В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Я раба своей работы` Назад
`Я раба своей работы`
Алла - лауреат многочисленных российских и международных премий. В конце сезона ей была вручена "Хрустальная Турандот", как лучшему художнику (за спектакль "Дракон"). Ее непохожесть на других, вызывающая, нередко эпатажная внешность и острый, порой опасный для окружающих язык - все свидетельствует об одном: перед нами человек сильный и ни в чьей помощи не нуждающийся.

- Алла Владимировна, у вас есть мечта? Есть что-то, чего еще не исполнилось?

- Мечта? О чем можно мечтать? Поставить "Лебединое озеро"? Этот спектакль я сделала много лет назад в Японии. Там же сделала "Дон Кихота". Кстати, за работу над этими спектаклями японцы подарили мне машину "Ниссан Блю Берд". (А у меня в то время вообще-то был "Запорожец"!) Этот замечательный автомобиль продюсер проекта прислал мне к подъезду, и в машине было невероятное количество подарков, красиво упакованных и перевязанных ленточками. И это было для меня потрясением, потому что я тогда не понимала, что серьезная работа должна быть хорошо оплачена. Но советские люди об этом не знали.

- Вы работали с Аркадием Райкиным, расскажите, как вы с ним познакомились.

- Аркадий Исаакович сам позвонил мне и пригласил работать над спектаклем. Я сначала не поверила, что это сам Райкин мне звонит, но потом пришла к нему домой, и он для меня одной сыграл всю пьесу от начала до конца. Это была пьеса "Мир дому твоему", с которой он решил начать работу своего театра в Москве. Я слушала его и думала: "Боже мой, почему нет зрителей, как жаль, что этого никто не видит, кроме меня". Потому что он играл невероятно. И я предложила, поскольку слушала пьесу у него дома, построить декорации, повторяющие его квартиру. И это был потрясающий период в моей жизни. Я с Аркадием Исааковичем ездила по комиссионкам, и мы выбирали антикварную мебель для спектакля. Но об этом надо писать отдельную книгу.

- А еще с кем сейчас работаете?

- Судьба подарила мне братьев Пресняковых. Не знаю, подарок ли я для них? Но они, эти странные, виртуальные типы, неизвестно откуда взявшиеся, действительно подарок судьбы.

Один из них спросил у меня, как я сама оцениваю работу, которую сделала с ними. Но я, разумеется, никак не оцениваю эту работу, я вообще не оцениваю никакую свою работу. И под тем, что я с ними делала, я бы и подпись свою не ставила, потому что это для меня проходная работа. Но то, что она сделана с ними, замечательными и невероятно талантливыми людьми, делает мне честь поставить мое имя рядом с их именами.

То есть, понимаете, если говорить о мечте, то у меня уже было все - и работа в самых знаковых постановках на мировых оперных сценах. Я кланялась на сцене "Метрополитен-опера".

- Можно подробнее о "Метрополитен-опера"?

- Это произошло во времена Советского Союза. Я была одним из самых молодых членов Союза художников, при этом замужем и с ребенком. Для КГБ это значило, что я не сбегу. Поэтому меня часто отправляли в загранкомандировки. Я объездила весь мир и однажды прилетела в Нью-Йорк. Нас полностью поставили на государственное обеспечение, а на карманные расходы разрешили поменять только 60 долларов. На эти деньги я должна была купить подарки маме, папе, бабушке, мужу, сыну и, если немного останется, что-нибудь себе. Конечно, я даже не могла себе позволить зайти в кафе и выпить чашку кофе. Это совершенно отпадало.

И вот,нас привели на экскурсию в "Метрополитен-опера" осмотреть здание. При входе я взглянула на стоимость билета, и оказалось -30 долларов, для меня это была немыслимая сумма. А стоимость билета на спектакль от 100 долларов и выше. И тогда я подумала, что никогда не смогу позволить себе купить билет в "Метрополитен-опера", и мне не суждено увидеть на этой сцене ни одного спектакля.

Прошло несколько лет, и в следующий мой приезд в Америку я уже стояла на сцене "Метрополитен-опера". Справа от меня - Аня Нетребко, первое сопрано мира, а слева Валерий Гергиев, первый дирижер мира. А полторы тысячи зрителей стоя нам аплодируют. И так каждый день в течение гастролей.

