В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Августовский путч 1991 года. Прошло 15 лет Назад
Августовский путч 1991 года. Прошло 15 лет
Сейчас события 19-22 августа 1991 года как праздник отмечают лишь немногочисленные российские демократы. По данным "Левада-Центра", лишь 13 процентов россиян сегодня августовский путч 1991 года победой демократической революции. 39 процентов убеждены, что происшедшее тогда - не более чем эпизод борьбы за власть, а ещё 36 процентов назвали те события гибельными для страны и народа.

Юрий Левада рассказал изданию "Новые Известия", что "только в первый год было впечатление, что это большое, важное и позитивное событие". Через два года это отношение "скисло". А спустя 15 лет уже "значительная часть людей, которые раньше сочувствовали борьбе против переворота, придерживаются других мнений". Для многих "новая эпоха продолжает оставаться неясной", и "конец партийно-советского режима" в сознании людей связан не только с благами, но и сумятицей, противоречиями и даже бедами. По мнению социолога, значение августовских событий оценят тогда, когда "стабилизируется положение в стране и у нас действительно будет демократия".

"СССР не развалился - СССР развалили", - утверждает спустя 15 лет после событий последний президент Советского Союза Михаил Горбачёв. По его словам, исторической ошибкой было "опоздание с реформированием КПСС", и когда "после 1989 года коммунисты проигрывали почти повсеместно, они увидели, что демократия для них - это неподходящее дело". Экс-президент СССР считает неправдой рассуждения членов ГКЧП о том, что они якобы хотели спасти Союз: "Это всё знамя, прикрытие, крыша". Между тем Михаила Горбачёва виновником августовских событий считают обе стороны конфликта.

"Горбачёв договорился с этими ребятами и уехал в отпуск. Потому что он упустил контроль, и процессы стали приобретать необратимый характер", - заявил Михаил Полторанин.

"Результаты референдума 17 марта 1991 года позволяли Горбачеву внести изменения в Конституцию, а не играть в так называемую демократию и снова задавать вопрос, нужен ли Советский Союз", - полагает Геннадий Янаев.

Из тогдашних руководителей обороны Белого дома на сегодняшний день в политике остался один Геннадий Бурбулис. В 1991 году он был Госсекретарём РСФСР, а теперь представляет администрацию Новгородской области в Совете Федерации. И до сих пор жалеет, что путчисты так и не были осуждены. "Произошёл мятеж, погибли ребята. Это нельзя забыть и простить", - утверждает Геннадий Бурбулис.

Бывшие вице-президент РСФСР Александр Руцкой и исполняющий обязанности председателя Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов оказались в тюрьме в октябре 1993-го за попытку государственного переворота. В 1996-2000 годах он был губернатором Курской области, в 1999 году участвовал в создании блока "Единство", но затем впал в немилость, и его несколько раз снимали с выборов.

Генерал-полковник Константин Кобец командовал защитниками Белого дома и 19 августа 1991 года был назначен первым российским министром обороны. В октябре 93-го генерал армии Кобец уже командовал штурмом Белого дома и арестовывал его защитников. В мае 97-го по обвинению во взяточничестве сам оказался в СИЗО "Лефортово", где просидел до 2000 года, пока не попал под амнистию в честь 55-летия Победы. Другой соратник Бориса Ельцина по августу 1991 года Сергей Станкевич, который руководил сносом памятника Дзержинскому на Лубянке, впоследствии также был обвинён во взяточничестве и с 1995 по 1999 год скрывался от российского правосудия в Польше. После закрытия уголовного дела вернулся на родину, где занимается бизнесом и критикует власть за отступление от демократии.

Предводитель путчистов Геннадий Янаев после выхода из тюрьмы в 1992 году работал в Комитете помощи ветеранам войны и труда, а сейчас преподаёт в Международной академии туризма, где заведует кафедрой истории и международных отношений. О своих действиях в августе 1991-го он не сожалеет, но сейчас действовал бы по-другому, жёстче: "Можно было бы обойтись и без ввода войск, а если уж ввели, то надо было не просто демонстрировать военную мускулатуру, которая оказалась очень дряблой, и не церемониться, как с нами не церемонились. Без каких-либо юридических доказательств вины нас называли изменниками родины. Мы 15 лет ходили под угрозой смертной казни!"

Руководивший в августе 91-го Комитетом госбезопасности СССР, а ныне - пенсионер Владимир Крючков про события 15-летней давности опубликовал уже три книги. За последние годы он также побывал руководителем одной из коммерческих структур и советником Владимира Путина, в бытность того главой ФСБ.

Секретарь ЦК КПСС в августе 91-го и член ГКЧП Олег Бакланов пытался вернуться в политику в 1995 году, но выборы проиграл. Сейчас он возглавляет общество российско-украинской дружбы "Киевская Русь".

