В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Владимир Андрианов: Семья, любовь и согласие Назад
Владимир Андрианов: Семья, любовь и согласие
О происхождении и эволюции семьи достаточно подробно писали многие известные ученые прошлого и позапрошлого столетия.
Признанным классиком среди них справедливо считают Люиса Генри Моргана (1818-1881) - выдающегося американского ученого-социолога.
Его работы использовали и обильно цитировали классики марксизма-ленинизма, и, прежде всего, Фридрих Энгельс (1820-1895) в известном произведении "Происхождение семьи частной собственности и государства".
Моргану принадлежит первая научная классификация форм семьи от периода дикости и варварство до нового времени.
Согласно его классификации на протяжении тысячелетий в процессе эволюции семья прошла несколько стадий развития.
Для первобытных людей в брачной сфере были характерны так называемые промискуитетные связи, т.е. беспорядочные половые отношения.
Первой формой семьи считается кровнородственная семья, в которой в половых связях участвовали ближайшие родственники, коллатеральные братья и сестры.
Классический исторический пример кровнородственной семьи, описанный Морганом, была малайская система родства.
Однако, родственное кровосмешение имело пагубное последствие для здоровья людей и соответственно для сохранения и продолжения рода.
Поэтому на следующей стадии, так называемой пуналуальной семьи (от гавайского слова "пуналуа"), ближайшие родственник, прежде всего по женской линии, в том числе родные братья и сестры были исключены из брачных связей. Отношения "пуналуа" предполагали лишь наличие у некоторых мужчин общих жен.
На границе между диким состоянием и варварством возникает синдиамическая или парная форма семьи с индивидуальными браками.
Как правило, парный союз заключался на непродолжительное время. Обыденным явлением в таких семьях были прелюбодеяния и произвольное прекращение семейных отношений.
Дети, рожденные в браке, по материнскому праву, продолжали следовать за матерью. Однако возникновение парного брака означало начало подрыва материнского рода и зарождение отцовской власти.
Вследствие шаткости и неустойчивости парной семьи сохранялась свободная любовь и проституция.
С возникновением парного брака половые отношения между партнерами стали регулироваться зарождавшимися моральными нормами и ограничиваться социально-экономическими рамками.
В период разложения первобытно общинного строя, зародилась патриархальная форма семьи, в результате выделения больших семей в качестве самостоятельных хозяйственных единиц.
Патриархальная семья возникла при переходе от матриархата к патриархату. С переходом от охоты, собирательству и рыболовству к земледелию и скотоводству значение мужчины как основного кормильца семьи резко возросло.
Началось ослабление экономической роли женщины в обществе и сосредоточении богатства в руках собственников мужчин, которые начинают играть доминирующую роль в хозяйственной и общественной жизни.
Патриархальная семья объединяла несколько поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. Такая семья строилась на строгой иерархии, что способствовало реальному закрепощению женщин.
Патриархальная семья стала первой исторической формой моногамной, парной единобрачной семьи, поскольку в ее основе доминировали экономические предпосылки.
Основным фактором возникновения этой формы семьи было накопление собственности и желание передать ее детям.
Следует отметить, что патриархальная семья была строго моногамной лишь для женщин. Для мужчин развитие рабства и других форм зависимости предоставляло возможности для многоженства. Ф.Энгельс определял эту форму семьи как "промежуточную" между многоженством и единобрачием.
Моногамия существовала в прошлые века, но своего рассвета достигла только в новое время. Данный тип семьи доминирует и в современном мире.
В свое время классики марксизма предрекали отмирание института семьи в социалистическом обществе. Однако этого не произошло.
В настоящее время институт семьи претерпевает существенные изменения. С одной стороны, широкое распространение получили брачные контракты, в которых, как правило, фиксируются права и обязательства сторон в браке и условия в случае развода.
С другой стороны, весьма популярными становятся гражданские браки, где нет формальных обязательств между мужчиной и женщиной.
В последние годы об определенном вырождении семьи в традиционном понимании свидетельствуют факты официального признания допустимости однополых браков.
Гомосексуальные отношения в обществе существовали на протяжении всей истории развития человечества. Однако, лишь в конце прошлого столетия в отдельных странах были приняты соответствующие законы, которые законодательно разрешают однополые браки. Первый однополый брак был узаконен между датчанином Акселем и Эйгилем Аксгилы.
В настоящее время Законы о "гражданском партнерстве" действуют в Бельгии, Испании, Канаде, ЮАР, Норвегии, Швеции, Великобритании и некоторых штатах США и Австралии. Количество таких стран постоянно растет.
Карл Маркс (1818-1883) называл семью "ячейкой общества". Однако, создание этой самой "ячейки" - тяжелая, каждодневная, кропотливая работа обоих супругов.
Великий русский писатель М.Ф. Достоевский (1821-1881) говорил: "Семья тоже созидается, а не дается готовую, и никаких прав, никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собою, одно из другого вытекают. Тогда это только и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом семьи".
Настоящая, крепкая полноценная семья может сформироваться, если мужу и жене удастся вместе последовательно пройти несколько этапов совместной жизни.
Первый этап - романтический, с пеленящей глаза любовью, которую по праву считают одним из самых многогранных человеческих чувств.
Как писал известный французский писатель Жан Мольер (1622-1673): - "Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно, что нежил ...".
Любовь может проявляться в необузданной страсти, нежности, обожании, умилении, преклонении, уважении, жалости и др.
Кажется, что сильное чувство и влечение к возлюбленной или возлюбленному не исчезнет никогда. Как правило, это самый короткий этап в семейных отношениях и пролетает он незаметно.
В этот период проверяется биологическая и физиологическая совместимость мужа и жены. Много разводов происходит, как только угасает яркое пламя любовной страсти.
Когда пламя любви угасает теплица огонек привязанности, который можно и нужно поддерживать достаточно долго.
Весьма образно об этапах любовной страсти писал великий русский философ В.Г. Белинский (1811-1848): - "Любовь имеет свои законы развития, свои возрасты, как цветы, как жизнь человеческая. У нее своя роскошная весна, свое жаркое лето, наконец, осень, которая для одних бывает теплою и плодотворную, для других - холодную, гнилою и бесплодную".
Венцом романтического этапа является продолжение рода, рождение и воспитание детей.
Наши дети - это самое ценное, что дает семья и что остается на земле после нашей смерти.*

