В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Повышение энергоэффективности российской экономики. Назад
Повышение энергоэффективности российской экономики.
Вчера в Архангельске Президент России Дмитрий Медведев провёл расширенное заседание президиума Государственного совета.

Как сообщила пресс-служба Президента России, заседание посвящено вопросу повышения энергоэффективности российской экономики.

По итогам заседания Президент дал ряд поручений Правительству.

К этой краткой информации наша редакция электронного издания "Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)" считает необходимым привести для сведения общественности страны с помощью официального сайта Президента России www.kremlin.ru прямой текст вступительного слова Дмитрия Медведева на этом заседании с нашим кратким комментарием.

Вступительное слово Президента России Дмитрия Медведева на расширенном заседании президиума Государственного совета по вопросу повышения энергоэффективности российской экономики:

Д.МЕДВЕДЕВ: Здравствуйте, коллеги!

Несколько слов, естественно, скажу по тематике нашего заседания президиума Госсовета. Он у нас, по-моему, собирается в этом составе первый раз. Поздравляю всех коллег, губернаторов, с началом работы.

Вы знаете, что не так давно по моей инициативе была создана специальная Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики. И эта Комиссия определила пять приоритетов, которые будут контролироваться непосредственно мною. В числе этих приоритетов - а если хотите, на первом месте среди этих приоритетов - упомянута и энергоэффективность, что является тематикой нашего сегодняшнего мероприятия.

Это направление должно быть системообразующим, вокруг него должны концентрироваться другие направления. Или, если сказать иначе, энергоэффективность должна пронизывать и все остальные приоритеты технологической модернизации.

Год назад я подписал Указ о том, что к 2020 году мы должны снизить на 40 процентов энергоёмкость российского валового внутреннего продукта. И, кстати сказать, из этого решения вытекает целый ряд других наших решений, которые мы на себя принимаем, в том числе в рамках международного сообщества по климатическим вопросам.

Сегодня мы должны сосредоточиться на абсолютно конкретных задачах, которые должны быть разрешены в абсолютно определённый срок. Но для того чтобы начать работать, нам необходима законодательная база.

Уже принят Федеральный закон "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" в первом чтении Государственной Думой. В его развитие должны быть приняты специальные нормы и правила, должны быть пересмотрены действующие нормативы в строительстве, приняты соответствующие регламенты технологические и система экологических стандартов.

Считаю, что по этому вопросу нам нужно действовать так, как это вытекает из одного из документов по нормативной деятельности, а именно Государственная Дума должна постараться принять этот документ как можно быстрее, и одновременно Правительство должно обеспечить этот документ сопровождением по линии подзаконных актов. Потому что сам по себе этот закон, который вступает в силу, по сути, со следующего года, а часть положений позже должна вступить, он не сможет работать, как и многие наши законы, без мощной подзаконной базы, особенно по такой проблематике, как здесь. Эта работа должна вестись синхронно.

Поручаю Правительству ещё раз обратить на это внимание. И, конечно, новая редакция закона, и регламенты, и стандарты должны привести к достижению заданных показателей энергоэффективности. Причём эти показатели должны быть исполнены и к определённому сроку, привязанному к конкретным отраслям, и содержать, по сути, абсолютно конкретные параметры.

Энергоэффективность - настолько злободневная и в то же время тяжёлая для нас тема, что практически все направления работы по этой теме следует признать весьма и весьма необходимыми. И что бы мы ни взяли, повсюду у нас очень серьёзное отставание.

В какой-то степени, на мой взгляд, этому отставанию способствовали не только наши трудности 90-х годов или даже более раннего периода, но и наше мышление, потому что мы никогда не экономили на энергии. Мы считали себя крутыми и энергетически самодостаточными.

