В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Уроки `Курска` Назад
Уроки `Курска`
12 августа 2000 года в России в Баренцевом море затонула подводная лодка "Курск". Погибли 118 моряков. Трагедия "Курска" показала: флот не располагает силами, способными спасти моряков в чрезвычайных ситуациях, а его командование скрывает детали ЧП. Руководство Северного флота, организовавшее учения, в ходе которых погиб "Курск", было отправлено в отставку, но не понесло никакого наказания. Как показала недавняя авария батискафа "Приз", за пять лет ничего не изменилось. "Урок "Курска" и Беслана - неэффективность вертикали власти в кризисной ситуации". Николай Петров - ГАЗЕТЕ "Уцелевших после взрыва подводников можно было спасти". Борис Кузнецов - ГАЗЕТЕ "Курск": хроника гибели и неудавшегося спасения История подводного крейсера "Курск"

10 августа атомный подводный ракетный крейсер "Курск" вышел на учения Северного флота. Утром 12 августа он условно атаковал крылатой ракетой "Гранит" эскадру во главе с авианосцем "Адмирал Кузнецов" и атомным крейсером "Петр Великий". Через несколько часов подлодка должна была "добить" противника учебными торпедами.

Однако в назначенное время вместо движения торпеды гидроакустик на крейсере "Петр Великий" зафиксировал хлопок, после чего корабль ощутимо тряхнуло. Командир "Петра Великого", капитан первого ранга Владимир Касатонов, выслушал доклад "о хлопке", но не придал ему значения. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов, также находившийся на крейсере, поинтересовался, что произошло. Ему ответили: "включилась антенна радиолокационной станции".

"Шансов, похоже, нет"

На самом деле на крейсере ощутили последствия взрывов на "Курске", который находился в 40 км от "Петра Великого". Взорвалась учебная торпеда, которая уже была готова к пуску.

От взрыва мощностью 300 кг в тротиловом эквиваленте погиб весь личный состав первого отсека. Через 136 секунд сдетонировали остальные торпеды. Мощность этого взрыва составила 7,5 тонны. От ударной волны погибли подводники первых шести из десяти отсеков. В живых остались только 23 человека в кормовой части лодки.

Командование взял на себя капитан-лейтенант Дмитрий Колесников. Оставшиеся в живых подводники задраили кормовые, в том числе и реакторный, отсеки и перешли в 9-й. Именно там находится аварийно-спасательный люк, через который можно было покинуть лодку. Экипаж понимал: спастись будет очень трудно.

"Шансов, похоже, нет. Процентов 10-20", - писал в темноте Дмитрий Колесников. "Отчаиваться не надо", - продолжал он чуть ниже, полагая, что экипаж попытается выйти через аварийный люк.

"С экипажем поддерживается связь"

О "неполадках" на "Курске" мир узнал только утром 13 августа. Командование Северным флотом убеждало: большинство подводников живы, спасательная операция увенчается успехом. В течение нескольких дней адмиралы утверждали - "с экипажем установлена связь путем перестука".

Верховный главнокомандующий узнал о происходящем на "Курске" на несколько часов раньше мира - поздно вечером 12 августа. С утра Владимир Путин встречался в Кремле с руководителем своей администрации Александром Волошиным, председателем Госдумы Геннадием Селезневым, с членами Совета безопасности. Обсуждался ход расследования теракта на Пушкинской площади в Москве 8 августа. После этого президент улетел в свою резиденцию "Бочаров ручей" на Черное море. Именно там министр обороны Игорь Сергеев сообщил Владимиру Путину о событиях на "Курске".

15 августа, когда, как позже выяснилось, на "Курске" живых уже не оставалось, Путин заявлял: "Ситуация с подводной лодкой "Курск" тяжелая, но флот располагает всем арсеналом средств спасения". В Москву президент вернулся вечером 18 августа, проведя встречу с главами стран СНГ в Ялте.