*Историческая справка. Как свидетельствуют исторические факты, наибольшее количество детей имел Марокканский султан Мауля Исмаил, получивший прозвище кровавый. Он умер в 1727 г. и оставил от своих жен и наложниц 888 детей - 548 мальчиков и 340 девочек.
Рамзес II - один из наиболее известных и уважаемых фараонов Египта имел 150 детей.
Среди русских мужиков рекорд по количеству рожденных детей принадлежит Федору Васильеву (1707-1782) крестьянину Шуйского уезда Владимирской губернии.
Его первая жена в период с 1725 по 1765 гг. родила ему 69 детей, из которых 67 детей выжили и дожили до зрелых лет.
Жена Федора рожала 27 раз, в том числе 16 раз по два ребенка, 7 раз по три, и 4 раза по четыре ребенка.
Об этой уникальной семье 27 февраля 1782 г. из Никольского Монастыря Шуйского уезда специальной грамотой было сообщено в Москву. Сама Екатерина II (Великая) официально отметила сей феномен деторождения.
Самое интересное, что после смерти супруги Федор Васильев женился второй раз. Его новая жена родила еще 18 детей, 6 раз по два ребенка и 2 раза по три.
Таким образом, наш русский мужик Федор Васильев является абсолютный мировым рекордсменом по части зачатия близнецов, а его первая жена занесена в книгу рекордов Гиннеса за самое большое количество детей, рожденных от одной женщины.
По неподтвержденным данным примерно такое же количество рожденных детей имела немка некая Фрау Шейнберг. Еще одна многодетная немка жила примерно 500 лет назад. Как свидетельствуют очевидцы на её надгробии, сохранившемся до сих пор в г. Бениггейме написано, что она родила 38 мальчиков и 15 девочек.
В книгу рекордов Гиннеса официально занесена также чилийка Леонтина Альбина 1921 г. рождения. Эта женщина в период с 1943 по 1981 гг. родила 55 детей.

