В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наш человек на `Мосфильме` Назад
Наш человек на `Мосфильме`
Наше знакомство с оператором телеканала ?2 Вартаном Зильфугаряном состоялось в 2000 году, когда группа журналистов выехала по заданию в Гюмри. Тогда было трудно предположить, что буквально через несколько лет Вартан станет не только одним из лучших телеоператоров Армении: этот молодой человек сегодня снимает на "Мосфильме" кино с самыми знаменитыми режиссерами России. И все это в 25 лет.
- Вартан, расскажи, как все началось.
- Еще в детстве меня заинтересовала фотография. В школьные годы родители купили мне видеокамеру, и я начал снимать все подряд. Вначале, конечно, получалось неважно, но я твердо решил для себя, что стану оператором. После окончания школы я поступил на операторские курсы телекомпании "А1+". Не знаю, как бы сложилась моя судьба, если б я не встретился с гениальным человеком - оператором от Бога Альбертом Явуряном. Он и стал моим учителем. Человек он был пылкий, порывистый, немного резкий и очень строгий. Именно благодаря этим качествам Альберт Явурян сделал из меня оператора. Сначала мы изучали теорию, азбуку операторского дела. А потом он посоветовал мне достать плохой фотоаппарат и снимать им. Мой учитель любил повторять: "Если человек умеет снимать на худшей технике, то на лучшей получит отличный результат". А еще он всегда говорил, что оператор должен быть немного психологом. Ведь ты всегда должен помнить, что видеоряд очень сильно воздействует на человека. Можно написать гениальный текст, но, если изоряд будет посредственным, телерепортаж не получится.
В общем, купив старый фотоаппарат, я делал до 80 снимков в день. Когда я приносил ему готовые снимки, он их в большинстве своем рвал. Конечно, я вначале на него сильно обижался, а потом понял, что все это Явурян делает для меня. Если бы не его строгость, я бы вряд ли стал профессионалом.
- А как ты попал на телевидение?
- После окончания курсов на "А1+" решил поступить в Армпединститут на факультет культуры. Там было отделение подготовки кино- и телеоператоров. Альберт Явурян мне там не преподавал, но он был нашим завкафедрой. Мы с ним подружились, и я по всем вопросам мог с ним советоваться и консультироваться. Забегая вперед, скажу, что опять же мой первый учитель оказался прав, когда сказал мне: "Если будешь заниматься только информацией, станешь обыкновенным хроникером. Иди в кинематограф". Но прошло еще 4 года, прежде чем я сделал то, что посоветовал мой педагог. Параллельно с учебой в институте я начал работать на первом канале Армянского телевидения в информационной программе "Айлур" в качестве практиканта. И вот однажды я пришел на работу раньше всех. Нужно было срочно выезжать на съемку, а оператора на месте не было. Координатор послал снимать репортаж меня. Я впервые снял самостоятельно, и у меня все получилось. Через полгода я перешел на работу в телекомпанию ?2, т. к. там, на мой взгляд, техника была лучше. Это было уже в начале 2000 года. С тех пор и по сей день работаю в программе "Лрабер".
- Вартан, как случилось, что в таком возрасте ты смог пробиться на "Мосфильм"? Ведь не секрет, что об этом мечтают многие операторы с многолетним стажем.
- Это получилось случайно. С 2000 года я часто летал в Москву на репортажи. Там познакомился с продюсером кинокомпании "Элегия" Левоном Манасяном. Он и представил меня на "Мосфильме". Мне предоставили возможность следить за тем, как работает кинооператор. Скажу, что оператор кино имеет совершенно другой стиль работы. Так что нужно было учиться с нуля. Я практически не уходил со съемочной площадки и смотрел, как снимаются фильмы "Свободная женщина" и "Крош". В 2004 году Левон Манасян предложил мне работать вторым оператором на съемках фильма "Капкан". Помню его слова: "Это высокое доверие. Не подведи".
Оператором-постановщиком этого фильма был наш соотечественник Александр Гарибян. Работа длилась 6 месяцев. Между съемками я прилетал в Ереван и продолжал работу в "Лрабере". Картина "Капкан" - мой первый фильм, где я самостоятельно работал, хотя мне еще не доверяли снимать основные сцены. Я снимал перебивки, улицы, массовку, вторые планы. Но это была хорошая школа. Отмечу, что на "Мосфильме" сегодня нет понятий "знакомый", "родственник". Правда, тебя могут представить, дать возможность проявить себя. Но, если ты не оправдаешь доверия, тебя на работу не возьмут. После фильма "Капкан" я сказал Левону Манасяну, что готов работать оператором в кино. Он недоверчиво взглянул на меня и сказал: "Я скажу режиссеру, если согласится, будешь работать".
Меня представили известному российскому режиссеру Элнору Ишмухамедову, который приступал к съемкам 8-серийной картины о Великой Отечественной войне. Он согласился и сказал: "Попробуем и посмотрим". Фильм состоит из двух частей. Первая часть посвящена непосредственно годам войны, а действие второй части происходит в 1950-1992гг. В фильме снялись Тамара Акулова, сын Никиты Михалкова Артем и молодая украинская актриса Катя Купченко. Оператор-постановщик - не менее известный Владимир Панков. Этот фильм я снимал уже в качестве оператора основной камеры. Работали по 12 часов в сутки. Съемки были трудными. Приходилось прыгать с парашютом, снимать батальные сцены с самолета, сидеть часами в холодных окопах - в общем, все почти как на войне.
Хочу отметить, что каждый раз, беря камеру в руки и снимая ту или иную сцену, я вспоминал советы и замечания моего учителя Альберта Явуряна. Светлая ему память! Повторюсь, если бы не он, я не стал бы профессионалом.
Съемки фильма уже закончены. Сейчас идет монтаж картины, и через пару месяцев его покажут на одном из центральных каналов России.
- Вартан, по всей видимости, ты планируешь в будущем связать свою жизнь с кино?
- Да, по всей вероятности. В начале марта меня вновь пригласили на "Мосфильм" снимать новую картину. Пока не знаю, что это будет за фильм. После окончания съемок предыдущего фильма режиссер Элнор Ишмухамедов сказал, что все дальнейшие фильмы хочет снимать со мной. Эта была лучшая оценка моей работы.
- Мало кто в 25 лет достигает такого успеха в своей работе. Ты уже считаешь себя профессионалом?
- Всегда есть чему учиться. Никогда нельзя останавливаться на достигнутом. В свободное от работы время я смотрю фильмы моих любимых режиссеров - Люка Бессона, Мартина Скорсезе, Фрэнсиса Копполы, Романа Полански и, конечно же, моего учителя Альберта Явуряна.

Тигран МИРЗОЯН

24.11.2007

www.golos.am

Док. 572583
Перв. публик.: 24.11.07
Последн. ред.: 07.07.09
Число обращений: 0

  • Терентьев Владимир Лаврентьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``