В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Только звездам отдавала она свою нежность Назад
Только звездам отдавала она свою нежность
Сегодня юбилей кинорежиссера Татьяны Лиозновой

О твердости ее характера и строгости на съемочной площадке ходит не меньше легенд, чем о Штирлице - анекдотов. 12 серий о "Семнадцати мгновениях весны" советская страна впервые переживала не весной, а душным летом 1973-го.

Из форточек на вымершие улицы неслись голоса Кобзона и Копеляна. Из образа удава Мюллера, несмотря на всю его буффонаду и одноглазое окружение, особенно отчетливо следовало, что войну в общем-то выиграли не у полудурков из сатирических боевых кино сборников или "у фюрера с хвостом" из полупристойных частушек. И что подвиг разведчика не весь умещается в славянский шкаф, а требует от героя молчать и думать, что особенно нелегко на крупном плане.

Теперь та инновационная "информация к размышлению" представляется прообразом гиперссылок нынешнего сетевого пространства. И ведь не скажешь, что Штирлиц занимает в разговорах о Татьяне Лиозновой неоправданно много места. Действительно, мгновений режиссуры в ее фильмографии оказалось существенно меньше 17 и просто немного. Кроме сериала-мифа ей довелось поставить всего восемь картин. Некоторые из них, определенно, вошли в первый ряд, и мало какой фильм тех лет сравнится с "Тремя тополями на Плющихе".

В прошлом году исполнилось полвека жизни Лиозновой в кино. Ученица Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, она начинала в Театре им. Вахтангова, а в режиссуре дебютировала в 1958 году фильмом "Память сердца". В 1961 году общественно-эротический символ Людмила Хитяева повела со всесоюзного экрана ярким глазом в "Евдокии", мелодраме массового поражения. В 1967 году затрепетали вечные "Три тополя на Плющихе" с дуэтом Татьяны Дорониной и Олега Ефремова, песней-жалейкой про "нежность", народной транскрипцией книжки Экзюпери и панорамой Москвы, какой ее не увидишь, пожалуй, в самых внимательных к июльским дождям и поливальным машинам фильмах шестидесятников.

После " Семнадцати мгновений весны " в 1981 году последовали "Мы, нижеподписавшиеся", захватывающая социально значимым конфликтом экранизация пьесы Александра Гельмана. Тогда же грянул "Карнавал" - фильм-бенефис Ирины Муравьевой, сыгравшей провинциалку Соломатину, не терявшуюся в огнях большого города, чей холод она преодолевала орехами за щекой и роликами на ногах.

Свою работу в кино Татьяна Михайловна завершила в 1986 году телевизионным фильмом "Конец света с последующим симпозиумом". Профессиональными наградами ее особенно не баловали, и без них она вошла в историю не только кино, но и страны. Призовой сюжет раскрутился в 1963 году, когда Кинофестиваль авиационных и астронавтических фильмов во французском городке Довилль дал свой первый приз картине Татьяны Лиозновой "Им покоряется небо". В 1976 году ее труды над образом советского разведчика увенчали Государственной премией РСФСР имени братьев

Васильевых. Только в 1984 году Лиозновой присвоили звание народной артистки СССР и в 1999-м наградили орденом за "За заслуги перед отечеством".

К юбилею режиссера телевизионный канал "Россия" показал документальный фильм с говорящим названием "Моя железная леди. Татьяна Лиознова". На том же канале готовится к осеннему сезону премьера 16-серийного фильма "Исаев" работы Сергея Урсуляка о молодых годах Максима Исаева - впоследствии Штирлица, к мягкой посадке которого на телеэкран был недавно покрашен и классический Штирлиц Татьяны Лиозновой.

Александр Гельман, драматург, автор сценария фильма "Мы, нижеподписавшиеся": "Она была уверена в себе, но никогда - самоуверенна"

Татьяна Михайловна, во-первых, профессионал высокого класса. Это прежде всего выразилось в том, что она замечательно подбирала актеров. На съемках фильма "Мы, нижеподписавшиеся" я наблюдал, как это было: она думала очень долго, серьезно, с какими-то колебаниями, но всегда выбор актеров был точным. И это одно из условий успеха ее фильмов, того, что они смотрятся десятилетиями. Она хотела быть уверенной в том, что актеры выполнят ту задачу, которую она им поставила. И она так хорошо это делала, что потом актеры получали награды правительства, порой забывавшего, что у картины есть режиссер, первый человек в постановке. Татьяна Михайловна даже немножко по этому поводу обижалась. Я помню, как за "Семнадцать мгновений" кто-то получал звания и ордена, но не она. Правительство вело себя как такой неграмотный зритель, который вообще не знает, что такое режиссер и что именно от режиссера все зависит. Она была уверена в себе, но никогда - самоуверенна.

Я помню, что когда она решила поставить мою пьесу, тот факт, что она уже шла во многих театрах страны, в двух московских театрах, ее совершенно не смутил. Из режиссеров она, несомненно, самая востребованная. Миллионы зрителей смотрят ее фильмы многие десятилетия. Я даже не знаю, кто еще кроме нее удостоился такого внимания. Конечно, жаль, что у Татьяны Михайловны сейчас есть проблемы со здоровьем, и она не может по-настоящему насладиться плодами популярности и уважения в эти дни, когда отмечается ее юбилей. Но надеюсь, что она поправит здоровье и проживет еще много лет. Дай бог ей всего самого хорошего!


www.gzt.ru

Вероника Хлебникова

20.07.2009

Док. 575067
Опублик.: 20.07.09
Число обращений: 0

  • Лиознова Татьяна Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``