В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Защита прав потребителей образовательных услуг Назад
Защита прав потребителей образовательных услуг
Марьяна Торочешникова

Марьяна Торочешникова: Совсем немного времени осталось до начала нового учебного года, и именно этому событию посвящена сегодняшняя передача, в которой речь пойдет о защите прав потребителей образовательных услуг.

Я представляю экспертов в студии Радио Свобода - это председатель Комитета Общероссийской общественной организации по защите прав потребителей образовательных услуг, доктор юридических наук, профессор Анатолий Сидоренко и юрист этой организации, кандидат юридических наук Ирина Лазарева.

Но сначала позволю себе несколько цитат. Конституция Российской Федерации, статья 43: "1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии". 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования".

А теперь еще одна короткая цитата из закона "О защите прав потребителей", чтобы предупредить возможные недоразумения. "Потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (семейных, домашних) и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющий работы или оказывающий услуги потребителям по возмездному договору".

Таким образом, подразумевается, что закон защищает тех, кто за те или иные услуги платит. В нашем случае, когда речь идет об образовательных услугах, с этим несколько сложнее, поскольку согласно 43-ей статье Конституции, которую я уже процитировала, образование в России преимущественно бесплатное. То есть родители школьников и студенты государственных образовательных учреждений не защищены в этом случае законом "О защите прав потребителей". Однако то и дело мы слышим о том, что декларированное как бесплатное образование фактически таковым не является. И родители школьников то и дело вносят деньги в школьные кассы или во всевозможные фонды. При этом никаких договоров, как правило, не заключается и квитанций, расписок на руки о том, что была внесена та или иная сумма, родители тоже, как правило, не получают. Нередки также случаи, когда под весьма хлипким прикрытием, вроде добровольно-принудительных взносов в фонды учебных заведений, фактически обираются уже те, кто оплатил свое образование.

Я вас попрошу, Анатолий Савельевич, прокомментировать эту ситуацию, чтобы было понятно. Вот в таких случаях все-таки те граждане, кто отправляет своих детей в образовательные учреждения, на какие законы они могут опираться при защите своих прав?

Анатолий Сидоренко: Прежде всего, с вами нельзя не согласиться в том, что, действительно, коррупция в образовательных учреждениях приобрела очень широкий размах. И под всяким видом, под всякими благими намерениями с родителей собираются немалые суммы. Это уже общепризнано. И нами проведенное исследование показало, что, к сожалению, и родители, и вузы заинтересованы одинаково: одни в том, чтобы взять взятку, а другие - чтобы дать. Почему? 80 процентов опрошенных родителей, а мы опросили порядка 10 тысяч человек, даже больше, заявили о том, что они готовы дать взятку, лишь бы их ребенок учился. И речь идет не только о высших учебных заведениях, а речь идет и о престижных школах, о других образовательных учреждениях, курсах, лишь бы только ребенок учился. Таково сегодня состояние общества в России. Поэтому это факт.

Но сегодня надо вести разговор не о самом факте, а о том, действительно, можно ли это побороть. Да, можно, но при определенных условиях. И мы потом об этом будем еще, я надеюсь, говорить. Но сегодня я хотел бы сказать, что закон "О защите прав потребителей", Административный кодекс, Гражданский кодекс Российской Федерации и, прежде всего, Конституция защищают права потребителя образовательных услуг различных уровней - и тех, кто на бюджетной основе учится, и тех, кто учится на платной основе.

Марьяна Торочешникова: То есть я правильно понимаю, что людей, обучающихся на бюджетной основе, также можно считать потребителями при определенных обстоятельствах?

Анатолий Сидоренко: Да-да. Потому что коррупция имеет разносторонний характер, скрытность ее очень большая. Скажем, один из ярких примеров: под видом повышения качества знаний с детей или со студентов просто вымогают деньги. Но ему открыто не говорят "заплати", но ему говорят: "Ты не знаешь", - или направляют на сомнительные курсы, на факультативные занятия, пока он не заплатит. Нам известны такие факты, когда говорят: "Вот у нас есть курсы, и ты должен дополнительно походить на курсы". Или в школах часто, а сегодня это очень распространено, когда родителям заявляют о том, что "ваш ребенок очень плохо подготовлен, и вам надо нанять репетитора". И репетиторами выступают преподаватели из этой же школы.

Ирина Лазарева: Это скрытая форма взятки, грубо говоря.

Анатолий Сидоренко: Да, скрытая форма взятки.

То есть у нас складывается такое впечатление, что иногда в школах преднамеренно плохо учат для того, чтобы ребенка потом взять, так сказать... а особенно зная родителей, взять на дополнительное обучение.

Марьяна Торочешникова: И при этом, как правило, договоры о репетиторстве заключаются, об оказании репетиторских услуг, или деньги передаются из рук в руки.

Ирина Лазарева: Как правило, не заключаются.

Анатолий Сидоренко: Но родители готовы на то, чтобы их ребенок просто хорошо учился.

Марьяна Торочешникова: Просто чтобы не задергали.

Анатолий Сидоренко: Да, чтобы его, действительно, не задергали. Может быть, он и так хорошо учится, но вот под видом получения скрытой взятки делают так, что он оказывается не способным.

Марьяна Торочешникова: Ирина Анатольевна, вот организация, в которой вы являетесь юристом, она, насколько я знаю, существует уже с 1998 года, в 2001 году она получила статус общероссийской организации по защите прав потребителей. Скажите, пожалуйста, вот за это время, как правило, чаще всего с какими жалобами обращались люди, которые пытались отстоять какие-то свои нарушенные права в сфере образования?

Ирина Лазарева: В основном, конечно, это по платному обучению. Люди приходили с жалобами на заключаемый ими договор на обучение. И на нашей практике много судебных дел, которые мы выигрывали, в плане защиты прав потребителей по платным услугам.

Марьяна Торочешникова: А что не устраивает в договорах людей - размеры оплаты, возможность взимать какие-то дополнительные деньги в течение учебного года?

Анатолий Сидоренко: Речь идет не о том, что не устраивает, а поскольку у нас идет правовой нигилизм в этой области, то родители и абитуриенты (родители как законные представители), они просто не знают на момент заключения договора, что там должно быть записано, в чем нарушаются их права.

Марьяна Торочешникова: Ирина Анатольевна, я попрошу вас рассказать о том, что должно быть прописано в договоре об оказании образовательных услуг для того, чтобы минимизировать какие-то риски, возникающие в ходе учебного процесса.


28.08.2006

www.svobodanews.ru

Док. 573183
Перв. публик.: 28.08.06
Последн. ред.: 09.07.09
Число обращений: 0

  • Сидоренко Анатолий Савельевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``