В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Кузнецов` прорывается в мировой океан Назад
`Кузнецов` прорывается в мировой океан
"Адмирал флота Советского Союза" возвращается в Атлантику и Средиземноморье

По распоряжению президента России Владимира Путина в среду 5 декабря в 12.00 в Мировой океан - в северо-восточную часть Атлантики и Средиземное море отправлен отряд кораблей Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером (ТАКР) "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов".

СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ

О порядке выхода в море многоцелевой авианосной группы Северного флота Верховному главнокомандующему перед объективами телекамер доложил министр обороны России Анатолий Сердюков. Он сказал, что цель похода - обеспечение военно-морского присутствия в оперативно важных районах Мирового океана и создание условий для безопасного российского судоходства.

В составе корабельной ударной группы кроме "Кузнецова" еще два противолодочных корабля "Адмирал Левченко" и "Адмирал Чабаненко", суда обеспечения "Сергей Осипов" и "Николай Чикер". Балтийский флот выделит два судна обеспечения "Лена" и "Кола". А в Средиземном море к ним присоединится отряд Черноморского флота в составе ракетного крейсера "Москва" и танкера "Иван Бубнов". Всего в походе примут участие четыре боевых корабля и семь вспомогательных судов, а также 47 самолетов, 14 из которых принадлежат стратегической авиации, и 10 вертолетов. Вся эта группировка должна провести три тактических учения с практическими и имитационными стрельбами. В том числе с кораблями иностранных ВМС. Запланированы заходы в 11 портов шести стран. А до 3 февраля 2008 года, когда запланировано возвращение кораблей в родные базы, будет пройдено 12 тыс. миль. Руководит походом вице-адмирал Николай Максимов, который 20 ноября назначен командующим Северным флотом.

Президент Владимир Путин пожелал всем удачи и традиционных "семи футов под килем".

В Главном штабе ВМФ разъяснили, что под словами министра "обеспечение безопасности судоходства" нужно понимать проведение учений по отработке соответствующих действий по защите кораблей и судов обеспечения от нападения террористов. И первые такие учения моряки уже провели в Северной Атлантике.

В них участвовали экипажи "Кузнецова", а также БПК "Левченко" и "Чабаненко", суда обеспечения, а также свыше 10 самолетов стратегической авиации, которые прилетели в океан с аэродромов, расположенных на "большой земле". С борта авианосца поднимались в воздух истребители Су-33 и шутрмовики Су-25, противолодочные вертолеты К-27. Если учесть, что погода в это время моряков не баловала: волнение, как сообщают из Главного штаба ВМФ, достигало пяти баллов, а скорость ветра 13-17 метров в секунду, то надо признать - первое испытание океаном российские моряки выдержали.

Последний раз единственный в России авианосец "Адмирал Кузнецов" ходил в Атлантику и Средиземное море двенадцать лет назад - в 1995 году. И, как утверждают очевидцы, едва вернулся из того похода. У него потекли паровые котлы, обеспечивающие кораблю ход. И долгие-долгие месяцы ТАКР, что называется, не вылезал из завода, проходя там регламентные, ремонтные, модернизационные и прочие работы. Только изредка его выводили на учения в северные моря, но не слишком далеко от берега. И то, что он сейчас пошел в столь дальний и сложный поход, а штормовые условия в Северной Атлантике в декабре очень трудные, должно свидетельствовать как минимум, что он достаточно хорошо подготовлен к такому походу или что у руководства страны есть какие-то очень весомые основания подвергнуть корабль, размещенную на нем боевую авиацию и их экипажи столь серьезному риску.

А если учесть, что на "Кузнецове" нет самолетов дальнего радиолокационного дозора и наблюдения, которые, к примеру, есть почти на всех американских авианосцах (это винтовой Е-2А) и его функции выполняют только вертолеты Ка-27, то надо признать, что сложностей у авианосной группы будет достаточно. В том числе и необходимость реального взаимодействия с кораблями и самолетами стран НАТО, которые, конечно же, не оставят и уже не оставляют без внимания выход российской многоцелевой ударной группы в океан. И будут отслеживать этот поход так же пристально и ревниво, как отслеживают в Атлантике воздушное патрулирование российских стратегических бомбардировщиков. Правда, на помощь "Кузнецову" и его авиагруппе для проведения учений с Большой земли прилетал самолет дальнего радиолокационного дозора и наблюдения А-50. Но это произошло в тех морях, которые сравнительно недалеко от берегов России.

