В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Общедоступные телеканалы и радиоканалы: что смогут смотреть и слушать Назад
Общедоступные телеканалы и радиоканалы: что смогут смотреть и слушать
А. ВОРОБЬЁВ: 16:06 в Москве. Ещё раз добрый день. Итак, обещанное. Алексей Малинин, генеральный директор Российской телевизионной радиовещательной сети (РТРС). Здравствуйте.

А. МАЛИНИН: Здравствуйте.

А. ВОРОБЬЁВ: Смотрите, президент Медведев подписал указ, в котором утвердил список общедоступных теле-и радио-каналов, которые являются обязательными для распространения на всей территории России и бесплатными для потребителей. Иными словами, 8 бесплатных кнопок и три частоты в радио-эфире - это то, на что гарантированно смогут рассчитывать все россияне.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Причём, из этих кнопок почти все федеральные - Первый канал, Россия, Вести-24, НТВ, "Культура", "Спорт", "Петербург", Пятый канал. А что касается радио - радио-Россия, "Маяк" и "Вести". И будет ещё один телевизионный канал, его пока ещё нет, это будет детско-юношеский канал, который сделают из двух существующих - "Теле-няня" и "Бибигона".

А. ВОРОБЬЁВ: Большая часть этих каналов, если их называть не федеральными, а принадлежащими ВГТРК. Давайте подробнее поговорим, что означает сегодняшний указ, что называется, на пальцах, для всех.

А. МАЛИНИН: Я хочу немножко вас поправить, когда вы говорили, что три частоты для радиостанций, 8 кнопок для телевидения. В чём такая физика и мистерия, некая мистика или мистерия цифр? В том, что как раз на одном частотном канале, где сегодня можно передавать одно радио или один телевизионный канал, можно передать в цифровом виде сразу целый пакет .

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Это мультиплекс?

А. МАЛИНИН: Да. Я не хочу вдаваться в технические подробности, думаю, что слушателям это не интересно, но де-факто это так. Собирается пакет программ, цифруется, сжимается и на одной частоте доводится до телевизионного приёмника. Зрителям всё равно, каким образом он получает информацию, лишь бы она у него была. Ещё одно удивительное свойство цифрового вещания заключается в том, что в отличие от аналогового, где сигнал может быть плохим или совсем плохим, или очень хорошим, цифровое вещание или есть, или его нет.

Тем самым в зоне уверенного приёма сигнал будет качественный, картинка будет яркая, звук будет хай-фай. Возвращаясь к указу.

А. ВОРОБЬЁВ: Извините, один вопрос. Вы сказали, что для потребителя этой информации неважно, каким образом он будет её получать. Он обязан будет для получения цифрового сигнала покупать какую-то приставку?

А. МАЛИНИН: Безусловно, для того, чтобы принять этот сигнал потребуется или купить телевизор со встроенным цифровым тюнером или, если у вас хороший, качественный, аналоговый телевизор, купить к нему приставку.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ничего себе - общедоступное бесплатное телевидение! Надо покупать какие-то вещи для него. Где справедливость?

А. МАЛИНИН: Но с другой стороны, чтобы качественней общаться со своими близкими и родными, люди же покупают мобильные телефоны. Можно было бы оставаться на проводном. Или звонить из автомата.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ну, знаете, в деревне в Воронежской области антенна ловит три кнопки, и всем очень радостно от этого. Канал ТНТ, который не попал в этот мультиплекс, там наверняка будет ловиться и все будут смотреть "Дом-2" с радостью.

А. МАЛИНИН: Если нет канала сегодня, вряд ли он появится завтра в аналоговом виде. Мы постепенно сворачиваем программу строительства аналоговых сетей. А если говорить о тех жителях малых деревень и населённых пунктов, мне кажется, что очень оптимистично представляется такой пример, как "Триколор-ТВ", который в цифре вещает со спутника, где вы, один раз купив приставку, можете дальше всю жизнь получать пакет из 12 каналов, куда входит в том числе и федеральные каналы. И всего лишь за неполных три года существования, сегодня уже, наверное, больше 6 млн. семей в российской глубинке приобрели эти комплекты. То есть, люди голосуют за разнообразное, качественное телевидение.

А. ВОРОБЬЁВ: А примерная стоимость этой приставки, усреднено.

А. МАЛИНИН: Приставка может стоить в зависимости от функций, насколько она навороченная, в ней могут быть совершенно разные внутренние дополнительные функции. Может стоить, если в долларах, то от 30 до 100 долларов.

А. ВОРОБЬЁВ: Теперь давайте к указу непосредственно.

