аналитик "ОФГ" Елена Сахнова. - Местные авиалинии и аффилированные с ними аэропорты зачастую имеют влиятельные связи в местных органах власти, и "Аэрофлот" неоднократно жаловался, что квоты нередко использовались в целях снижения конкуренции и не позволяли компании увеличивать количество рейсов в ряд регионов".

Квотирование не только препятствует развитию конкурентного рынка авиаперевозок, но и косвенно способствует тому, что в России существует почти 250 авиакомпаний, большая часть которых владеет физически и морально устаревшей техникой и подчас не соблюдает технические нормативы по ее эксплуатации. "Мелкая авиакомпания, конечно, не может идти ни в какое сравнение по обеспечению безопасности полетов с крупной, - соглашается источник в Росавиации. - Однако большинство мелких компаний занимаются чартерными грузоперевозками, реже пассажирскими, в труднодоступных районах России". "Ведь "Аэрофлот" не будет летать по приискам в Магаданской области или по улусам Якутии, - отмечает сотрудник государственной компании. - В свое время "Аэрофлот" был вынужден уйти из Магадана, потому что там выгодно летать только в июне-августе, в период летних отпусков, и его заменили местные авиакомпании".

Отмена квотирования на внутренних авиалиниях будет способствовать тому, что мелкие авиакомпании будут вытеснены с рынка межрегиональных перевозок, за ними останутся внутрирегиональные линии, на которых нет большого пассажиропотока и высоких требований к уровню сервиса. Кроме того, расширение конкуренции на рынке авиаперевозок в перспективе может привести к тому, что вместо географической фрагментации рынка авиационных услуг, когда некоторые авиакомпании "держали" определенные направления, придет экономическая сегментация, когда авиакомпании будут разделяться по уровню сервиса, затратам на персонал и стоимости перевозок независимо от направления перелета. Для этого, правда, мало только снять ограничения на внутренних авиалиниях - необходимо развивать аэропортовое хозяйство и общий уровень инфраструктуры страны.

21.07.2003
www.aviaport.ru

Док. 575240
Перв. публик.: 21.07.03
Последн. ред.: 21.07.09
Число обращений: 0

  • Зурабов Александр Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``