В детях наша кровь, наши гены, а кто сумел правильно воспитать ребенка, то и наши мысли, ценностные ориентиры и мировоззрение.
В этот период проверяется психологическая и мировоззренческая совместимость супругов, их взгляды на жизнь и воспитание детей.
Иногда происходит разделение любви на любовь к детям и к жене, а иногда любовь к детям усиливает любовь к суженной.
Второй этап семейной жизни - приземленности, проверки семьи на прочность.
Очень важно, что бы в процессе совместной жизни появилась и сформировалась общность интересов - общий дом, общее хозяйство, дети, образ жизни, увлечения, хобби.
Чем больше в семье общего - тем семья прочнее и устойчивей. На этом этапе закладывается фундамент, основа настоящей семьи.
Необходимо научиться искренне дарить родному, близкому и любимому человеку заботу, теплоту своей души, радость, любовь и наслаждение.
И тогда откроете для себя одну простейшую, но величайшую истину: самое приятное в жизни - делать приятное приятному человеку.
Третий этап - зрелости семьи, он, пожалуй, самый сложный. В этот период существуют самые большие риски ее распада.
Основные риски для семьи в этот период связаны с ослаблением или исчезновением физического влечения (либидо) к супруге или супругу как к сексуальному объекту.
В этот период проявляется так называемая проблема среднего возраста, особенно это характерно для мужчин. Очень точно говорят в народе - "Седина в виски бес в ребро".
Когда мужчине за 50 он может найти молодую любовницу, уйти к другой женщине, или завести вторую семью.
Кроме того, дети входят в так называемый переходный возраст, и с ними очень трудно находить общий язык.
Настоящая трагедия, если дети начинают противопоставлять себя родителям, игнорировать их. Очевидно, что дети рано или поздно вырастают, становятся самостоятельными и когда-то покидают отчий дом, если это происходит рано, то для родителей это серьезное испытание.
Если супругам удается преодолеть типичные естественные трудности и у них возникнет реальная дружба, они становятся единомышленниками, то это залог того, что они смогут сохранить брачные узы до конца своих дней. В этом случае можно сказать, что половинки окончательно сложились.
"Не надобно и клад когда в семье лад", очень точно говорили на Руси.
Рассуждая о супружеской верности, следует отметить, что большинство людей по своей природе полигамны. Поэтому требовать от супруги, супруга, близкого человека физической верности, по крайней мере, не очень разумно.
Формировавшиеся веками моральные принципы и взаимоотношения полов в обществе до сих пор остаются достаточно консервативными.
Так называемая физическая верность - весьма абстрактное понятие, поскольку связано оно с желанием и необходимостью удовлетворения естественной физиологической потребности человека.
Настоящая верность это понятие духовно-нравственное. Верность - это чувство ответственности за жизнь и судьбу близкого человека, моральная преданность.
Исторический пример тому судьба благоверного и преподобного князя Муромского Петра, нареченного в иночестве Давидом и супруги его достохвальной Февроньи, нареченной в иночестве Ефросиньей.
Супруги, вместе пережили болезни, страдания, радости, взлеты и падения. При этом жили долго и счастливо. В преклонных летах, приняв монашеский постриг, в разных монастырях с именами Давид и Ефросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой.
Скончались они в один день и час. Случилось это, как говорится в бесценной книге XVI века "Великих Миней четий" (или "Сборник житий"), "в лето 1228 года от рождества Христова. В 25 день июня месяца".
"И понесли святые души Петра и Февроньи в бездонное небо., Туда, где был Тот, кто даровал им великую и чистую любовь друг к другу".
Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. "Они остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом".
Погребены были супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 году.
В 1565 г. по Указу царя Иоанна Грозного над захоронением Петра и Февроньи была построена новая каменная церковь.
Ныне верные супруги открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
Благодаря этой исторической притче мы стали праздновать день совместного ухода из жизни Петра и Февроньи 8 июля (по новому стилю), как всероссийский день семьи, любви и верности.
В современной России 2008 г. был объявлен годом Семьи. В этом году мы отмечаем этот праздник второй раз.
Накануне праздника хотелось поздравить все семьи и пожелать любви, верности, согласия и подарить маленькое стихотворение:

Самое главное в жизни
Здоровье, семья и покой
Самое главное в жизни
Найти согласие с собой

Самое главное в жизни
Веры не потерять
Самое главное в жизни
Любить, творить, созидать

www.viperson.ru
07.07.2009

viperson.ru

Док. 572618
Перв. публик.: 07.07.09
Последн. ред.: 03.11.10
Число обращений: 0

  • Андрианов Владимир Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``