Ещё один участник путча, член Политбюро ЦК КПСС Олег Шенин, сообщил "НИ", что собирается участвовать в президентских выборах 2008 года. Сейчас Олег Шенин возглавляет незарегистрированную Коммунистическую партию Советского Союза. По его словам, "де-юре СССР продолжает существовать", потому что "три человека не имеют права подписать документ о развале Советского Союза".

При обороне Белого дома во время августовских событий 1991 года погибли три его защитника - Дмитрий Комарь, Владимир Усов и Илья Кричевский. Отец Ильи Марат Кричевский считает август 1991 года переломным моментом в российской истории: "Мы сейчас живём в другой стране, демократической и свободной. А если бы победа оказалась на другой стороне, то наши погибшие мальчики были бы не Героями Советского Союза, а кучкой пьяных диссидентов, которые якобы открыли огонь по танковой колонне. Так говорилось на следующий день после их гибели в официальной прессе".

Мать Дмитрия Комаря, Любовь Комарь, наоборот, убеждена, что защищать Белый дом не следовало. "Если бы не было этих защитников, может быть, Советский Союз бы остался". Потому что "демократии как не было, так и нет", цитируют "Новые Известия".

Слово эксперту: Станислав Тарасов, эксперт Аналитической дирекции НТК "Звезда"

"Вертикаль" Горбачёва

В мировой истории трудно назвать иную, кроме России, страну, которая на протяжении всего одного века дважды переживала развал. Первый раз это произошло в 1917 году, когда после отречения от престола императора Николая Второго и прихода к власти Временного правительства начался распад империи. Второй раз нечто подобное произошло в 1991 году, когда после августовского выступления ГКЧП последовали Беловежские соглашения и отставка Михаила Горбачёва. После этого от страны, именуемой СССР, остались только так называемые "исторические территории".

И в первом, и во втором случае речь шла о геополитической катастрофе всемирного значения. Большевикам после прихода к власти в октябре 1917 года удалось через советизацию регионов бывшей империи воссоздать фактически Российскую Империю в её прежних исторических границах. Политические силы, пришедшие к власти в России после августа 1991 года, пошли по другому пути. Они выбрали иную "точку" отсчёта построения новой постсоветской России в рамках реанимируемой капиталистической общественно-политической систем.

С тех пор в России произошло много событий. Страна, развиваясь в условиях рыночного хозяйства и процессов широкой демократизации, временами оказывалась чуть ли не на грани очередного развала. Развязанная сепаратистами и террористами война в Чечне до сих пор продолжает кровоточить. Существует и фактор так называемого внешнего давления на Россию. Более того, население бывшего СССР, оказавшееся почти в мгновение ока в разных государствах, продолжает переживать социально-психологический стресс.

Причин подобных настроений множество. В этой связи аналитики отмечают рост разочарования у россиян, обусловленный спецификой устоявшегося "российского капитализма". Переход от социалистического способа хозяйствования и бытия к "дикому" капитализму, когда господствующей стала идея социал-дарвинизма (выживает сильнейший), дорого обошёлся россиянам.

Историки тоже пытаются ответить на острый, волнующий вопрос: "Была ли возможность у тогдашнего руководства страны провести модернизацию по иному сценарию?" Факты свидетельствуют, что такая возможность теоретически существовала, если бы генсек партии Михаил Горбачёв принял на вооружение так называемый "китайский сценарий". Суть его заключалась в следующем: рыночные реформы под идейным и политическим контролем одного центра, постепенная смена политической системы с выходом на многопартийность и федерализация страны. Однако схватка за власть в верхах привела к тому, что было потеряно время и упущен контроль над ситуацией в стране. Перехват позиций, который пытался осуществить ГКЧП у Горбачёва, не удался. Началась контригра демократической оппозиции, которая закончилась "роспуском СССР".

Достигнуть желаемого так называемой "демшизе" оказалось просто ещё и потому, что существовавшая тогда "вертикаль" Горбачёва, ориентированная на концентрацию власти только в одних руках, ослабляла и саму власть . Достаточно было выгнать из своего кабинета бывшего секретаря обкома, чтобы установить контроль над целой областью. Добавим к этому нежелание, а, точнее, неспособность власти проводить модернизацию страны с помощью новых информационных технологий. Это породило идейный кризис, что привело к дискредитации марксизма.

Вот почему нынешний 15-летний юбилей ГКЧП - не просто дань определённой дате. Это - повод для самых широких политический обобщении и тщательного анализа для того, чтобы вновь не наступить на "старые грабли". Мировой опыт, в особенности российский, показывает, что власть становится устойчивее только тогда, когда существует баланс, создаваемый оппозицией. Причём оппозиция должна быть острой, но не разрушающей устои. Только при таких условиях любая смена лидера или политического курса не ведёт к очередным разрушающим "революциям", к человеческим трагедиям, потрясениям и развалу страны.


18.08.2006

tvzvezda.ru

Док. 574332
Перв. публик.: 18.08.06
Последн. ред.: 16.07.09
Число обращений: 0

  • Кобец Константин Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``