В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Эрнест Кочетов: Доколе? Нереальная реальность (мир с позиций гуманитарной космологии - выход к новому Ренессансу) [1] Назад
Эрнест Кочетов: Доколе? Нереальная реальность (мир с позиций гуманитарной космологии - выход к новому Ренессансу) [1]
То, что в нашу эпоху глобального взрыва возникают вопросы тысячелетнего ранга, вполне объяснимо. Этот взрыв не спонтанен. Он вызревал еще в недрах досократических систем мировоззрения. Сейчас этот вопрос прислонен к каждому из нас!

* * *
Уж так устроен человек: его поведение, в том числе и "линия поведения" есть отражение того, что он реально видит вокруг себя. Но плюс к этому ему дополнительно назойливо "рассказывают" о сущности того, что он видит! В этих двух моментах зарыта гигантская проблема. Самостоятельно "ощупать" окружающие вещи человек не успевает. Для этого нужно время, условия, атмосфера, тяга к познанию.

Что касается времени, то его нет априори: человек вступает в этот мир, чтобы прожить кратковременный миг своего существования.
Что касается условий, то здесь он неволен их выбирать - они созданы не им до его прихода в этот мир.
Что касается атмосферы, то и она не способствует к самостоятельному знанию. Здесь стремление как можно быстрее оторвать человека от его природы и быстро навязать ему другое, уже готовое "иное".

Вдалбливание в "иное", в нереальное

Таким образом, в нашем мире с самых младых ногтей идет "выделка" человека по "образцам и подобиям", с тем, чтобы через двадцать лет упорнейшей и назойливейшей тренировки превратить его в "современного человека". И кто только не трудится над этой выделкой! На всех исторических этапах это был набор тех или иных образовательно-исправительных институтов. Податливых - образовывают, строптивых - исправляют, ну а упрямцев, - здесь разговор короток - их отправляют в "лучший мир".

Что выносит человек из этой многолетней выделки?
Первое. Он получает негласный аттестат и право называться "современным человеком", иными словами, называться зрелым (созревшим) для современности, - тем самым он негласно подписывает т.н. "общественный договор", - договор в неявном виде, который регламентирует его каждый шаг.
Второе. Человек уже неосознанно воспринимает выделанный в нем мир с его ценностями, мотивациями и целями. Он выходит с чувством веры в то, что ему поведали об окружающем мире. И здесь он без тени сомнения воспринимает идеи, мифы, иллюзии и прочие галлюцинации как реальности. Увы, мы доверяем не сущностям вещей, а словам о них!

Таким образом, любой человек не рождается с общественными инстинктами - они у него "благоприобретенные" - в его сознание толпой учителей "вживляются" императивы. Здесь доверчивость к учителю (авторитету) есть болезненная страсть к заблуждению!

Такая выделка человека идет по совмещенной в мире, по единой организационной методологии, но с большими содержательными различиями в практике и темпах выделки человека в различных мировых ячейка (камерах-странах). Вот почему на выходе из этих различных ячеек люди выходят с до абсурда с различием в мироощущениях и миропонимании. Вот отсюда истоки различий в ментальности, идентичности, самобытности и т.д. Здесь на подкорковом уровне проявляется различие в понимании вдалбливаемого "иного", "другого". Здесь люди воспитаны на малых горизонтах бытия, и они не способны их раздвигать. Каждый из них свое ячеистое сознание распространяет на весь мир. Экстраполирует. Вот почему в мире столько Мировоззрений и Мирозданий. По большому счету они не тянут на понятие "мироздание". Это скорее всего отдельные "хижины", построенные на песке (читай галлюцинации, мифы, верования). Эти хижины опасно неуживчивы, воинственны.

Мир как нереальная реальность

Итак, какие основания мы имеем, чтобы в таком свете выставлять современного человека. За основаниями далеко ходить не будем, а просто более пристально вглядимся в мир нас окружающий.