А. МАЛИНИН: Если говорить об указе, я бы обратил внимание на его социальную направленность, потому что здесь как раз указом подтверждено обязательно государства по доведению до всего нашего населения восьми бесплатных телевизионных каналов и трёх радиостанций. Более того, здесь подтверждено обязательство государства на субсидирование распространения этих каналов на всей территории страны. Деньги, поверьте мне, очень большие, и как вы работаете на коммерческой радиостанции, прекрасно понимаете, что вещатель идёт туда, где есть рекламный рынок, где можно заработать.

И трудно ожидать, что какие-то частные каналы начнут развивать сети в маленьких деревнях, населённых пунктах. Поэтому государство взяло на себя оплату сигнала именно на всей территории. Здесь очень важно, есть статистика, она интересная очень. В России на сегодняшний день больше 144 тысяч населённых пунктов. В то же время, всего лишь в 1355 населённых пунктах, это города с населением более 10 тыс. человек, проживает 71% населения. То есть, 30% - это маленькая ложечка икры по огромному бутерброду размазано. И довести туда сигнал вещь очень дорогостоящая и очень затратная.

А. ВОРОБЬЁВ: В какие суммы оцениваются эти затраты?

А. МАЛИНИН: Предварительные расчёты, сегодня очень сложно сделать совершенно точный расчёт, показывает, что стоимость распространения одного мультиплекса будет составлять порядка 200 млн. долларов, т.е. из них государство берёт на себя большую часть. Сейчас точно в цифрах не скажу, но я думаю, что 3/4 от этой суммы будет субсидировать государство. Когда мы говорим про первый пакет программ, я совершенно уверен в том, что очень быстро и параллельно сети, которые мы сегодня проектируем, они все рассчитаны на доставку до населения как минимум трёх пакетов программ.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Будет второй и третий мультиплекс? Когда?

А. МАЛИНИН: Обязательно будет. Будет, скорее всего, и четвёртый и пятый. Сеть, которую мы сегодня проектируем и строим, она позволяет вещать, как минимум, три мультиплекса, три пакета программ. Главный вопрос - это деньги, кто будет оплачивать, готовы ли каналы на сегодняшний день финансировать распространение. Для большинства коммерческих каналов, вы сказали про ТНТ, про СТС, их сеть на сегодняшний день сложноподчинённая, у них много региональных партнёров, которые берут на себя распространение в конкретном городе, и частоты, и лицензии не принадлежат каналам, производящимся в Москве. За счёт этого издержки их на вещание значительно ниже. И это позволяет им спокойно существовать на рынке, зарабатывая не столько много денег, как центральные каналы, всё-таки, оставаясь рентабельными.

Здесь, если говорить о такой же зоне распространения, как у первого мультиплекса, конечно, стоимость распространения для них вырастет. И сейчас мы занимаемся поиском модели, каким образом можно эту составляющую дофинансировать. Я могу сказать своё мнение. На мой взгляд, с учётом того, что второй мультиплекс будет включать в себя региональные каналы, а судьба регионального вещания для нас небезразлична, нам нужно сделать всё, чтобы сохранить те журналистские коллективы, которые сегодня работают в регионах, которые производят качественный местным контент, новости, передачи, и я вас уверяю, что они будут сохранены.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: А о каких сроках мы можем говорить, когда мы говорим о втором мультиплексе? Сегодня мы узнали про первый мультиплекс. Но Вы говорите, что второй и третий скоро.

А. МАЛИНИН: Когда государство определится с составом второго и третьего мультиплекса, я думаю, что их сети будут развиваться буквально с задержкой в месяцы от первого. Потому что это означает только доустановку дополнительного передатчика. Мы, скорее всего, пойдём от крупных населённых пунктов к более мелким. Второй мультиплекс в глубинку может дойти с небольшим опозданием, но обязательно дойдёт. Лишь бы решить вопрос финансирования.

А. ВОРОБЬЁВ: Давайте по наполненности первого мультиплекса. Чем Вы объясняете тот факт, что большая часть этих каналов принадлежит ВГТРК?

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Они наиболее социально значимые?

А. МАЛИНИН: Я думаю, что это логично, что собственник государство, поддерживает в первую очередь свои федеральные каналы. И это не какое-то новшество, точно так же поступают все остальные страны. Просто правительство посчитало, что именно эти каналы несут наиболее социально важную функцию.

А. ВОРОБЬЁВ: Если мне не изменяет память, то НТВ, как негосударственный канал, позиционирующий себя, имел какие-то не стопроцентные баллы для прохождения в первый мультиплекс, в адрес этого канала высказывалось достаточно много претензий в том, что это чернуха, грязь и такой треш. Высказывалось сомнение относительно социальной значимости этого канала в первом мультиплексе. Потом эти претензии были сняты. Что сыграло ключевую роль?

