В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Манхэттенские комплексы столицы Назад
Манхэттенские комплексы столицы
Восемь лет назад строительная фирма "Конти" предложила столичной мэрии построить в срединном поясе города "Золотое кольцо Москвы", то есть 60 новых высоток. Столичный мэр идею горячо поддержал: призвал отечественные банки учредить специальный высотный пул и даже готов был внести свою лепту в проект - в качестве первого взноса обещал передать в инвестиционный фонд программы принадлежавшую лично ему золотую тарелку. Судьба тарелки неизвестна, но вот банки так и не объединились, пафосное "Золотое кольцо" со временем переименовали в "Новое", а у руля проекта фирму "Конти" сменило ОАО "Новое кольцо Москвы" ("НКМ") - предприятие со 100-процентным капиталом правительства Москвы, ставшее управляющей компанией инвестиционной городской программы. Уцелела разве что сама идея - возвести шесть десятков высотных зданий на столичной периферии. Схема их размещения ( с адресным перечнем) и стала предметом рассмотрения в среду на общественном градостроительном совете при мэре Москвы.

В начале дискуссии главный архитектор города Александр Кузьмин расставил все точки над i . Концепция размещения высотных зданий в Москве до 2020 года, по которой предполагается возвести 156 зданий выше 30 этажей в специально отведенных 60 зонах, больше года как утверждена. Программа "Нового кольца" - всего лишь часть этой большой концепции, контролируемая городом через свою структуру, ОАО "НКМ". Поскольку никакого пересмотра утвержденной концепции не предполагается, остается одно - схему размещения в предложенных местах шестидесяти высоток "Нового кольца" (16 объектов первой очереди планируется построить до 2007 года, остальные - до 2015-го) принципиально одобрить.

Но единогласного одобрения не получилось: весь следующий час участники обсуждения твердили о том, что амбициозный проект может оказаться опасным для Москвы, о возможном катастрофическом изломе архитектурного облика города и о том, что, прежде чем утверждать схему размещения новых высоток, необходимо посмотреть, как небоскребы изменят привычное лицо старушки-Москвы, на компьютерной модели (первым это предложил, кстати, сам градоначальник).

Выяснилось, однако, что создание такой объемной ландшафтной модели для мегаполиса вроде Москвы - предприятие долгое и супердорогое: как раз накануне обсуждения одна зарубежная фирма предложила городу создать его компьютерный портрет, затребовав на это примерно год времени и 16 миллионов долларов. А без одобрения схемы, как напомнил директор ОАО "НКМ" Валерий Жилов, инициированная городом высотная программа не сможет двигаться вперед, то есть работать с инвесторами и проводить аукционы на право высотного строительства. Хотя первые три участка с молотка уже ушли, а следующие, по сведениям "Известий", станут предлагаться инвесторам вместе с правом на реконструкцию примыкающих к новым высоткам кварталов.

В итоге победил трезвый расчет: схему размещения "Нового кольца" решено было одобрить, участки под программу - зарезервировать, а архитектурные проекты новых высоток утверждать на Архитектурном совете поодиночке или большими городскими секторами, чтобы понять, как они сочетаются между собой. Впрочем, и компьютерная модель высотных доминант города тоже будет создана..

При этом осталось неизвестным, заботит ли столичное население прежде всего именно архитектурный облик высоток или их волнует, например, насколько опасны для жизни наши новые высотные дома, если строительные нормы и правила для их сооружения окончательно не разработаны, не перекроют ли эти гиганты свет божий расположенным поблизости обычным домам и не превратятся ли они, в случае если прогнозы коллапса на перегретом столичном рынке недвижимости оправдаются, в грандиозные недострои, каких Москва еще не знала?

За бортом обсуждения остался еще один важнейший для города вопрос. Высотные дома в Москве строят сегодня не только по городской программе. Их, например, возводят инвесторы, в свое время удачно скупившие участки земли в отмеченных на Генплане "высотных" зонах. Кстати, для проектирования небоскребов сегодня стало модно приглашать прославленные имена из иностранных. ( Впрочем, по сведениям нашего источника, отношения российского заказчика например, с голландцем Эриком ван Эгераатом, не заладились, поскольку спроектированные им для Сити небоскребы по цене вышли за все пределы разумного. А с сэром Норманом Фостером, хотя его проект вроде бы всех устроил, возникло недопонимание из-за слишком большой - вы даже не представляете какой! - затребованной за работу суммы ). Нужно учитывать, что "частники"действуют быстрее, поскольку никакими муниципальными программами не связаны. И их высотки точно так же, как и "кольцевые", могут либо изуродовать, либо украсить Москву, тем более что в отличие от последних они собираются вырасти зачастую не на городских окраинах, а в самой что ни на есть близости от центра.

- Что делать с 64 объектами выше тридцати этажей, которые уже проектируются, но не входят в "Новое кольцо"? Приостановить проработку? - растерянно спросил мэра главный архитектор города. И услышал в ответ: "Это остановить уже нельзя".

"В высотках Детройта живут бомжи"

Александр КУЗЬМИН, главный архитектор Москвы:

- На всю Москву компьютерную модель высотных доминант построить чрезвычайно сложно, да, возможно, и не нужно. Все равно высотки, построенные в разных концах города, вместе "играть" не будут. Есть смысл утверждать проекты секторами, чтобы понять, сочетаются ли они между собой - например, скоро архсовет рассмотрит проекты высоток, которые должны появиться на Можайском шоссе, от Триумфальной арки до МКАД. Но компьютерная карта всего города будет сделана - для руководства, для жителей, хотя макеты любого вида всегда говорят неправду. Пусть это будет своего рода рекламный ролик.

Юрий БОЧАРОВ, академик Российской академии строительных наук:

- Визуальное восприятие высоток, конечно, важно, но это десятое дело. Главное - просчитать все, включая транспортную инфраструктуру. На одну высотку приходится примерно два гектара земли, на живущего в ней человека - меньше метра. Откуда возьмется место для машин, пространство для жилых функций, спорта, рекреации? Нельзя строить высотки, занимая под транспортные коммуникации примерно от 6 до 10 процентов городской территории вместо 20, нужных, чтобы наши дороги не были окончательно закупорены. Просто необходимо учесть ограничения, связанные с московской геологией, иначе высотки будут либо опасными для людей, либо станут просто золотыми, а они и сегодня стоят раза в три дороже обычного дома. В Австралии и Англии я видел пустые высотные здания. В Детройте в высотках сегодня живут бомжи. После 11 сентября мир убедился, насколько опасны небоскребы, даже предназначенные для офисов. А мы собираемся строить жилые дома.

Юрий ГНЕДОВСКИЙ, председатель Союза архитекторов России:

- Высотное строительство - благо для Москвы, другое дело, что оно создаст новые панорамы, новый силуэт города. Нужно подумать, как представить общую картину этих высоток, как провести архитектурные конкурсы там, где это возможно.

Алексей КЛИМЕНКО, член президиума ЭКОСа:

- Сколько бы времени и денег не потребовала ландшафтная проверка, нельзя без нее утверждать схему размещения высоток. Но проблема еще и в том, что эти высотки закрепляют ошибочную планировочную структуру города, которую называют радиально-кольцевой. Если не пересмотреть саму стратегию развития города, ситуация с транспортом, сколько бы колец мы не построили, будет становиться все хуже и хуже.


Наталья Давыдова

www.stroinauka.ru

Газета "Известия" N44 21.03.2005

Док. 572159
Перв. публик.: 21.03.05
Последн. ред.: 03.07.09
Число обращений: 0

  • Гнедовский Юрий Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``