Во-первых, мир поразила "искусственность". Она широким потоком разливается по двум направлениям.
Направление первое. Человек приложил неимоверные усилия чтобы оторваться от природы и создать техногенный мир. Для этого он в миллион раз усилил руку, нарастив ее за счет рабочих органов гигантских машин, в миллионы раз ускорил бег своих ног, пересев на разнообразные движители на земле, по- и под водой, в воздухе. Надел на себя "другие глаза" - вооружил зрение новой оптикой и с ее помощью стал всматриваться в макро- и микро миры; стал "доделывать" и "переделывать" человека, ремонтируя, экспериментируя на нем, ремонтируя и улучшая его органы. Стал общаться друг с другом через расстояния на миллионы километров и т.д. и т.п. Иными словами, мы получили искусственный, техногенный мир, с его бешенным темпом и ритмом функционирования.
Направление второе. Но и этого оказалось мало для человека в своем стремлении погружаться в "мир воплощений придуманного" - человек до неузнаваемости исказил не только внешний, но и свой внутренний мир.
Здесь он навыстраивал себе грандиозные системы галлюцинаций, мифов, идей, заблуждений, вероучений. Он приложил немало усилий к их объективации и поверил во все это как в реальность.
Здесь он воздвигнул для себя искусственные грандиозные барьеры морально-нравственного порядка, все далее отодвигая себя от здравого смысла и здорового начала в человеке, повел бешенную атаку на здоровые, природные инстинкты человека. Более того, стал нагружать себя призрачными целями и устремлениями идеологического порядка, тем самым проходя через бесконечную череду войн, революций и т.д.

Во-вторых. Иллюзорность своего внутреннего мира человек отобразил в "искусстве" - в неуемной, неимоверной тяге к миру вымышленному, к "миру представлений" и воплощению этих представлений как мира прекрасного, идеального в различных видах искусства - литературе, живописи, архитектуре, музыке , театре. Все это объединено в грандиозный нереальный мир - "Мир искусства".

Проблема выбегания из мира
галлюцинаций и возвращения в него


Итак, два вышеуказанных направления в своем единстве представляют собой современный техногенный искусственный мир, навязываемый каждому человеку, вновь вступающему в этот мир. Здесь две проблемы.

Человек, окруженный техногенным миром, с тем, чтобы выдержать его, время от времени уходит в мир в принципе такого же плана - искусство, - мир иллюзий и галлюцинаций. На краткий миг соприкосается с миром прекрасного, не такого изматывающего и тягостного как повседневная жизнь, на миг погружается в мир грез, с тем чтобы выдержать возвращение в техногенный мир.

И тем не менее, эти его перетекания из одного в другой искусственных полумиров проходит в единой оболочке, вырваться из которой он не в состоянии, да и неспособен. Единая оболочка - это мощный философский стальной панцирь, сдерживающий "выбегание" человека в другие принципиально возможные Мироздания и Мироощущения.

Более того, человек нагрузил себя еще одной манией - манией развития этого своего воздвигнутого мира. Идея развития вгоняет человека во все новые и новые состояния, выдержать которые он уже не в силах, ибо все свое время, все свои силы он тратит на воспроизводство этого мира. И здесь каждый человек приставлен к нему как какая-то строго определенная функция и не более того , будь он на вершине власти или внизу властной лестницы, будь то ученым академиком или рабочим, правителем в пол-мира или разносчиком воды - у всех одинаковая функция - поддержание и развитие такого вымышленного мира, мира, который приручил человека и подчинил его себе, защищая в нем "свои" горизонты путем прохождения через войны, революции, техногенные катастрофы, иными словами, приучил себя восстанавливаться и развиваться... все в том же направлении.

Более того, этот мир как гигантская колесница, обрел свойство к самодостаточности, к саморазвитию. И он уже не замечает человека, его создавшего: человек просто вмонтирован в качестве определенного звена его механизма. Человек прикован к этой колеснице тысячами нитями и уже не выдерживает ритма и темпа ее бега, и, в конце концов, эта колесница наезжает на человека. И вот здесь встает вопрос тысячелетнего ранга: доколе?

Парадигмальный переворот

Ответ на этот "простой" вопрос лежит в парадигмальном перевороте. Имя этому ответу гигантского масштаба - Ренессанс. Человеку знакомо это состояние. В своей истории он уже не раз проходил его, и последний на памяти человека ренессансный взрыв - эпоха европейского Высокого Возрождения. Начало ему положили итальянцы.

XIII - XV в.в. прокатились могучей волной по Европе вплоть до эпохи Просвещения XVII века. Ренессанс продемонстрировал себя как грандиозный интеллектуальный взрыв такого масштаба красок, гениев, дел, которые в сжатое время опрокинули старый мир и освежили в памяти человечества первозданные античные образцы. Сейчас мы на пороге нового Ренессанса.


Исправление реальности (действительности)
как космологическая практика. Предварительный эскиз
мироздания нового Ренессанса


Природу в человеке победить невозможно. Положить конец этому изматывающему человека миру может только слом техногенной машины и выход на ренессансные преобразования, на возведение нового мироздания - мироздания нового Ренессанса.
Есть основание полагать, что чем дальше мировая система и мировое сообщество будут пребывать в сегодняшнем состоянии, тем сильнее будет парадигмальный крен с угрозой опрокинуть современную техногенную парадигму цивилизационного развития и вызвать к жизни новый Ренессанс.

