В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дилемма Обамы Назад
Дилемма Обамы
Проблема российско-американских отношений - не в России, а в политике США

07 июля 2009, 12:56

Потепление в отношениях РФ и США не зависит от России. Оно зависит от Америки. В частности, потому что россияне, вопреки расхожему мнению, и так относятся к американцам вполне доброжелательно. А вот последние, и в лице своей власти, и в лице общественного мнения, в значительной степени негативны по отношению к России и ее приоритетам. Они не понимают и не ощущают ее объективных интересов.

Так, по последним данным ВЦИОМа, сегодня в России 3 % граждан относятся к Соединенным Штатам очень хорошо, но 43 % - в основном хорошо. При этом очень плохо к ним относятся 8 %, а в основном плохо - 25 %. То есть в целом положительные оценки относятся к отрицательным как 46/33. И это довольно стабильная картина, близкие результаты давали и опросы, проведенные в другие годы. В 2003 году очень хорошо к американцам относились 5 %, в основном хорошо - 43 %, в основном плохо - 26 %, очень плохо - 14 %. В июне 2008 г. соответственно: 2 %, 47 %, 23 %, 6 %.

И, одновременно, это намного лучше, чем в сентябре того же 2008 года, когда "очень хорошо" составляло 1 %, "в основном хорошо" - 21 %, "в основном плохо" - 40 %, "очень плохо" - 25 %. То есть баланс положительных и отрицательных оценок был противоположным по сравнению с сегодняшним днем - 22/65.

Здесь видно отличие и с июнем прошлого года, и с июнем нынешнего. Но понятна и причина: агрессивная позиция, занятая США в отношении России в связи с ее освободительной операцией на Кавказе. Вашингтон тогда позволил себе открыто и откровенно поддержать агрессию саакашвилевского режима.


И, тем не менее, за прошедшие месяцы отношение россиян к американцам выправилось. А это означает, что негативное отношение к последним российское общественное сознание демонстрирует лишь в ответ на их недружелюбные действия в отношении России, ее союзников и ее объективных интересов.

Это подтверждается и тем, что показатели отношения к США осенью 1991 года были значительно более благожелательными, чем даже сегодня. Тогда об очень хорошем отношении к Америке говорили целых 29 %, о "в основном хорошем" - 54 %, "в основном плохом" - 3 %, "очень плохом" - 1 %. Баланс положительных и отрицательных оценок составлял 83/4. И если он изменился на нынешние 46/33, то лишь из-за того, как все это время вели себя Соединенные Штаты, с их экономическими советами в начале 90-х, несколькими агрессиями на Балканах, поддержкой сепаратистов в постсоветских республиках, противодействием стремлению народов СССР к воссоединению.

Отсутствие антиамериканизма в российском общественном сознании подтверждают и данные Левада-центра. Хотя хорошо и очень хорошо к США в июне этого года относились 36 %, а плохо и очень плохо - 50 %, при постановке вопроса об отношении к американцам выявлялась намного более благожелательная картина. Об отношении к ним "хорошо и очень хорошо" говорили 68 %, об отношении "плохо и очень плохо" - всего 22 %.

То есть российское общество к американцам, то есть к Америке, как нации, относится более чем благосклонно, но к США, как стране и ее политике - значительно хуже.

Так что причины охлаждения и конфликтов в отношениях двух держав кроются не в отношении России к США или той или иной политике России, а в нынешней политике США, которая в отношении к России и ее союзникам колеблется между отметками "недружелюбно" и "малодружелюбно".

Кстати, если российское общественное мнение к Америке вполне дружелюбно, американское к России значительно более прохладно: скажем, Владимира Путина в Соединенных Штатах положительно оценивают 27 %, отрицательно - 63 %. Можно, конечно, говорить, что отношение к Путину - формально не есть отношение к России. Но, каким бы он ни был, если в России, по тем же данным, к нему положительно относятся 82 % граждан, а отрицательно - 10 %, то оценки его общественным сознанием США в значительной степени оказываются оценками России.

Причем, возникают они не сами по себе, а в результате той информационной политики, которая осуществляется в США все последние годы, поскольку как только Россия начала проявлять первые признаки самостоятельной внешней политики, информационные атаки на нее и на Путина стали волнообразно возрастать.

Для того, чтобы решить проблемы в отношениях США и России, нужно менять не позицию России (она и так чересчур мягка), а политику США. В первую очередь, - в отношении России, и, что особенно важно, в отношении ее интересов.

И это то, что необходимо понять Обаме.

Он сегодня стоит перед выбором - продолжить путь пусть не слишком активного, но противодействия России в ее стремлении защитить и обеспечить свои внешнеполитические и иные интересы, или встать на путь ее поддержки, совместной деятельности по обеспечению взаимных интересов.

