В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Бабятинский и его роли Назад
Валерий Бабятинский и его роли
Можно, конечно, сказать много прекрасных слов о его творчестве, выразить восхищение от имени его многочисленных поклонников, что мы и делаем с большим удовольствием. Однако, мы решили выйти за рамки лишь юбилейных поздравлений с 60-летием и поговорить также о проблемах современной жизни родного Замоскворечья, где уже многие годы проживает артист и которое бесконечно любит. И не только любит, но и активно борется за то, чтобы этот уникальный уголок столицы был красив, сохранил свое своеобразие, был удобным и комфортным для его жителей. Мне, его многолетний соседке по дому, который находится в одном из старинных замоскворецких переулков, это хорошо известно, и не понаслышке, а по совместной общественной работе в активе нашего многострадального дома (почему "многострадального" - об этом позже). Но начали мы беседу, конечно же, с творчества: ведь хорошо известно, что вся жизнь нашего замечательного земляка связана со сценой старейшего русского театра - академического Малого или "Дома Островского", - как принято его называть. А большинство спектаклей, в которых участвует Валерий Константинович, идут у нас в Замоскворечье, на Большой Ордынке, на сцене филиала Малого театра, где мы с вами часто бываем.

Итак - первый вопрос.

* Валерий Константинович, вы для многих зрителей - воплощение искусства именно этого прославленного театра. Но как я знаю, вы закончили не Щепкинское театральное училище, а Щукинское и были поначалу вахтанговцем. Расскажите, пожалуйста, о начале вашего творческого пути.
* Да, вы правы: я выпускник Щукинского театрального училища, после окончания которого посчастливилось работать и с Рубеном Николаевичем Симоновым и с его сыном - Евгением Рубеновичем, который затем стал главным режиссером Малого театра и пригласил меня, на роль Чацкого. Может быть, именно тогда я понял, что мое творчество очень близко Малому театру, и остался в нем на долгие годы.

Мне посчастливилось работать на этой прославленной сцене со многими ее корифеями, начиная с Александры Александровны Яблочкиной и Веры Пашенной. Я их всех застал, и воспоминания об их чудесной игре живы во мне до сих пор, хотя тогда я был молодым, начинающим актером, выпускником театрального училища. В нашем актерском фойе они все представлены на фотографиях - от основателей театра - Михаила Щепкина и Павла Мочалова - до современных актеров и режиссеров.

* Значит, вашем дебютом на сцене Малого театра был Чацкий?
* Нет, я дебютировал в современной пьесе "Палата" С. Алешина. Моими партнерами были такие замечательные артисты, как Руфина Нифонтова, Элина Быстрицкая...

Однако, мне особенно запомнился тот спектакль "Горе от ума" 1962 года, о котором я говорил выше, тем, что тогда на сцене блистали звезды того времени Елена Гоголева, Елена Шатрова, Дарья Зеркалова, Николай Светловидов, Николай Анненков. Для меня, молодого актера, только что вступающего в жизнь, это было прекрасной школой.

* Вы работали с замечательными режиссерами - и в театре и в кино. Кто особенно запомнился?
* Не могу не назвать Михаила Царева, Бориса Бабочкина, Игоря Ильинского.
* Ваши любимые авторы?
* Александр Николаевич Островский и Антон Павлович Чехов. Я люблю классические спектакли и не люблю сиюминутных однодневок.
* Какие роли вы играете сегодня и какие спектакли с вашим участием порекомендуете посмотреть вашим зрителям?
* "Бешеные деньги" А.Н. Островского, я играю там Телятева, это - одна из моих любимых ролей. Могу сказать, что почти через всю мою творческую жизнь проходит "Вишневый сад" А.П. Чехова: когда-то я играл в нем вечного студента Петю Трофимова, а сейчас играю Гаева.. В "Дяде Ване" играю роль профессора Серебрякова.
* А для детей и юношества?
* Правдин в "Недоросле" Фонвизина, советник в "Снежной королеве".
* Валерий Константинович! Все мы помним вашего героя из фильма - спектакля "Портрет Дориана Грея", снятого много лет назад по роману Оскара Уайльда. Нам запомнился ваш вечно молодой герой и его стареющий портрет, как бы искажаемый его подлыми поступками. Вечная тема, живая и сегодня! Где вы еще снимались?
* "Двое в степи" по повести Э. Казакевича у Анатолия Васильевича Эфроса, "Путь к причалу" (мой дебют в кино), "Девять дней одного года", в студенческие годы, снимался также в болгарских фильмах.
* Я хорошо знаю вашу, Валерий Константинович, семью. Прекрасно помню вашу замечательную маму Клавдию Прокофьевну, которая, к сожалению, умерла несколько лет назад. Ваш отец был военным, не потому ли вы так активно ведете шефскую работу в армии?
* Да, мои корни идут именно оттуда. Я являюсь членом правительственной комиссии по социальным вопросам жизни военнослужащих, предстоит еще большая работа в одном из Советов при президенте, но об этом - позже.
* Читателям будет интересно узнать о вашем дружном семействе - жене Ольге, детях Кости и Насте. Расскажите, пожалуйста, чем они заняты сейчас.
* Ольга - менеджер одной из фирм. 18-летняя дочь Анастасия учится в бизнес-интернате, а Константин - школьник, учится в восьмом классе.
* Дети несколько лет назад, как я знаю, играли в спектаклях на сцене филиала Малого театра?
* Да, они исполняли роли детей в "Снежной королеве" и "Бешеных деньгах". Но сейчас уже выросли, и что будет дальше - посмотрим.

* * *

Мы беседуем с Валерием Константиновичем в маленьком дворике нашего восьмиэтажного кирпичного дома-башни, который находится в старинном, времен Иоанна Грозного - Стремянном переулке. Место это вполне можно назвать историческим: здесь ходил молодой Есенин, в школе, находящейся в нашем дворе учились Андрей Вознесенский, Андрей Тарковский, о. Александр Мень. А ныне и уютный дворик, да и сам дом, подвергаются постоянным набегам непрошеных "варягов" - то строители "подкапывались" под старинные уникальные деревья, то арендаторы без согласования с общественностью дома, заняли подвальное помещение и чуть не спалили дом.

* Я очень люблю Замоскворечье, - говорит Валерий Константинович - Здесь много лет живу, работаю, здесь выросли мои дети. Я считаю, что необходимо сохранить своеобразие этого уникального уголка, ни в коем случае не допускать варварского к нему отношения, когда купеческие особняки уступают место стандартным домам из бетона и стекла, когда теряется архитектурный облик неповторимого Замоскворечья. Я очень надеюсь, что и жители, и районные власти не допустят варварского отношения к Замоскворечью.


Валентина Жегис

www.zamos.ru

16.04.2002

Док. 574198
Перв. публик.: 16.04.02
Последн. ред.: 15.07.09
Число обращений: 0

  • Бабятинский Валерий Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``