Следует заметить, что ни техногенный мир в лице постиндустриализма, ни его высшая техногенная фаза в лице информационного общества, ни традиционные цивилизации не могут предопределить самостоятельно дорогу к новому мирозданию. Только взгляд на мир с высоких методологических орбит (гуманитарных космологических высот) позволяет оценить траектории мирового развития и направить их в русло ренессансных преобразований.


Заход со стороны терминологии


Представление о парадигмальном перевороте и выходе на гуманитарный космологический проект, который мы обозначаем как Мироздание нового Ренессанса, требует своего понятийного (категориального) оформления [2]. Учитывая, что "глобалистика" как новейшая отрасль научного знания помогает нам встать на образный путь отображения действительности, то вполне уместно ассоциативное отношение к парадигмальному перевороту - выход на новую гуманитарную космологическую парадигму, ассоциируемую нами с Новым Мирозданием, а посему, очевидно, нам не возбраняется посмотреть на понятийный аппарат через его призму. Пусть вам не покажется техницизмом, если многие термины и понятия будут нести "строительную" нагрузку.

Ниже мы будем свободно оперировать гуманитарными конструкциями мироздания в широком диапазоне, а высокие гуманитарные технологии и их применение в общественной проектной практике дают нам ключ к пониманию общей логики построения мироздания нового Ренессанса, логики, которая максимально раскрепощает наш взор, когда мы мысленно обозреваем общий контур новейшей парадигмы с высоких методологических орбит и не сбиваемся с пути, переходя от одного блока парадигмы к другому, третьему и т. д.

Образ мироздания не дает нам отклониться в сторону и заговорить обо всем и ни о чем, как это часто случается при выборе особо масштабных тем, ну а наш способ как раз относится к наиболее высокому способу "обнять" выбранную тему. Даже рассуждая на этом высочайшем методологическом уровне, для нас очень важно иметь априори заданные параметры, в границах которых реально живет данная проблема. И как раз образ и служит этими смысловыми ограничителями.

Отталкиваясь от этого пассажа, дадим несколько определений - своеобразных базовых созидающих гуманитарных блоков (категорий), необходимых для "возведения" мироздания нового Ренессанса, при этом сохраним гуманитарную "технологичность построения" мироздания, как канву нашего научного исследования (строительства).

Несколько базовых созидающих
гуманитарных блоков (категорий)


Новые люди - люди со спокойным взглядом на вещи, способные к интеллектуальному их "ощупыванию", а значит, близкие к их сущностям; люди, не давшие себя одурачить идеологическими догмами и прочими галлюцинациями, а посему - редкие даже среди свободных; люди, вооруженные новым, объемно-сетевым методом познания нашего мира, созревшие и подготовленные для того, чтобы соорганизовать и обустроить наш мир - мироздание нового Ренессанса, тем самым обеспечить бытие, достойное своей силы, красоты, жизнелюбия и интеллекта.

Космологический гуманитарный тысячелетний перелом - выход на новое, парадигмальное осознание нашего мира, осознание, способное поставить вопросы высшего (тысячелетнего) ранга и находить ответы на них, способное к выходу на новые горизонты мирообустройства; преддверие нового Ренессанса.

Эскиз - панорама мироздания нового Ренессанса - представление об общих контурах (абрисе) мироздания нового Ренессанса и высоких гуманитарных технологиях его компоновки на базе основополагающих гуманитарных блоков и новейших фундаментальных начал (оснований).

Космологический пьедестал жизненных начал мирообустройства - современное мироустройство - наша действительность, проясненная глобалистикой; космологическая стартовая площадка для путешествия гения жизни к опорам мироздания.
Предварительный абрис (контур) мироздания нового Ренессанса - результат поиска прообразов (кальки, нового жизненного холста), на которых запечатлены новейшие знаки и символы начал здравого смысла и которые выступают в качестве общих (базовых) ориентиров, смыслов, предопределяющих сущность и стиль гуманитарного космологического переворота. Это те знаки, символы, краски, которые вновь проявились на жизненном холсте при обороте его вокруг жизненной оси у опор старого мироздания. Этот новый жизненный холст гений жизни поднимает нам к поверхности бытия из гуманитарных космологических глубин человека.
Фундаментальные опоры мироздания нового Ренессанса - ряд базовых категорий (смысловых блоков), которые предопределяют не только основополагающие начала онтологического и гносеологического плана для возведения единой, монолитной наддисциплинарной платформы, которая послужила бы мощным барьером традиционным представлением о теоретических и методологических основаниях, разорванных и не состыкованных между собой в силу дисциплинарности (ячеистости, предметности) нашего знания и слабой развитости и неразработанности наддисциплинарной науковедческой рефлексии.