Мы - действительно самая крупная энергетическая страна. Но это не значит, что мы должны жечь наши энергозапасы без всякого ума. Ещё много лет назад было сказано, что делать с отдельными энергетическими продуктами и почему нельзя топить нефтью. Но мы, к сожалению, продолжаем топить нефтью, в прямом и в переносном смысле этого слова обогревая нашу планету.

Поэтому нам нужно двигаться по всем направлениям, но одно направление хотел бы отдельно подчеркнуть: это жилищно-коммунальное хозяйство. Все губернаторы, здесь присутствующие, отлично знают, какова ситуация с энергоэффективностью в жилищно-коммунальном хозяйстве, - безобразная. И наши здания, сооружения и коммунальная инфраструктура в целом - это такая "чёрная дыра", где бесследно исчезают огромные энергетические ресурсы.

Потери в системе теплоснабжения доходят до 60 процентов и даже больше на самом деле. Электрические сети, которые используют у нас, тоже весьма и весьма устаревшие. Они в результате использования также устаревших осветительных приборов зачастую съедают просто гигантские объёмы.

В конечном счете всё это бьёт не только по муниципальным и региональным бюджетам, но и по кошельку отдельных граждан, а те социальные компенсации, которые мы вынуждены выплачивать гражданам, в итоге ложатся и на бюджеты всех уровней. Поэтому можно признать, что самая дорогая и самая неэффективная энергетика у нас - в ЖКХ.

Мы смотрим на то, как развиваются другие страны. Уже, вы знаете отлично, проектируются специальные здания с нулевым энергопотреблением, где достигнут баланс между энергопотреблением и энергоотдачей. В интересах любого собственника переоборудовать объекты в соответствии с требованиями энергоснабжения и, естественно, конструировать и строить новые объекты уже на принципиально иной технологической базе.

Но пока наши собственники этим заниматься либо не могут, либо не хотят. Энергоэффективностью только-только начинали заниматься в предкризисный период. А сейчас из-за дефицита финансов, естественно, такая работа у многих остановилась. Но думаю, что вполне будет корректной такая постановка вопроса, когда антикризисная помощь нашему реальному сектору, нашим промышленным предприятиям будет оказываться только в случае, если у них есть свой план по снижению энергетических издержек. Иначе мы будем и дальше поощрять бесхозяйственность.

Не менее энергорасточительной сферой являются наши бюджетные организации. Государство, которое, продвигая политику энергосбережения, много говорит на эту тему, должно начинать с самих себя, с организаций, которые находятся в государственной же собственности, и с бюджетных учреждений в том числе.

Здесь тоже потенциал огромен. Нужны жёсткие показатели, жёсткие нормативы работы и надо обеспечить действенный контроль за их исполнением. При этом для реального повышения уровня энергоэффективности нужно использовать и вполне зримые материальные стимулы.

Решая проблемы сегодняшнего дня, мы, конечно, должны думать и о будущем, и о том, какого рода энергоресурсы в конечном счёте станут основой энергетики будущего. Сейчас, конечно, для нас это как будто бы задача не сегодняшнего дня и даже не завтрашнего, но надо понимать, как воспринимаются альтернативные источники. Надо заниматься этими альтернативными источниками, потому что рано или поздно в своих сегментах они заместят действующие традиционные углеводороды, как бы печально для нас это ни выглядело.

Мы уже сейчас, будучи самым крупным государством, производящим углеводородную энергетику, должны думать о том, что будет завтра и послезавтра. Понятно, что это не произойдет одномоментно. Но мы с вами знаем из истории: практически один, а то и два раза за сто лет происходит энергетическая революция - нефть, газ, электроэнергия, ядерная энергетика.

Можно не сомневаться в том, что эта самая цель создания водородного топлива, которое будет эффективным, будет достигнута. Тратят на это миллиарды долларов только ради того, чтобы нашу нефть и газ не покупать. И поэтому мы должны тоже соответствовать этому вызову.