А. МАЛИНИН: Я, к сожалению, не принимал участие, или к счастью, не принимал участие в обсуждении состава первого мультиплекса, наша функция - функция оператора. И то, что нам заказчик скажет распространять, т.е. то, что государство определит с точки зрения соответствующих лицензионных органов, то мы то и вещаем. Мы не можем дать в эфир на своё усмотрение что угодно. То есть, эфир во всём мире, эфирное вещание очень жёстко регулируется государством. В Европе до недавнего времени в аналоге существовало всего 6 каналов. В любой европейской стране. Я говорю про эфирное вещание.

Эфирное вещание - вообще оно носит всегда некую социально-политическую окраску. Телерадиовещание - это социумобразующий фактор очень важный, который влияет очень сильно на население. Это вопрос языка, культуры, истории, политики, чего угодно.

А. ВОРОБЬЁВ: Несколько профессиональных вопросов от Игоря, который причислил себя к области занятости телевидения. Мы чуть-чуть поговорили с Вами по этим приставкам, которые нужно будет приобретать для того, чтобы получать этот сигнал цифровой, несколько уточняющих вопросов: "Как население будет обеспечиваться приставками - купоны, скидки или переход на цифру ляжет ощутимым бременем на бюджет каждого гражданина, в том числе и пенсионера?

А. МАЛИНИН: Сегодня программа не предусматривает ни субсидирование, ни обеспечение, ни раздачу приставок. Я просто говорю о факте, их надо будет покупать.

А. ВОРОБЬЁВ: "Не станет ли использование оборудования отечественного производства при переходе на цифровое вещание, об этом упоминалось в публикациях, существенным тормозом для всего процесса? По сути, Россия сейчас не имеет электронной промышленности, готовой к реализации столь сложного и масштабного проекта".

А. МАЛИНИН: Это неправда. Я могу с уверенностью сказать, потому что очень хорошо знаю сегодня уровень российского производства в части деятельности нашего предприятия и хочу с радостью засвидетельствовать тот факт, что сегодня наши предприятия не просто сохранились, они развиваются. И отечественные передатчики ничем не уступают зарубежным. Более того, наше предприятие активно продаёт свою продукцию в зарубежные страны. Тоже самое касается бытового оборудования. Совсем скоро в Калининградской области уже официально будет открыт завод по производству цифровых приставок. И я там был вместе с Министром связи Щёголевым на этом заводе. Это впечатляет.

Это сделано в маленьком городке достаточно далеко от Калининграда, что дало возможность привлечь людей, обеспечить работой порядка 500 молодых людей, там именно молодёжь, которая с огромным удовольствием осваивает новые технологии. Завод способен будет выпускать больше миллиона приставок в год. При этом себестоимость производства на сегодняшний день ниже, чем в Китае. Поэтому есть вещи, которые наша промышленность не производит, мы понимаем, что их придётся покупать за рубежом, но в основном будет использоваться отечественное оборудование.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Диана из Саратова: "Планируется ли полный переход на цифру и отказ от аналоговой формы. Если да, то в какой срок?"

А. МАЛИНИН: Программа предусматривает разворачивание в полном объёме цифровых сетей до 2015 года, мы потом вернёмся к этой дате, она достаточно определяющая. Я потом поясню, почему. На это время будет сохраняться параллельное вещание и аналоговое будет отключаться после того, как в каждом населённом пункте 95% граждан смогут смотреть цифровое телевидение, имеется в виду, что они приобретут соответствующее оборудование.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: То есть, так или иначе, мне придётся купить эту приставку, даже если я не хочу.

А. МАЛИНИН: Я могу сказать, что на сегодняшний день оборудование, которое продаётся в магазинах, большие особенно телевизоры плазменные, они все оборудованы встроенными цифровыми декодерами. Я думаю, что этот процесс будет только нарастать. Мы встречались с руководством ряда крупнейших западных производителей бытового оборудования, они все заявляют, что готовы прекратить поставку оборудования в Россию, того, которое не соответствует цифровому вещанию. Оно будет способно принимать и аналоговое, и цифровое. А процесс замены телевизоров происходит достаточно быстро. Как компьютеры, как телефоны, население активно, каждый раз , когда выходит какая-то новинка, покупает. Мы надеемся, что за эти годы рынок насытится нужным оборудованием.

А. ВОРОБЬЁВ: Вы сказали, что вернёмся к 2015 году.

А. МАЛИНИН: Это дата, когда по международному плану, который подписала Россия в том числе, аналоговое вещание перестанет защищаться международными регуляторами. Имеется в виду, что если к этому времени мы не запустим вещание в цифре на согласованных частотах по международному плану, то наше аналоговое вещание, если оно будет мешать цифровому вещанию на сопредельной территории, скажем, Украины или Польши, то у них преимущественное право. Они будут вправе от нас требовать, чтобы мы выключили аналоговые передачи.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: То есть, нужно до 2015 года все существующие телеканалы перевести на цифру, если они хотят существовать. Сколько понадобится мультиплексов, если в первую вошло всего 8 каналов?