Общий каркас мироздания нового ренессанса - система основополагающих узловых категорий (понятий), выстроенных в особой взаимосвязанной и взаимообусловленной логике, позволяющей в силу ее фундаментальной обоснованности придать всему мирозданию устойчивость в противодействии традиционным техногенным смыслам, целям и обеспечивающей удержание общей ренессансной среды в оболочке нового мироздания. С точки зрения гносеологии, каркас есть объемно-сетевой метод мышления, мир как геологистическая книга, в которой объемно-сетевая мировая экономика (геоэкономика) преобразуется новейшей цивилизационной моделью и выступает в качестве несущей конструкции.

Фасад мироздания нового Ренессанса есть монументальный лозунг новых смыслов, новых целей и символов жизни; реклама здравого смысла; история похождения гения жизни к глубинам бытия; новые временные отсчеты: на фасаде вывешивается новый мирохронометр - хронос, отчитывающий не только внешнее, но и внутреннее время.

Окна мироздания нового Ренессанса - гносеологические рамки, открытая методологическая оптика которых раскрывает суть различных аспектов и измерений мира. Сами окна мироздания несут особое свойство и содержательный характер: форма (конфигурация) этих окон - суть объемно-пространственные агрегированные индикаторы, предопределяющие содержание и возможности окон. Эти индикаторы являются обобщающими измерителями каждого окна. Речь идет о взаимосвязном отображении (гомоморфизме). Через эти окна мироздания совершенно по-новому преломляются события рубежа XXI в. -
феноменальные мировые подвижки, которые затронули практически все сферы мирового пространства.

Этажи мироздания нового Ренессанса - послойная геологистическая интерпретация мироздания нового Ренессанса, выстраиваемая в определенном теоретическом и методологическом ключе и дающая наглядную ситуационную картину взаимоотношений и взаимосвязей различных сфер мирового обустройства; особо выделяемые новые сферы жизнедеятельности новых людей, которые представляют собой зоны упорядоченного на значительном отрезке времени хаоса.


Межэтажное (межстраничное) столкновение - вызревание конфликта между неовестфальской системой членения нашего мира (политическая страница геоэкономического атласа мира), выстраиваемой по принципу механического раскалывания государств на волне невроза суверенизации, и наднациональной воспроизводственной системой членения (разграничения) нашего мира на базе объемно-сетевых принципов его построения (трансграничные страницы геоэкономического атласа мира); схватка сил быстрого геоэкономического реагирования, выстраиваемых на трансграничном принципе, с национальными армиями.

Крыша мироздания нового Ренессанса - по смыслу аналог общепринятому "Памир - крыша мира"; высочайшей уровень гуманитарного космологического осмысления мира, уровень, с которого открываются далеко обозримые горизонты бытия как гигантская круговая панорама, постоянное прочтение и сличение с которой обеспечивает внесение надежных корректив в эксплуатацию мироздания нового Ренессанса, поддержание его в безопасном состоянии. Как и фундаментальные опоры мироздания, выступает главенствующим блоком, от состояния которого зависят все параметры мироздания нового Ренессанса. Если "крыша поехала" из-за искаженной оптики человека, а фундаментальные опоры подмыты из-за его техногенной неуемности, то мироздание уже ничего не спасает. Опять гений жизни соберется в поход к глубинам мироздания, и все повторится вновь.

Эксплуатация мироздания нового Ренессанса - подержание внутреннего миропорядка в здании, своевременное предвидение, предотвращение и реакция на новейший класс коллизий, опасностей, угроз и вызовов, предотвращение и реакция на новый тип войн как рецидивов ошибок сознания, как учение о новом мече и новых ножнах и их нерасторжимости, как нивелирование схватки нового аристократизма с мировым плебейством, недопущение нового рабства, нового иллотства, ландсхнедства и гладиаторства. Выход на другие формы соперничества силы, красоты, интеллекта, таланта, гениальности, несущих радость жизни и ее неубывающую энергию. Система новых воззрений на меру вины, новые модели и способы ее оценки (как новое судопроизводство). Трансформация на сознательном уровне старых категорий (страха, ужаса, угрозы, опасности, тревоги, беспокойства) на новые мироощущения, связанные с опасностью утраты ценностей, мотиваций и смыслов высокого ренессансного строя.