Помощь не пришла

Операция по спасению "Курска" началась днем 13 августа. В район катастрофы прибыло спасательное судно "Михаил Рудницкий" с двумя глубоководными аппаратами. Около 17 часов аппарат АС-34 начал погружение для поиска "Курска". Через полтора часа он совершил аварийное всплытие после столкновения с винтами подлодки. В следующий раз он погрузился в 4 утра 14 августа. За время операции с 13 по 19 августа подводные спасательные аппараты АС-32, АС-34 и АС-36 больше 10 раз садились на спасательный люк 9-го отсека "Курска" и пытались открыть люк. Но безрезультатно. Во время шторма один из аппаратов из-за сильной качки разбился о борт спасательного корабля "Михаил Рудницкий".

Заграница опоздала

На пятый день операции, ранним утром 16 августа, США и Великобритания предложили свою помощь в подъеме лодки. Москва согласилась только к вечеру. А уже на следующий день начальник штаба флота Михаил Моцак признал: шансы обнаружить на борту "Курска" живых подводников ничтожно малы.

Если верить версии адвоката родственников погибших моряков Бориса Кузнецова о том, что живые на "Курске" оставались до вечера 14 августа, шансов спасти их у британцев и норвежцев не было. Спасатели вышли из норвежского порта Тронхейма 17 августа и прибыли на место трагедии только 20-го. На следующий день норвежские водолазы вскрыли крышку аварийного люка подлодки и констатировали: живых на "Курске" нет.

Личное дело президента

22 августа Путин прибыл на встречу с родственниками погибших подводников в Видяево. "Я бы сам туда полез, если бы мог", - сказал президент матерям, женам, отцам и детям моряков. Путин ответил на их вопросы и пообещал выделить родственникам погибших квартиры и денежные компенсации, поднять "Курск" и похоронить подводников со всеми почестями. Свои обещания он сдержал.

Однако президент оказался не готов отвечать на вопросы мировой общественности: "Что случилось с вашей подводной лодкой?" В интервью известному американскому телеведущему Ларри Кингу Путин лишь констатировал: "Она утонула". И улыбнулся.

От американской лодки до своей ракеты

О причинах гибели "Курска" выдвигались разные версии.

В первые дни многие верили главкому ВМФ Владимиру Куроедову, утверждавшему, что лодка затонула после атаки иностранной субмарины.

Позже появились другие предположения. "Курск" мог погибнуть, подорвавшись на мине времен Великой Отечественной войны, столкнувшись с российской подлодкой, и даже от ракеты, пущенной с крейсера "Петр Великий" (на этой версии настаивал немецкий журнал "Шпигель"). Только в октябре-ноябре 2000 года, после проведения работ по подъему тел подводников, стало ясно: лодка погибла от взрывов собственных торпед.

Непотопляемые адмиралы

Этот вывод подтвердила и следственная группа во главе со следователем по особо важным делам Главной военной прокуратуры Артуром Егиевым, которая была создана в августе 2000 года для расследования уголовного дела о гибели "Курска".

Ранее по теме
Гибель "Курска" стала пьесой

В октябре 2001 года лодку поставили в док в поселке Росляково. Следственная группа резко активизировала свою работу: ее сотрудники подробно изучили все отсеки "Курска". В работе группы участвовали бывший заместитель главы ГВП Юрий Яковлев и генпрокурор Владимир Устинов. Следователи провели сотни медицинских и технических экспертиз. Итогом их работы стало заключение: подводники погибли через 8 часов после взрыва первой торпеды. И даже если бы командование Северного флота и ВМФ развернуло спасательную операцию незамедлительно, шансов на спасение моряков не было. В июле 2002 года, накануне праздника ВМФ, Владимир Устинов прекратил уголовное дело по факту гибели "Курска" "за отсутствием состава преступления".


gzt.ru

11.08.2005

Док. 575214
Перв. публик.: 11.08.05
Последн. ред.: 21.07.09
Число обращений: 0

  • Касатонов Владимир Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``