В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Прокурор следователю не начальник? Назад
Прокурор следователю не начальник?
6 июня Президент России Владимир Путин подписал новый Федеральный закон о создании Следственного комитета.

До своего окончательного принятия закон "пробуксовал" в недрах Госдумы почти 15 лет. Его противники говорили о потере тотального контроля над следствием и возникающих вслед за этим споров прокурора и следователя, которые раньше заканчивались решением прокурора, а будут заканчиваться обращением прокурора в суд. Сторонники же возражали, что только так можно будет добиться организационной самостоятельности следственных органов. Что прокурорская система в том виде, в котором она существует, "слишком много на себя берет".

Победили сторонники. Через 90 дней при Генеральной прокуратуре будет создано принципиально новое независимое подразделение. Руководителя Следственного комитета, который должен быть в ранге замгенпрокурора России, будет утверждать Совет Федерации по представлению Президента, и в кулуарах Кремля уже ходят упорные слухи о том, что комитет возглавит не кто иной, как экс-генпрокурор России Владимир Устинов.

Таким образом, прокуратура как бы "раздвоится": на местах следственные и надзорные органы будут разделены. Следствие будет подчиняться Следственному комитету, а у прокуратуры остаются лишь надзорные функции. Предусмотрено, что передача уголовных дел в производство подразделений Следственного комитета будет осуществляться по мере их формирования, но не позднее 1 января 2008 года.

"С созданием Следственного комитета функции надзора за прокурорским следствием и функции организации расследования действительно будут разъединены, - считает заместитель прокурора области Эдуард Зайнак. - И в этом я не вижу ничего плохого. Другое дело, что одновременно с этим вносятся существенные изменения в УПК, в соответствии с которыми изменяются инструменты прокурорского надзора за всем предварительным расследованием: в прокуратуре, МВД, наркоконтроле и ФСБ. Если сказать коротко, то суть этих изменений сводится к следующему: если ранее прокурор мог своим властным решением отменить любое противоречащее закону решение следователя, дать ему необходимые указания, то теперь он будет просить сделать это соответствующих начальников следственных органов. И это может отразиться на возможности оперативно устранять допущенные нарушения. Приведу пример: за 5 месяцев наши прокуроры отменили более 400 решений, которыми было незаконно отказано в возбуждении уголовного дела. Это укрытые преступления, а ведь за каждым из них стоят пострадавшие - простые люди, которые надеются на нашу помощь. С принятием нового закона эта помощь может прийти с большим опозданием".

Заместитель председателя областного суда Владимир Шепель предполагает, что создание новой структуры уже в следующем году ярко покажет себя в суде. "Хорошо, если будет выстроена система, при которой прокурор, поддерживающий обвинение в суде, будет полностью в курсе всех нюансов, возникающих при расследовании уголовного дела, - считает Владимир Степанович. - Если же независимость прокуратуры и следственного комитета приведет к несогласованности их действий - тогда мы будем говорить о минусах этих нововведений. Наша главная и общая задача не допустить, чтобы виновные уходили от ответственности, а барьер, защищающий невиновных, не рухнул. Вот это, я считаю, самое для всех нас важное".

Юлия Лаврова
23 (507)13 - 20 июня 2007
Газета "Премьер - новости за неделю".

Док. 572278
Перв. публик.: 20.07.07
Последн. ред.: 06.07.09
Число обращений: 0

  • Шепель Владимир Степанович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``