Обитатели мироздания нового Ренессанса - новые люди с их ценностями, мотивациями, интересами, векторами и смыслами ренессансных устремлений; люди, побывавшие у опор мироздания и вернувшиеся на поверхность бытия, приобретшие новую оптику и точку зрения на вещи, обретшие способность к универсальному знанию и к новейшей науковедческой рефлексии.

Устав мироздания нового Ренессанса - гуманитарный манифест как доктрина ренессансного человека, принципы и нормы поведения которого формируются на основании опыта, связанного с поиском ответов на вопросы тысячелетнего ранга. Здесь гуманитарная космология выступает как свод гуманитарных нормативов общежития мироздания нового Ренессанса.


Контур нового мироздания - философский скальпель
(философия возращения к реальности)


Осознание и постижение мира как синергетического целого - магистральный путь в продвижении гносеологии на новые высоты; открываются новые горизонты в построении мироздания нового Ренессанса: познание мира на трех фундаментальных опорах - синкретизме, квадралектике (пространственно-философский метод), синергизме. Человек, вооруженный новым методом познания мира на рубеже XXI века, вполне созревший и подготовленный для этого ("геоэкономический человек"), сумеет обеспечить бытие, достойное своей силы, красоты, жизнелюбия и интеллекта.

И вот здесь то гигантское размежевание, разлом, разрыв, пропасть между миром объективированным и реальностью. Здесь философия возвращения к реальности, как философский скальпель (бритва), рассекает объективированную, искусственную, удушающую человека оболочку, возвращает к жизни (выживанию), к реальности, бытию. Этот скальпель (бритва) отсекает все лишнее (мнимое, идеальное, идеологическое, т. е. болезненное). На этой стадии болезни не работает ни перо, ни кисть, ни умозрительная логика и красноречивые позы, ни страстные призывы к ценностям, набившим оскомину, и все больше вызывавшие подозрение в их истинности, а посему их отторжение. Здесь уже не работают ни страх, ни запугивание и расправы, ни пропаганда, увещевание и призывы к гармонии и идеальному сторон, в принципе несговорчивых и разбежавшихся друг от друга на такие гигантские расстояния и полюса, разделенные такими гигантскими пропастями и разломами, что делается бессмысленным возведение мостков между разошедшимися берегами, и т. д. В принципе, во все это философский скальпель не ввязывается. Болезнь поразила мир до основания. Есть реальный смысл в этой ситуации отойти от ветхого мироздания на приличное расстояние и не позволить быть засыпанным его развалинами.


Философский скальпель в работе
Задачи философского скальпеля совершенно другие:

·    прорезать четкий контур мироздания. Речь идет о самом предварительном абрисе мироздания нового Ренессанса как результате поиска прообразов (кальки, нового жизненного холста), на которых запечатлены новейшие знаки и символы начал здравого смысла и которые выступают в качестве общих (базовых) ориентиров, смыслов, предопределяющих сущность, смысл и стиль гуманитарного космологического переворота. Это те знаки, символы, краски, которые вновь проявились на жизненном холсте при обороте его вокруг жизненной оси у опор старого мироздания. Этот новый жизненный холст гений жизни поднимает нам к поверхности бытия из гуманитарных космологических глубин человека;

·    философский скальпель призван изваять фундаментальные опоры мироздания нового Ренессанса как ряд базовых категорий (смысловых блоков), которые предопределяют не только основополагающие начала онтологического и гносеологического плана для возведения единой, монолитной наддисциплинарной платформы, которая послужила бы мощным барьером традиционным представлением о теоретических и методологических основаниях, разорванных и не состыкованных между собой в силу дисциплинарности (ячеистости, предметности) нашего знания и слабой развитости и неразработанности наддисциплинарной науковедческой рефлексии. Здесь скальпель стоит на страже новых жизненных смыслов, своевременно отсекая попытки тихой сапой привить на здоровом дереве жизни червоточину идеологий, мифологем, эту своеобразную катаракту на здоровое зрение человека, его ослепляющую оптику, сдвигающую в другие диапазоны. И здесь на страже тончайший скальпель и новые хирурги. Особые задачи - разрушить междисциплинарные стены не только общего гуманитарного знания, но и грандиозную китайскую стену между естественнонаучными и гуманитарными отраслями. Именно охраняемые этой высокой стеной естественники все смелее и чаще делают набеги на общественные науки, прививая механистические (лабораторные) методы познания, формализуя общественные описательные науки до такой степени, что за ними уже не просматривается реальная общественная жизнь и ее развитие, придавленные гигантскими моделями. Здесь философский скальпель - наш референт и помощник;