- Это была опера "Обручение в монастыре"?

- Да, ее потом купили несколько стран. В Сан-Франциско, куда я ездила с этой оперой, произошел такой комичный случай. Американцы точно копировали нас, и поскольку опера исполнялась на языке оригинала, т.е. на русском, а пели ее американцы, причем в основном темнокожие, получилось очень смешно. Комизм ситуации был еще и в другом. Актеры надели парики с лысиной, приобретенные у нас, и оказалось, что у темнокожих актеров белая лысина. Когда на премьере они вышли на сцену, зал захохотал, а я чуть не упала в обморок. После спектакля я прошла за кулисы и предложила режиссеру закрасить парики, но мне объяснили, что бюджетных денег не осталось. И чтобы избежать смеха в зрительном зале, я на свои деньги купила краску для обуви и закрасила все лысины черным цветом.

- Читала, что вы подготовили встречу Миллениума для жителей Нью-Йорка.

- Да, было такое. Я в качестве художника сделала полностью туалеты для гостей, а также балетные и карнавальные костюмы.

- Остается ли время на личную жизнь?

- Какая может быть личная жизнь у человека, который является рабом своей профессии. Слишком много людей зависят от меня, и я не могу их подводить и отказываться от каких-то предложений. Я не могу меньше работать. У меня такое советское чувство ответственности, и я борюсь с ним всю жизнь, но никак не могу побороть.

- Но семья у вас есть?

- У меня есть любимый сын, двое его детей, у которых я очень многому учусь, и это очень важно. Потому что действительно эти дети - старшая девочка и корейский мальчик - невероятной тонкости и ума люди. Они меня очень многому учат в этой жизни. Потому что я сама не способна на такие открытые и тонкие поступки и восприятие жизни, как они. И это абсолютная правда. Супруга моего сына - кореянка, и у меня куча корейских родственников, человек триста, и они время от времени приезжают в Москву.

- А надежное мужское плечо кто-то подставляет?

- В своей жизни я совершила, по крайней мере, два плохих поступка - я коварно бросила двух своих мужей. Причем со вторым мужем я прожила двадцать лет. Так что плечо, куда бы можно было приклонить бедную усталую головку, отсутствует. Такого нет.

- Может быть, мужчины боятся вас, потому что вы сильная женщина?

- Я не думаю, что я сильная женщина. Нет, абсолютно. Наоборот. Дома я хозяйка, которая печет пирожки, любит собирать гостей, накрывать на стол. Для меня самое большое удовольствие в жизни - смотреть, как мужчина ест то, что я приготовила. Для меня это важнее премьеры в театре! (Смеетс.я)

Знаете, я уверена в том, что на меня, как и на других людей, оказывает огромное влияние имя, данное при рождении. Дело в том, что родители назвали меня Аленой, но когда я пошла получать паспорт, мне сказали, что такого имени нет, и записали, как Алла. Таким образом, на работе я Алла, а дома Алена. И вот эта "Алена" - совершенно домашняя женщина с присущими ей дамскими слабостями.

- Как вы работаете? Вас терзают муки творчества?

- Нет, абсолютно не терзают. В принципе, как мне самой кажется, я как бы и не рисую ничего. Потому что, когда передо мной лежит белый лист бумаги, а рядом карандаши и кисточки, мне кажется, что там все уже нарисовано. И я просто обвожу то, что есть на листе бумаги. Я не работаю с компьютером. Просто потому что я и кнопки - понятие несовместимое. Это, конечно, усложняет мою жизнь. Но то, что мне необходимо - водить машину, обращаться с телевизором, - хватает вполне. А с компьютером работают специально обученные люди, которые достают мне всю нужную информацию.

- Есть работы, которыми вы недовольны?

- Да, есть. Но есть спектакли любимые, это когда все сошлось. Нужно, чтобы энергия людей, которые собрались, слилась в какой-то один комочек, один шар. Вот если это все сошлось, спектакль получился. Но если этого не произошло и хотя бы один куда-то выпал, то рушится весь карточный домик.