БЕЗ ШАПКОЗАКИДАТЕЛЬСТВА

Бывший командующий Северным флотом (1992-1999 годы) адмирал Олег Ерофеев в беседе с обозревателем "НВО" сказал, что "приветствует этот поход. Очень хорошо, что наши корабли стали выходить в океан". "Но в то же время, - заметил адмирал, - я хотел бы предостеречь его организаторов от шапкозакидательских настроений. Он должен быть очень хорошо организован и обеспечен. Как с материальной стороны, так и с точки зрения профессиональной подготовки людей. Боевая служба преподносит много неожиданностей, и к ним необходимо быть готовым".

Адмирал Ерофеев не назвал нам "цену похода". "Сколько это будет стоить сегодня, сказать невозможно, - заметил он. - Когда я готовил первый поход "Кузнецова", были другие деньги и другие цены на горючее, продовольствие и прочее". Но разговор может идти, согласился бывший командующий СФ, о миллиарде рублей, если не больше.

Порядок этих цифр подтверждают и иностранные источники. Так, по сведениям зарубежной печати, подобный поход американской многоцелевой авианосной группы стоит миллион долларов сутки. Хотя сравнивать затраты невозможно - в наших странах разный уровень цен, "стоимость" воинского труда и различных страховок, медицинского обслуживания и прочего.

А на наш вопрос, за счет каких бюджетных расходов планируются такие учения, в Министерстве обороны, как всегда, отвечают: за счет средств, отпущенных на боевую подготовку. Правда, депутат Государственной Думы прошлого созыва и член комитета по обороне генерал-майор Николай Безбородов заявил нашему парламентскому корреспонденту, что в бюджете на 2007 год поход кораблей Северного флота в Атлантику не значился, денег на него не выделяли. "Решение было принято внезапно, и средства на него отпущены за счет каких-то других учений".

Один из адмиралов, имя которого мы не называем по его просьбе, сказал так: "Если этот поход организован для повышения имиджа отдельных политиков и не обеспечен всем необходимым, как положено, то грош ему цена. На халтуру такую операцию проводить недопустимо. Да и два корабля охранения для авианосца - это блеф. У американцев в многоцелевой авианосной группе (МАГ), как правило, семь-восемь кораблей охранения, включая тяжелые крейсера и атомные подводные лодки. Как стратегические, так и многоцелевые. "Бряцать оружием" в том регионе, где находится 2-й и 6-й американские флоты, насчитывающие до сотни надводных кораблей, несерьезно".

ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ПОД ВОДОЙ

Есть ли в составе российской МАГ атомные подводные лодки, стратегические и многоцелевые, Анатолий Сердюков перед телекамерами президенту не докладывал. Нет таких данных и в сообщениях информационных агентств. Наши официальные источники в военном ведомстве оставили этот вопрос без комментариев. Но специалисты знают, что многоцелевые авианосные группы, как правило, кроме многих других задач, которые они выполняют, служат еще и для прикрытия районов развертывания стратегических подводных лодок с ракетами на борту. Это одна из главнейших задач таких соединений надводных кораблей - "обеспечить боевую устойчивость оперативных соединений ракетных подводных лодок стратегического назначения, группировок надводных кораблей морской ракетоносной авиации в районах боевого предназначения".

И, видимо, нужно предполагать, что вместе с "Кузнецовым" или недалеко от него такие АПЛ находятся. Трудно себе представить, что российские адмиралы не используют такую редкую возможность, как выход в океан отечественного авианосца, чтобы не потренироваться в управлении взаимодействием надводных, подводных кораблей, а также прикрывающих их с воздуха истребителей морской авиации и стратегических бомбардировщиков. Применяя при этом возможности космической разведки, навигации и связи.

Направление в океан такой сравнительно большой для сегодняшнего российского ВМФ группировки кораблей (в ней, кстати, нет ни одного плавсредства, построенного в последние 15-17 лет. - "НВО"), это не только большой риск и ответственность, но и, видимо, серьезный политический пропагандистский ход. Руководство России демонстрирует населению страны и зарубежной общественности не только свой флаг в мировом океане, не только обеспечивает безопасность судоходства (хотя в отличие от проливов Юго-Восточной Азии, в Атлантике таких проблем нет), но и то, что ее ВМФ жив и готов выполнить любые боевые задачи. Кроме того, это сильный пиаровский ход накануне выборов нового президента. Ход единственным и последним авианосцем.