·    далее - гигантский участок работы для философского скальпеля: обозначить общий каркас мироздания нового Ренессанса как систему основополагающих, узловых категорий (понятий), выстроенных в особой взаимосвязанной и взаимообусловленной логике, позволяющей в силу ее фундаментальной обоснованности придать всему мирозданию устойчивость в противодействии традиционным техногенным смыслам, целям и обеспечивающей удержание общей ренессансной среды в оболочке нового мироздания. С точки зрения гносеологии, каркас есть объемно-сетевой метод мышления, мир как геологистическая книга, в которой объемно-сетевая мировая экономика (геоэкономика), преобразуется новейшей цивилизационной моделью и выступает в качестве несущей конструкции. Здесь основная задача философского скальпеля - ввязаться в схватку между неовестфальской системой членения нашего мира и объемно-сетевым мироустройством. Сейчас на службе неовестфальской системы (а это безудержное раскалывание суверенных стран) стоят такие понятия и категории, как национализм, национальная исключительность, нацизм, самобытность, псевдопатриотизм, антиглобализм, псевдогосударственность и т. п. Все они подпитывают идеологию возведения локальных структур в ранг государств. Здесь предстоит гигантская работа по выстраиванию над политической картой мира новой карты, нового ландшафта, нового членения мира, отображающего объемно-сетевой принцип разграничения нашего мира, который охладит новых воителей, бросивших перчатку нарождающемуся новому миру с его новыми точками и ареалами мирового роста;

·    на фасаде мироздания нового Ренессанса философский скальпель высечет гигантскими буквами монументальные лозунги новых смыслов, новых целей и символов жизни, как рекламу здоровых начал, здравого смысла, как историю похождения гения жизни к глубинам бытия и новые временные отсчеты. На фасаде вывешивается новый мирохронометр - хронос, отчитывающий не только внешнее, но и внутреннее время.

Новая жизнь - новые песни и лозунги! Их принесет нам гений жизни, побывавший у опор мироздания; он с помощью философского скальпеля обозначит их на фасаде мироздания нового Ренессанса:

1) философский скальпель прорежет в мироздании нового Ренессанса гигантские окна, заглянув в которые, можно представить, уяснить (осознать) все величие здания - глобального мира, его свойства, черты, характеристики, конструкцию и т. д. Сами окна мироздания несут в себе особое свойство и содержательный характер: форма (конфигурация) этих окон - суть объемно-пространственные агрегированные индикаторы, предопределяющие содержание и возможности окон. Эти индикаторы являются обобщающими измерителями каждого окна. Речь идет о взаимосвязном отображении (гомоморфизме). Через эти окна мироздания совершенно по-новому преломляются события рубежа XXI в. - феноменальные мировые подвижки, которые затронули практически все сферы мирового пространства. Здесь философский скальпель (философия возвращения к реальности) дает нам кристалл (глобалистику), через грани которого преломляется глобализирующийся мир;

2) поработает философский скальпель и над этажами мироздания нового Ренессанса. Здесь вполне логична и приемлема послойная геологистическая интерпретация мироздания нового Ренессанса, выстраиваемая в определенном теоретическом и методологическом ключе и дающая наглядную ситуационную картину взаимоотношений и взаимосвязей различных сфер мирового обустройства.

В качестве этажей особо выделяются сферы жизнедеятельности новых людей. Эти этажи представляют собой зоны упорядоченного на значительном отрезке времени хаоса. Философский скальпель стоит на страже этой упорядоченности. Дело в том, что гений жизни, вернувшийся от начальных опор мироздания, поведал нам о вызревающей новой мировой угрозе и опасности, более зримой, более реальной, более бескомпромиссной, нежели опасность межцивилизованного столкновения С. Хантингтона. Речь идет о столкновении двух этажей мироздания - верхнего этажа, выстроенного по объемно-сетевому методу обустройства нашего мира (наднациональные анклавы), и нижнего, где мир расчленен по традиционной схеме - на отдельные страны и государства. Иными словами, вызревает гигантская схватка между политической картой мира и воспроизводственной, как страницами единого геологистического атласа мира; в конечном счете - между геоэкономикой и геополитикой.