Повышение энергоэффективности - это большая макроэкономическая задача, и ожидаемый эффект от её решения зависит не только от сокращения потребления энергоресурсов, но и от запуска новых инновационных процессов, от внедрения передовых технологических решений.

Конечно, всем мы этим будем заниматься. Поэтому мы должны создать все необходимые условия для того, чтобы наш бизнес занимался проблемами энергоэффективности: нормативными условиями подтолкнуть его к этому, простимулировать материально, а также под угрозой санкций. И то, и другое необходимо, иначе ничего не сдвинется с места.

Думаю, что тема нашего заседания президиума Госсовета абсолютно актуальна. И в развитие того, что я сказал, предлагаю высказаться другим коллегам, здесь присутствующим.


Участники расширенного заседания президиума Государственного совета по вопросу повышениия энергоэффективности российской экономики:


Абрамов Александр Сергеевич     -    помощник Президента, секретарь Государственного совета
ГОРДЕЕВ Алексей Васильевич     -    губернатор Воронежской области
КОЖЕМЯКО Олег Николаевич     -    губернатор Амурской области
Матвиенко Валентина Ивановна     -    губернатор Санкт-Петербурга
Неелов Юрий Васильевич     -    губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа
Тулеев Аман-гельды Молдагазыевич     -    губернатор Кемеровской области
Шаймиев Минтимер Шарипович     -    Президент Республики Татарстан
***
ШУВАЛОВ Игорь Иванович     -    Первый заместитель Председателя Правительства
ИВАНОВ Сергей Борисович     -    Заместитель Председателя Правительства
КУДРИН Алексей Леонидович     -    Заместитель Председателя Правительства - Министр финансов
СЕЧИН Игорь Иванович     -    Заместитель Председателя Правительства
СОБЯНИН Сергей Семенович     -    Заместитель Председателя Правительства - руководитель аппарата Правительства
ДВОРКОВИЧ Аркадий Владимирович     -    помощник Президента
ЧУЙЧЕНКО Константин Анатольевич     -    помощник Президента - начальник Контрольного управления Президента
КЛЕБАНОВ Илья Иосифович     -    полномочный представитель Президента в Северо-Западном федеральном округе
НАБИУЛЛИНА Эльвира Сахипзадовна     -    Министр экономического развития
ФУРСЕНКО Андрей Александрович     -    Министр образования и науки
ХРИСТЕНКО Виктор Борисович     -    Министр промышленности и торговли
ШМАТКО Сергей Иванович     -    Министр энергетики
КОКОШИН Андрей Афанасьевич     -    первый заместитель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания по науке и наукоемким технологиям
ЧИЛИНГАРОВ Артур Николаевич     -    депутат Государственной Думы Федерального Собрания
Катанандов Сергей Леонидович     -    Глава Республики Карелия
Торлопов Владимир Александрович     -    Глава Республики Коми
МИХАЛЬЧУК Илья Филиппович     -    глава администрации Архангельской области
ПОЗГАЛЕВ Вячеслав Евгеньевич     -    губернатор Вологодской области
БООС Георгий Валентинович     -    губернатор Калининградской области
СЕРДЮКОВ Валерий Павлович     -    губернатор Ленинградской области
Дмитриенко Дмитрий Владимирович     -    губернатор Мурманской области
Митин Сергей Герасимович     -    губернатор Новгородской области
Турчак Андрей Анатольевич     -    губернатор Псковской области
Федоров Игорь Геннадьевич    -    глава администрации Ненецкого автономного округа
САВИНОВ Алексей Иванович     -    руководитель Федерального агентства лесного хозяйства
ЭЛЬКИН Григорий Иосифович     -    руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
ДМИТРИЕВ Владимир Александрович     -    председатель Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности"
ВЕКСЕЛЬБЕРГ Виктор Феликсович     -    председатель наблюдательного комитета Группы компаний "Ренова"
СЛОБОДИН Михаил Юрьевич     -    президент ЗАО "Комплексные энергетические системы"
Мордашов Алексей Александрович     -    генеральный директор компании ОАО "Северсталь"
РЕУС Андрей Георгиевич     -    генеральный директор ОАО "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром"
ПОНОМАРЕВ Дмитрий Валерьевич     -    председатель правления некоммерческого партнерства"Совет рынка"
ШВЕЦ Николай Николаевич     -    генеральный директор ОАО "Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний"
БАШМАКОВ Игорь Алексеевич    -    исполнительный директор ООО "Центр по эффективному использованию энергии"

