В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Повышения цен на молоко и мясо не ожидается. Пока Назад
Повышения цен на молоко и мясо не ожидается. Пока
Несмотря на кризис с фуражным зерном, в Европе наметился тренд на снижение стоимости сельхозтоваров. В соседней Литве цены на молочные продукты снизились на 15-20%. В России подобной тенденции почему-то не наблюдается, несмотря на то что повышаются ввозные пошлины на сельхозпродукцию и происходит снижение закупочной цены на молоко и мясо. В результате федеральной и местной властям приходится заключать договоры о замораживании цен на социально значимые продукты. Производители же утверждают, что нынешняя ситуация, если она продлится до конца года, может стать причиной банкротства многих хозяйств.

Вопрос цены
Причиной осеннего скачка цен на мясные и молочные продукты питания все эксперты называют рост закупочной стоимости фуражного зерна на мировом рынке. В результате российские зернопроизводители не растерялись и резко переориентировались на экспорт, посчитав внутренний рынок чем-то второстепенным. По словам заместителя председателя постоянной комиссии по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Законодательного собрания Ленинградской области Татьяны Бездетко, в 2007 году Россия за полгода вывезла 12 миллионов, в то время как обычно данное количество зерна вывозилось за год. В результате за полтора года стоимость зерна выросла в три раза.

Стоит ли удивляться, что себестоимость сельскохозяйственной продукции резко возросла, особенно в районах, удаленных от производства зерна, таких как Ленинградская область. Если говорить о молочной продукции, то сыграл свою роль и фактор дефицита сухого молока на мировом рынке - в России его стоимость достигла 140 рублей за килограмм.

По оценкам Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу правительства Ленобласти, закупочные цены, например, на молочное сырье с сентября 2007 года поднялись на 60-65%, однако розничные - несколько меньше. Этому способствовали как внутренняя политика торговых сетей, заключивших контракты на год, так и правительственные договоры о замораживании цен. Производители молока, мяса, яиц, пожалуй, впервые почувствовали вкус свободных денег, которые можно пустить на модернизацию производства, не залезая в долги перед государством или банками.

Что же касается мяса, то здесь все зависит от квот завоза импортного мяса. Как только правительством нашей страны устанавливается очередная квота - так переработчики бросаются закупать более дешевые европейские или аргентинские продукты. После того как квотированное мясо кончается, мясокомбинаты вновь обращают внимание на местные хозяйства.

По словам экспертов, более низкая цена импортного мяса формируется в том числе и за счет субсидий, которые экспортеры оказывают своим сельхозпроизводителям. Впрочем, ЕС уже неоднократно обещала отказаться от субсидий. Если таковое произойдет, цена европейского мяса и нашего вполне может уравняться. Для наших хозяйств это, конечно, хорошо, но розничная цена, безусловно, поползет вверх, что ударит по карманам потребителей.

Спасем производителя
Увы, благоприятная обстановка для областных сельхозпроизводителей просуществовала недолго. С начала года стоимость сухого молока упала до 75 рублей, соответственно снизилась и закупочная цена на свежее молоко, в то время как все остальное - зерно, ГСМ, запчасти и т. д. - продолжает дорожать. Сельхозпроизводители заговорили о сокращении производства, банкротстве и т. д. В долгосрочной перспективе, если таковое произойдет, это может привести к полной зависимости от импорта и взрывному росту розничных цен.

Власть предприняла ряд мер, которые могут несколько стабилизировать ситуацию. Во-первых, хоть и с опозданием, федеральное правительство повысило таможенные пошлины на вывоз зерна и на ввоз молочного сырья из-за рубежа. Во-вторых, местное правительство установило рекомендуемую цену для переработчиков на закупки молока - 13-,5-15 рублей за килограмм молока. Именно такая цена позволит производителям продержаться на грани рентабельности 3-4 месяца до нового урожая зерновых.

Есть и еще один способ хозяйствам Ленинградской области удержаться на плаву - возрождение собственного полеводства. На данный момент около 70% всех угодий области занято под производство кормов - сена, сенажа и силоса. Зерно же практически все закупается на стороне. Впрочем, некоторые хозяйства уже стали понимать, что без собственной кормовой базы не обойтись, и стали засевать поля фуражным зерном, несмотря на то что это требует серьезных вложений. Область готова в этом году выделить 40 миллионов рублей в помощь колхозникам.

Здесь надо отдать должное областному правительству, которое поддерживает начинания хозяйств. "Мы вышли с инициативой в Госдуму о закреплении за племенными хозяйствами земли, - рассказывает заместитель председателя Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу правительства Ленобласти Александр Варенов. - Буквально через месяц этот вопрос будет рассмотрен. Без земли сельхозтоваропроизводителям не выжить". Чиновник уверен, что область может полностью закрыть потребность в зерне за счет своих земель. Ему вторит и депутат Татьяна Бездетко, говоря о том, что при разумном хозяйствовании можно собирать неплохие урожаи, до 40 центнеров с гектара. При таких показателях и для других кормов земля останется. Вопрос теперь только в том, чтобы все сельхозземли вернуть в оборот. Не секрет, что многие из них стали предметом спекуляции и нецелевого использования.

Отката назад не будет
Исходя из логики вещей, становится ясно, что в ближайшие 3-4 месяца рост цен на сельскохозяйственные продукты не предвидится. Более того, на молочные продукты должно быть снижение, т. к. сырье на данный момент подешевело. Так происходит в Европе, но в России, к сожалению, данная схема не срабатывает.

Многие эксперты видят причину этого в последнем звене цепочки - производители - переработчики - торговля. "Если у торговой сети в договоре прописана цена, по которой у переработчика будут покупать продукцию, то ниже сеть продавать не будет. В результате влияние производства и переработки на формирование конечной цены минимизировано. То есть мы этот вопрос можем решать только через собственную торговлю, - говорит Александр Варенов. - Торговые сети диктуют свои условия. Иногда там цена меняется в меньшую сторону, но незначительно - на 10-20 копеек. Но к первоначальной цене никогда возвращения не бывает, пусть даже у тех же переработчиков стоимость продукта на 5 рублей уменьшилась".

Татьяна Бездетко говорит о том же: "Нет никакого контроля за торгующими организациями. Сегодня производители мяса, молока и яиц в нашем регионе имеют рентабельность не более 10%. Комбикормовая промышленность, которая тоже завязана в этой цепочке, живет на рентабельность 2-3%. Наценка торговых сетей составляет 20-30%, а какова их рентабельность - неизвестно".

Впрочем, выход из данной ситуации есть - создание альтернативных магазинов от производителей и переработчиков. Такая практика и в области, и в Петербурге имеется, хотя и не очень распространена. Скорее всего, подобных магазинов станет больше, поскольку львиная доля всех сельхозпроизводителей существует уже не сама по себе, а входит в агрохолдинги, которым совершенно не интересно полностью зависеть от сетей - им проще открыть свой магазин, в котором можно быстрее реагировать на конъюнктуру рынка.

Василий ДЕНИСЕНКО

22.04.2008

www.gorzakaz.org

Док. 572942
Перв. публик.: 22.04.08
Последн. ред.: 08.07.09
Число обращений: 0

  • Бездетко Татьяна Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``