Исход этой схватки будет зависеть от того, насколько своевременно и в каком направлении произойдет трансформация силовой компоненты мира. Сейчас она стоит на развилке между новым и старым, между военно-экономическим симбиозом и военно-политическим. Веяние времени неумолимо. Вооруженные силы национальных государств (их армии) все более превращаются в силы быстрого геоэкономического реагирования, именно они защищают национальные интересы, вынесенные на экономические границы, а не на государственно-административные; именно они призваны защитить новейшую геоэкономическую сетевую инфраструктуру мира (наподобие глобальной энергетической системы - ЭНЕРГОНЕТа [3], или глобальной транспортной системы ТРАНСНЕТа). От исхода формирования мировой воспроизводственной страницы будет во многом зависеть вся система безопасности (глобальной, региональной, локальной);

3) на крыше мироздания нового Ренессанса философский скальпель подготовит космологическую площадку как высочайший уровень гуманитарного космологического осмысления мира, с которого открываются далеко обозримые горизонты бытия, как гигантская круговая панорама, постоянное прочтение и сличение с которой обеспечивает внесение надежных корректив в эксплуатацию мироздания нового Ренессанса, поддержание его в безопасном состоянии. Как и фундаментальные опоры мироздания, его крыша выступает главенствующим блоком, от состояния которого зависят все параметры мироздания нового Ренессанса. Здесь философский скальпель озабочен проблемой недопущения на эту новую космологическую объемную площадку специалистов с искаженной оптикой (точкой и углом зрения) в области гуманитарных наук. Они вновь по-своему прочтут удивительно яркую, свежую, жизнеутверждающую панораму, открывающуюся с этой площадки, и вновь закуют ее в свои стальные философские и идеологические панцири, вновь воскресят идею тотального развития в рамках техногенной модели бытия, вновь прикуют человека к этой гигантской колеснице и придадут ей бешеный темп движения, а это будет обозначать только одно - "крыша поехала". А если крыша поехала из-за искаженной оптики человека, да еще фундаментальные опоры подмыты из-за его техногенной неуемности, то мироздание уже ничего не спасает. Опять гений жизни соберется в поход к глубинам мироздания, и все повторится;

4) ну и конечно, философский скальпель озаботится эксплуатацией мироздания нового Ренессанса - поддержанием внутреннего миропорядка в здании, своевременным предвидением, предотвращением и реакцией на новейший класс коллизий, опасностей, угроз и вызовов, предотвращением и реакцией на новый тип войн как рецидивов ошибок сознания, как учением о новом мече и новых ножнах и их нерасторжимости, как нивелированием схватки нового аристократизма с мировым плебейством, недопущением нового рабства, нового иллотства ландсхнедства и гладиаторства. Здесь необходим выход на другие формы соперничества - силы, красоты, интеллекта, таланта, гениальности, несущих радость жизни и ее неубывающую энергию. Нужна система новых воззрений на меру вины и новые модели и способы ее оценки (новое судопроизводство). Грядет трансформация на сознательном уровне старых категорий (страха, ужаса, угрозы, опасности, тревоги, беспокойства) на новые мироощущения, связанные с опасностью утраты ценностей, мотиваций и смыслов высокого ренессансного строя;

5) философский скальпель изваяет нам "новых людей", которые с честью пройдут по неимоверно трудной дороге к мирозданию нового Ренессанса, с его тысячелетними завалами и замордованностью человека, и введет новых людей в новое мироздание в качестве его обитателей, людей с их ценностями, мотивациями, интересами, векторами и смыслами ренессансных устремлений; людей, побывавших у опор мироздания и вернувшихся на поверхность бытия, приобретших новую оптику и точку зрения на вещи, обретших способность к универсальному знанию и к новейшей науковедческой рефлексии. Ренессансная антропология - это уже не прославление двух антропологических толп. Это зарождение новой антропологии как подсветки гуманитарной космологии, нового сознания новых людей [4];

6) и наконец, устав мироздания нового Ренессанса как своего рода гуманитарный манифест, как доктрина ренессансного человека, принципы и нормы поведения которого формируются на основании опыта, связанного с поиском ответов на вопросы тысячелетнего ранга. Здесь гуманитарная космология выступает сводом гуманитарных нормативов общежития в новом мире.
Здесь мы только через краткий ракурс обозначили основной круг операций новой философии и философский инструментарий для их проведения. В книге каждый сюжет получит развернутое повествование. Мы же сосредоточим внимание на одной из важнейших конструктивных частей мироздания нового Ренессанса, а именно на его окнах, их теоретических и методологических смыслах.