Как напомнил в начале своего выступления Президент России Дмитрий Медведев, созданная им недавно Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики определила пять направлений или приоритетов, реализацию которых он будет контролировать лично. На первом месте среди этих приоритетов стоит энергоэффективность. "Это направление должно быть системообразующим, вокруг него должны концентрироваться другие направления. Или, если сказать иначе, энергоэффективность должна пронизывать и все остальные приоритеты технологической модернизации", - подчеркнул он.

Дмитрий Медведев призвал участников заседания президиума Госсовета "сосредоточиться на абсолютно конкретных задачах, которые должны быть разрешены в абсолютно определённый срок. Но для того чтобы начать работать, нам необходима законодательная база".

Он сообщил, что Государственная Дума уже приняла в первом чтении проект Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" и он тут же поручил Правительству подготовить к его окончательному принятию все необходимые подзаконные акты, чтобы закон мог начать работать незамедлительно.

Дмитрий Медведев подчеркнул абсолютно справедливо, что "мы никогда не экономили на энергии. Мы считали себя крутыми и энергетически самодостаточными". Правильно сформулировал Президент нашу крутость и самодостаточность. К тому же в Советском Союзе энергия стоила сущие копейки.

Он указал, что самое безобразное положение с энергоэффетивностью в жилищно-коммунальном хозяйстве, назвав ЖКХ черной дырой, где бесследно исчезают огромные энергетические ресурсы. Потери в системе теплоснабжения доходят до 60%, из-за использования устаревших осветительных приборов и устаревших электрических сетей зачастую съедаются просто гигантские объёмы энергии. Дмитрий Медведев делает логический вывод, что "самая дорогая и самая неэффективная энергетика у нас - в ЖКХ". Он призвал брать пример с других стран, где дома строятся с нулевым энергопотреблением по новым технологиям.

Указал Дмитрий Медведев и на бюджетные организации как безудержных растратчиков энергии и призвал применять к ним кнут и пряник, чтобы исправить ситуацию. "Здесь тоже потенциал огромен. Нужны жёсткие показатели, жёсткие нормативы работы и надо обеспечить действенный контроль за их исполнением. При этом для реального повышения уровня энергоэффективности нужно использовать и вполне зримые материальные стимулы", - сказал он.

Дмитрий Медведев так сформулировал задачу:

"Повышение энергоэффективности - это большая макроэкономическая задача, и ожидаемый эффект от её решения зависит не только от сокращения потребления энергоресурсов, но и от запуска новых инновационных процессов, от внедрения передовых технологических решений".

Для того чтобы собственники занялись решением этой задачи он призвал оговаривать предоставление им государственной помощи только в случае, если у них есть свой план по снижению энергетических издержек. Бизнес надо подтолкнуть к этому нормативными условиями, простимулировать материально, а также под угрозой санкций.

Жаль, что пресс-служба Президента России не опубликовала полную стенограмму расширенного заседания президиума Госсовета. Список присутствующих на нём лиц, который мы тоже публикуем, показывает, что у многих из них есть, что сказать по этой актуальнейшей теме. Может, ещё опубликуют, и тогда мы немедленно оповестим вас об этом.

Лев Иванов.

03 июля 2009 года.
www.viperson.ru

Док. 572236
Перв. публик.: 03.07.09
Последн. ред.: 06.07.09
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Иванов Лев Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``