В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Байкал и труба: опасное соседство? Назад
Байкал и труба: опасное соседство?
На днях Главгосэкспертиза подвела итог кропотливой работы по созданию проекта нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) и утвердила план сооружения его первой очереди. Будет ли он безопасным для священного Байкала, для конкретного человека, живущего по соседству с трубой? Природные катаклизмы, сотрясающие в последние годы нашу планету, заставили человечество пересмотреть отношение ко многим отраслям экономики. После землетрясений в Армении, США, Иране и других странах нормы строительства в сейсмоопасных районах подверглись существенным изменениям. Приобретен бесценный опыт, который помогает избегать техногенных катастроф. Ученые свидетельствуют: этот - и не только этот - опыт использован в проекте нефтепровода ВСТО, сооружение которого начнется в ближайшее время.
Сегодня наша страна, оправдывая статус энергетической сверхдержавы, придает большое значение развитию инфраструктурных проектов. Это позволит открывать и расширять новые рынки экспорта энергоносителей. Однако в погоне за экономическими показателями нельзя забывать об опасности, которую несут скоропалительные технические решения.
Как свидетельствует академик РАЕН, профессор, доктор геолого-минералогических наук, эксперт МЧС России Григорий Кофф, после землетрясения в Армении силой 10 баллов были обследованы не только здания, но и вся инфраструктура. И специалисты не обнаружили ни одного (!) повреждения подземных трубопроводов. Ученые получили наглядное подтверждение того, что подземные заложения в отличие от поверхностных малочувствительны к колебаниям грунтов. Были изучены также последствия 9-балльного землетрясения на Аляске. Поврежденными оказались участки газо- и нефтепроводов только в местах поверхностной прокладки - рухнули опоры. А то, что было в земле, осталось цело. К такому же выводу пришли и американские ученые после землетрясений под Сан-Франциско в 1989-м и под Лос-Анджелесом в 1990 году. Повреждений подземных магистральных нефтепроводов и газопроводов не зафиксировано.
Сам собой напрашивается вывод: в сейсмоопасных районах будущее за нефте- и газопроводами, расположенными под землей. Им не страшны ни ураганы, ни цунами, ни землетрясения. Проект нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан не только это учитывает, он вообще разработан на основе самых современных технологий.
После многочисленных консультаций со специалистами проект отражает максимум современных требований в сфере экологической безопасности. Это подтверждено Главгосэкспертизой, Государственной экологической экспертизой (ГЭЭ) и Ростехнадзором. В число экспертов ГЭЭ входил и академик Григорий Кофф. Комментируя положительное решение госкомиссии по маршруту, предложенному "Транснефтью", он отметил, что несколько лет назад был создан набор карт, отмечающих особенности режима байкальской природной территории, где будет проходить один из участков ВСТО. Было выделено около 100 зон с различной вероятностью природных катаклизмов. "Сегодня, накладывая маршрут ВСТО на наши карты, мы видим, что он идет по одному из лучших, самых спокойных участков", - сообщил Кофф журналистам.
Что же касается технических норм безопасности для трубопровода, независимые эксперты также отдают должное проекту "Транснефти". Доктор технических наук, заместитель директора ИБ РАЭ РАН Игорь Линге считает, что риск аварии на ВСТО в районе Байкала крайне низок. Нефтепровод намного превосходит в этом отношении международные нормативы.
Некоторые экологи сомневаются, что сооружение ВСТО отразится на самом большом пресном водоеме мира. Воображение рисует апокалиптические картины: труба ломается, рвется - и поток нефти течет в Байкал... "На самом деле все не так, - убежден Игорь Линге. - Гипотетически нефть может дойти до Байкала, но благодаря многим защитным системам - всего лишь в количествах, сопоставимых с фоновыми концентрациями. И это, подчеркиваю, при вероятности аварии 10 в минус 7 степени, т.е. один раз в 20 тысяч лет".
Мнения экспертов и технических специалистов самой "Транснефти" основаны на объективных технических параметрах проекта. Для снижения экологических рисков трубы для 60-километрового участка нефтепровода, пролегающего вдоль озера, изготовят из специальной толстой стали, устойчивой к разрывам. На всем протяжении участка через 5-6 километров будут установлены блокирующие задвижки - это в 6 раз чаще, чем предписано самыми жесткими нормативами. В самой трубе - специальные датчики, обеспечивающие круглосуточный мониторинг ее состояния. Эти датчики способны улавливать и любые нарушения герметичности, и развитие потенциально аварийных процессов коррозии, и образование микротрещин. Все переходы под реками будут выполнены по технологии "труба в трубе": если что - нефть выльется не в Байкал и даже не в землю, а всего лишь во вторую трубу. Участки нефтепровода в сейсмоопасных местах будут способны выдержать сильные подземные толчки.
Но, может быть, все это - на бумаге? Можно ли доверять "Транснефти" и экспертам, позитивно оценившим проект (а таких экспертов в Государственной экологической экспертизе - большинство)? Ответ на вопросы дают реальные проекты, уже осуществленные трубопроводной монополией, и прежде всего - нефтеналивной терминал в Приморске (Ленинградская область). Он значительно превосходит по экологической безопасности находящийся неподалеку аналогичный Порвоо (Финляндия). Приморск - самый чистый на Балтике, что признано международными экспертами. Но дело не только в этом. Экологическая ситуация в той части Балтийского залива, которая прилегает к терминалу, за время его работы улучшилась. Парадокс? Вовсе нет. Жесткое соблюдение технологических требований и контроль над судами, приходящими к терминалу, - вот рецепт оздоровления. Впрочем, аварийность в системе компании составляет всего 0,04 случая на 1000 км - это соответствует лучшим мировым показателям.
Современная наука накопила достаточный опыт, чтобы минимизировать риски техногенных катаклизмов. И это не абстракция. В проекте ВСТО достижения ученых находят свое практическое воплощение, позволяя совмещать важные геополитические проекты и не менее важные аспекты сохранения окружающей среды. Своевременно следовать тенденциям мирового рынка, развивать стратегические направления нефтяного экспорта теперь возможно - не опасаясь, что экология станет заложником экономики.


21.07.2006

www.trud.ru

Док. 575122
Перв. публик.: 21.07.06
Последн. ред.: 20.07.09
Число обращений: 0

  • Кофф Григорий Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``