Авианосный флот ВМС США

В настоящее время в составе ВМС США насчитывается 11 действующих ударных авианосцев. Один авианосец - "Джордж Буш" проходит испытания перед принятием на вооружение. Авианосец "Джеральд Форд" находится в стадии изготовления. До 2023 года ВМС планирует закупить еще два авианосца (см. табл. 1). Планами ВМС предполагается к 2020 году иметь 12 боеготовых авианосцев.

Все американские авиаматки (АВМ), за исключением авианосца "Китти Хок", решение о снятии которого с вооружения уже принято Пентагоном, базируются в военно-морских портах США. "Китти Хок" дислоцируется на военно-морской базе США в Японии (Йокосука). Летом 2008 года его место займет авианосец "Джордж Буш".

Авианосцы действуют только в составе авианосных ударных групп (АУГ), которым присваивается название входящих в них АВМ. В составе авианосной ударной группы действует один авианосец, крейсер с управляемым ракетным оружием (УРО), два эскадренных миноносца УРО, фрегат УРО, одна ПЛА и одна учебно-тренировочная станция. Такой состав обеспечивает высокую мобильность группы и эффективность выполнения возлагаемых на нее боевых задач.

Для усиления противолодочной обороны в авианосную ударную группу может включаться авианосная противолодочная ударная группа - тактическая группа надводных кораблей, предназначенная для борьбы с подводными лодками противника. В нее входит противолодочный авианосец, основным предназначением которого является борьба с подводными лодками противника, силами базирующихся на нем противолодочных самолетов и вертолетов и дополнительно 6-8 эсминцев, а также сторожевые корабли. Все это необходимо в первую очередь для защиты авианосца от кораблей и подводных лодок противника, так как он почти не располагает собственным вооружением.

Авианосные ударные группы предназначены для поражения наземных объектов силами авиации, уничтожения кораблей и судов противника в море и на базах, самолетов на аэродромах и в воздухе, для оказания авиационной поддержки сухопутным войскам, обеспечения высадки морских десантов и защиты океанских коммуникаций. Второй причиной использования группы кораблей является возможность расширить сферу деятельности авианосца за счет дополнительного топлива и вооружений, поставляемых кораблями обеспечения.

В соответствии с оперативно-стратегической концепцией боевого применения сил флота (Fleet Response Plan) шесть действующих АУГ ВМС США должны находиться на боевом дежурстве или быть готовы к развертыванию в любое время течение 30 дней после получения соответствующего приказа. Еще два АУГ должны быть готовы к развертыванию в течение 90 дней. ВМС производит регулярную ротацию авианосных групп, дежурство которых обычно продолжается шесть месяцев. АУГ развертываются по запросам боевых командований ВС США в зонах их ответственности.

Состоящие на вооружении и планируемые к постройке авианосцы ВМС США

N по классификации ВМС США     Наименование     Год принятия на вооружение     Серия/ Водоизмещение,тонн     Статус
CV-63     Китти Хок     1965     Головной/>75000     Действующий(планируется к снятию с вооружения в 2008 г.)
CVN-65     Энтерпрайз     1961     Головной/> 75000     Действующий
CVN-68     Нимитц     1975     Головной/> 75000     Действующий
CVN-69     Дуайт Эйзенхауэр     1977     Нимитц/> 75000     Действующий
CVN-70     Карл Винсон     1981     Нимитц/> 75000     Действующий
CVN-71     Теодор Рузвельт     1986     Нимитц/> 75000     Действующий
CVN-72     Абрахам Линкольн     1989     Нимитц/> 75000     Действующий
CVN-73     Джордж Вашингтон     1992     Нимитц/>75000     Действующий
CVN-74     Джон Стеннис     1995     Нимитц/> 75000     Действующий
CVN-75     Гарри Трумэн     1998     Нимитц/> 75000     Действующий
CVN-76     Рональд Рейган     2003     Нимитц/> 75000     Действующий
CVN-77     Джордж Буш     2009     Нимитц/> 75000     Испытания
CVN-78     Джеральд Форд     2015     Головной/> 75000     Строится
CVN-79     Нет     2019     Форд/>75000     Запланирован
CVN-80     Не     2023     Форд/>75000     Запланирован


nvo.ng.ru

14.12.2007

Виктор Литовкин, Владимир Иванов, Иван Родин

Док. 573316
Перв. публик.: 14.12.07
Последн. ред.: 10.07.09
Число обращений: 0

  • Ерофеев Олег Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``