В первом случае это означает более или менее быстрое ухудшение отношений, трату ресурсов разного рода, отвлечение внимания США от обеспечения своих объективных интересов. При том, что это противодействие будет не противодействием тем или иных субъективным стремлениям российской элиты, а объективным интересам и процессам, в частности, историческому процессу восстановления территориальной целостности России. То есть противодействием историческим закономерностям, которые так или иначе всегда прокладывают себе дорогу.

Это все равно, что противодействовать, скажем, Реконкисте в Испании, или Рисорджименто в Италии, или объединению Германии XIX века.

Второй путь - это путь содействия и помощи России в обеспечении ее интересов, в первую очередь, в поддержке ее стремления к восстановлению территориальной целостности. И это путь укрепления дружбы и сотрудничества с Россией, который позволит заслужить ее признательность.

Обама, который в своей "Дерзости надежды" умудрился применительно к 70-80-м гг. вполне серьезно записать сентенции по поводу "страданий народов, находившихся по ту сторону железного занавеса", этого, судя по всему, на сегодня не понимает.

Он упрекает Путина в том, что тот "одной ногой опирается на старые методы ведения дел, а другой - на новые", но как раз сам находится в значительно более раздвоенном состоянии.

Он, с одной стороны, объявляет себя почитателем и последователем Авраама Линкольна, но с другой - заявляет, что его не интересует "политика XIX века".

А что такое, среди прочего, "политика XIX века"? Это, в частности, политика объединения разделенных стран и народов, политика объединения последних феодально-раздробленных государств. И одно из ярчайших событий XIX века - это как раз война Североамериканских Штатов за свое воссоединение, которую возглавил Линкольн. Возможно, для Обамы более значим другой момент деятельности Линкольна - освобождение негров, уничтожение рабства. Но последнее и было как раз продуктом и побочным результатом войны за воссоединение. Хотя у этого решения Линкольна были и сугубо конъюнктурные мотивы - он сам признавался во вторичности для него этой проблемы по сравнению с задачей сохранения целостности Союза. Но лишь осознание населения САСШ единой нацией делало неизбежным признание негров равноправной частью этой нации, а следовательно - свободными и равноправными гражданами.

Нельзя призывать к отказу от "политики XIX века" и одновременно признавать своим кумиром Линкольна. Отказаться от этого - как раз и значит отказаться от Линкольна.

Если на то пошло, Россия сегодня отброшена в своем развитии - возможно, в XIX век, возможно, и дальше. Но отброшена она как раз усилиями США и своим следованием американским советам, как политическим, так и экономическим. Чтобы расстаться с XIX веком, ей прежде нужно решить его специфические задачи, в частности, восстановить свою территориальную целостность.

А Обаме нужно решать - то ли он хочет быть последователем Линкольна - то есть опираться на ценности и достижения XIX века, то ли он хочет уйти от этих ценностей - тогда, например, пусть отменит решения Линкольна по освобождению рабов.

Кстати, как-никак, но Россия крепостничество у себя отменила пусть не намного, но все же раньше, чем Линкольн отменил рабство в САСШ.

И, если Обама хочет быть последователем Линкольна - пусть постарается его глазами взглянуть на стремление России к восстановлению своей территориальной целостности, и, соответственно, посмотрит и на нынешний грузинский и украинский режимы - то есть увидит в них своеобразные аналоги Южных Штатов 1860-х гг.

Если на то пошло, когда Соединенные Штаты принимали помощь в своей борьбе за воссоединение от самодержавной России, они не слишком заботились проблемами демократии в последней. А самодержавная Россия, защищая своими военными кораблями Северные Штаты от возможного вмешательства Великобритании, вовсе не пыталась представить борьбу американского народа во главе с Линкольном за целостность своей страны, как "проявление североамериканской экспансии".

Обаме нужно просто задуматься о том, почему при благожелательном отношении к американцам российского общественного мнения, сами США раз за разом испытывают эту благожелательность на прочность. И что нужно сделать или прекратить делать для того, чтобы доказать России, что ему можно доверять. Обаме нужно, наконец, понять, что проблема российско-американских отношений - не в России, а в политике его страны.


НОВАЯ ПОЛИТИКА ( novopol.ru)
постоянный адрес публикации: http://www.novopol.ru/text71239.html

viperson.ru

Док. 574847
Перв. публик.: 07.07.09
Последн. ред.: 18.07.11
Число обращений: 0

  • Черняховский Сергей Феликсович
  • Обама Барак Хусейн (Barack Hussein Obama, Jr.)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``