Я ведь никогда не читаю пьесы, над которыми работаю. Потому что считаю, что это бессмысленно. Например, я прочитала "Отелло", прихожу к режиссеру, а он говорит, "все действие будет происходить в бункере Гитлера". Это часто бывает. Какой же смысл был все это изучать? Но у меня есть подруга, искусствовед, которая за меня читает все пьесы и обожает это делать. Она их конспектирует для меня, чтобы я понимала, кто кому кто.

- А нестыковки случались?

- Смешной случай про индийского мальчика. Очень смешная история, просто невероятная! "Сон в летнюю ночь". Шекспир. Режиссер - Мирзоев. Перед тем, как поехать к нему, я должна была выполнить много дел, а потом заехать к себе домой, где моя подруга читала пьесу и делала для меня конспект. Врываюсь домой и с порога спрашиваю: "Ну, что, Инна, что там?" И она буквально на ходу говорит мне, что пьеса начинается с того, что царь и царица поссорились из-за индийского мальчика. И вот я по дороге начинаю фантазировать на эту тему и, когда приезжаю к Мирзоеву, делаю глубокомысленное лицо и говорю ему: "Володя, прежде чем что-либо обсуждать, скажите, а что там с этим индийским мальчиком? Как будем это трактовать?" Он смотрит на меня в недоумении и говорит: "Какого индийского мальчика? Там нет никакого мальчика. Правда, в начале пьесы о нем действительно говорят, но такого персонажа в пьесе нет". Но я начинаю его убеждать в том, что тема Индии сейчас в моде, и тут Володя вдруг соглашается со мной и более того, говорит, что ему известно о таком мальчике, который действительно знает индийские танцы, и ему сейчас лет двадцать. Тогда я спрашиваю, а как же все остальное, на что Володя отвечает: "А остальное? Где нет любви, там нет жизни". И я предлагаю сделать оранжерею, в которой ничего не растет. А Володя предложил ввести людей, которые в костюмах химзащиты будут опрыскивать эту оранжерею.

- Да, немного материала для работы над пьесой...

- Этого вполне достаточно. Мой сын помог достать восемь костюмов химзащиты в полной экипировке. Каждый костюм весил килограммов по двенадцать, но дело даже не в этом. Дело в том, что на следующий день мне звонят из театра и говорят о том, что меня ждет индийский мальчик. То есть он сублимировался! И дальше этот индийский мальчик выпил из меня всю кровь. Потому что он оказался специалистом по индийским танцам и костюмам и постоянно говорил о том, какие должны быть полосочки, ногти у танцовщиц и так далее. И в итоге мы ввели в спектакль этот персонаж. Которого НЕ БЫЛО! (Смеется.)

- А почему вы вообще стали художником театра?

- Профессия театрального художника - это профессия проститутки. Главное - угодить партнеру и получить удовольствие. Я не тот человек, который будет всю жизнь работать в одном театре, создавать его. Я прихожу в театр, делаю спектакль и ухожу. Получаю удовольствие, и за это мне еще платят деньги.

- Как вы относитесь к "светской жизни"?

- Я не люблю так называемую "светскую жизнь", хотя сама - член попечительского совета Английского клуба, в котором состою со дня его основания. Самое приятное для меня - это приватное общение. Очень многие люди мне кажутся как бы картонными. Вот я смотрю и вижу, что за спиной у этого человека ничего нет, он как бы нарисованный. И многие люди именно такие. А есть объемные, и эти объемные мне очень нравятся. Потому что им можно заглянуть в глаза и там что-то увидеть. И с ними я стараюсь встречаться чаще.

А вообще хочу вам казать, что судьба и жизнь строят нам такие повороты и такие непредсказуемые сюрпризы, которые совершенно невозможно прогнозировать. Если бы в тот день, когда я впервые переступила порог "Метрополитен-опера", кто-то подошел ко мне и сказал в ушко: "Ты будешь стоять на сцене этого театра, и зал стоя будет тебе аплодировать", я бы никогда ему не поверила. Конечно, все произошло не само собой, и я приложила усилия к этому. Но и судьба сыграла здесь немаловажную роль.

www.peoples.ru

04.12.2007

Елена МИЛИЕНКО

Док. 572300
Перв. публик.: 04.12.07
Последн. ред.: 06.07.09
Число обращений: 0

  • Коженкова Алла Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``