А. МАЛИНИН: На сегодняшний день в России существует порядка 20 каналов. Я имею в виду основных, базовых центральных каналов. Я не говорю про региональные, потому что в регионах не так много каналов, которые работают на собственном программировании. И вообще, цифра 20, если мы посмотрим на ту же Европу, она универсальная. Даже в европейских странах в цифре решили не давать места большему количеству каналов, потому что это определяется просто рыночными возможностями. Рекламный рынок не безграничный, от появления большего количества игроков не станет. Поэтому здесь и экономическая целесообразность. С другой стороны нам нужно обязательно зарезервировать частоты, потому что если мы сейчас всё это бросим на цифровое вещание, завтра появятся новые технологии, а сегодня уже есть телевидение высокой чёткости, все эти большие телевизоры сегодня все везде написано.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Было бы что смотреть.

А. МАЛИНИН: Поэтому мы должны обязательно зарезервировать частоты, чтобы постепенно параллельно начать развивать в том числе и вещание высокой чёткости.

А. ВОРОБЬЁВ: Ещё один вопрос от Игоря: "Какова судьба региональных вещательных компаний, будут ли они осуществлять врезку региональных новостей и местную рекламу в состав программ социального мультиплекса? Как это предполагается осуществить технологически?"

А. МАЛИНИН: Моё мнение, что мы должны сохранить те журналистские коллективы в регионах, которые заслужили своими долгими работами со зрителями популярность. И мы обязательно это сделаем. Они должны сохранить своё место в эфире. Технологически на сегодняшний день существует технология сплайсинга, не хочу уходить в эти вещи, просто хочу сказать, что эти технологии имеются.

А. ВОРОБЬЁВ: Они врезку местной рекламы могут осуществлять в вещании федеральных каналов, вошедших в мультиплекс?

А. МАЛИНИН: Всё будет зависеть от того, как будет построено лицензирование. В рамках своих передач они вправе в соответствие с законом размещать местную рекламу, как это делается сегодня.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вопрос чисто практический от Михаила из Москвы: "Если в доме несколько телевизоров, то сколько нужно приставок для их независимой работы?

А. МАЛИНИН: Несколько.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: О! Ничего себе! То есть, это если у меня в квартире три телевизора, мне нужно 300 долларов потратить на приставки?

А. МАЛИНИН: Или купить современные телевизоры.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ага! Всё ясно. Мы опять возвращаемся к замене оборудования.

А. МАЛИНИН: Вы спросили про региональную рекламу, я считаю, что при этом в то же время огромное количество жучков компаний телевизионных в регионах, которые ничего не производят с точки зрения своего продукта, ни новостей, ни программ, а сидят только на размещении рекламы в регионах, все эти жучки должны оказаться за бортом.

А. ВОРОБЬЁВ: Раздавлены иными словами. "Главное тут не какие каналы смогут видеть россияне, а кого на этих каналах. Если всю старую, дискредитирующую себя шайку-лейку, то указ практически не нужен" - Игорь из Москвы.

А. МАЛИНИН: Мне хотелось бы понять, кого он имеет в виду под шайкой-лейкой? На мой взгляд, наше телевидение удивительно интересное, я мог говорить это ответственно, потому что хорошо знаю, как устроено западное телевидение. У нас яркое, качественное, одно из лучших в мире телевидение.

А. ВОРОБЬЁВ: По изобразительному искусству, Вы имеете в виду?

А. МАЛИНИН: Не только с точки зрения...

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: По качеству поставляемого продукта.

А. МАЛИНИН: Даже западные форматы, которые покупаются нашими телеканалами и здесь делаются по определённой кальке, с точки зрения производства, я знаю ряд примеров, когда всё время проходит некий рейтинг, конкуренция между разными странами, кто делает одинаковые форматы, я хочу сказать, что наши телеканалы всегда впереди планеты всей. Всегда входят в тройку лучших.

А. ВОРОБЬЁВ: Благодарю Вас, Алексей Малинин - генеральный директор российской телевизионной радиовещательной сети РТРС. Мы говорили об общедоступных телеканалах и радиоканалах, что смогут смотреть и слушать россияне. Как мы узнали, второй и третий мультиплексы совсем не за горами, как только будет введёт первый, с технической точки зрения можно будет запустить довольно быстро, с разницей в месяц во временном диапазоне.

А. МАЛИНИН: Безусловно.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Спасибо Вам большое.

24.06.2009
Передача :     Разворот
Ведущие :     Алексей Воробьев, Татьяна Фельгенгауэр
Гости :     Алексей Малинин
www.echo.msk.ru

Док. 572909
Перв. публик.: 24.06.09
Последн. ред.: 08.07.09
Число обращений: 0

  • Малинин Алексей Весьмирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``