* * *

Нас окружает мир, в который мы пришли не по нашей воле, а зачастую по удивительной игре случая. Этот мир функционировал до нас и будет так же функционировать после нас, мы - временные его кочегары и механики, но и сторожа, конечно, тщательно готовимся для этой миссии и с чувством долга завершаем наш мимолетный жизненный путь. Здесь, казалось бы, все ясно, ан нет. Есть люди и ситуации, отличные от этой, только что описанной. Это другие люди, - новые люди, - и проповедуют они иное. Здесь природа распоряжается хитрее, чем нам кажется, она регулярно засылает нам их как вестников чего-то необычного, нестройного. Они - вестники гуманитарных космологических глубин, они изначально заряжены редчайшей энергией первозданных жизнеутверждающих начал, как слепки (подобие) неведомых или почти забытых цивилизаций, миров и т. д.

Самое удивительное, что таких людей множество, но не в каждом из них просыпается желание проявить себя - свою природу и свои истоки. Здесь дело случая и повода, который вдруг, неожиданно для многих, в определенный момент будит этих людей, освобождая их от летаргического сна и от роли тонких созерцателей; природа им предъявляет: "Вставайте, нас ждут великие дела! Мир на пороге нового Ренессанса!" [5].
________________________

[1] © Кочетов Э.Г., 10 июля 2009г.

[2] Следует заметить, что мы постепенно наращиваем гуманитарный космологический словник (глоссарий), с тем чтобы в конечном итоге выйти на относительно полный словарь космологических понятий и терминологических оборотов, который поможет нам сформировать каркас мироздания нового Ренессанса. Мы уже располагаем определенным опытом в этом направлении, когда выстраивали общий сюжет новых научных дисциплин "глобалистика" и "геоэкономика". Как обручи держат винную бочку, так и категории (понятия) держат наш мир. С этими "обручами", их характером и построением любознательный читатель может познакомиться более основательно (см.: Кочетов Э.Г. Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса): Сборник стратегических понятий новелл. - Екатеринбург: ОАО "ИПП "Уральский рабочий", 2006; Глобалистика как геоэкономика, как реальность, как мироздание. - М.: Прогресс, 2001; его же: Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. Норма, 2006.

[3] С идеей создания ЭНЕРГОНЕТА автор выступил 16 февраля 2006 года на круглом столе экспертов НПО по вопросам энергетической безопасности, образования и здравоохранения - приоритетом российского председательства на саммите "группы восьми". См.: Кочетов Эрнест. Российский энергетический ход: энергетика в глобальном геоэкономическом измерении (основополагающие акценты энергетической безопасности) (http://civilg8.ru/priority/energy/4983.php); его же. Russia`s energy move: energy industry in the global geoeconomic dimension (basic accents of the energy security). (http://en.civilg8.ru/priority/energy/1072.php); его же. Россия двинулась в геоэкономический поход (http://civilg8.ru/priority/energy/5237.php); его же. Российский геоэкономический ход: энергетика в глобальном измерении (основополагающие акценты энергетической безопасности) // Безопасность Евразии. 2006. N 1. С. 517-526; его же. Энергетика в поле зрения мировых лидеров (основополагающие акценты энергетической безопасности) (http://www.aquilonclub.ru/text/200602211247.htm). ЭНЕРГОНЕТ выступил праоброзом для других глобальных систем подобного плана (например ТРАНСНЕТ др.).

[4] Кочетов Э.Г. Гуманитарный манифест как доктрина человека XXI века (Гуманитарная космология в поисках ответов на вопросы тысячелетнего ранга) // Безопасность Евразии. 2005. N 4. С. 369-370.
[5] Тот, кто заинтересуется грандиозной работой по новому обустройству нашего мира, кто откликнется на постановки вопросов тысячелетнего ранга, кто почувствует тягу к необычному, новому, не традиционному, кто захочет окунуться в более обширные тексты (и контексты!) по поднимаемому гигантскому вопросу тысячелетнего ранга "Доколе?", тот может полистать две мои книжки, а именно, одну большую, в ней 701 стр. - Глобалистика как геоэкономика, как реальность, как мироздание: Новый Ренессанс - истоки и принципы его построения, фундаментальные опоры, теоретический и методологический каркас. - М.: Прогресс, 2001. Другая поменьше, в ней всего 160 стр. - Гуманитарная космология (дорога к новому мирозданию новых людей). Научная монография. - М.: Деловая литература, 2006. Ну а для горячих и непоседливых - эта статья с десяток страниц!

КОЧЕТОВ Эрнест Георгиевич - Президент общественной академии наук геоэкономики и глобалистики, заведующий Центром стратегических исследований геоэкономики НИИВС ГУ - ВШЭ, доктор экономических наук


13.07.2009

www.viperson.ru




viperson.ru

Док. 573705
Перв. публик.: 13.07.09
Последн. ред.: 23.12.10
Число обращений: 0

  • Кочетов Эрнест Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``