В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александра Очирова: Социальные болезни легче предотвратить, чем лечить Назад
Александра Очирова: Социальные болезни легче предотвратить, чем лечить
Мир как служенье доброты

В ней удивительно много света. Быть может, потому, что родилась в середине лета. А может, потому, что вся ее душа, все ее мысли и поступки всегда в потоке вечных человеческих ценностей. Ее имя в переводе с древнегреческого означает "защитница людей". И всей своей жизнью Александра Очирова, философ, поэт, общественный деятель, это только подтверждает.

Российская газета: Александра Васильевна, все мы родом из детства. Каким вы запомнили то время, когда деревья были большими? О чем мечтали тогда?

Александра Очирова: Мое детство - это бабушка. Совершенно потрясающая женщина. Сильная, умная, очень добрая. И нет дня в моей жизни, чтобы я не вспоминала ее вслух или мысленно. И нет ни одной моей книги, где бы не было стихотворения, ей посвященного. С пяти лет я осталась сиротой, но благодаря той любви, которая исходила от бабушки, росла с каким-то абсолютным доверием к жизни.

Все было наполнено чистотой. Она была во всем и везде. При этом я не могу сказать, что была мечтательным ребенком. Меня завораживал реальный мир. Вокруг была необыкновенной красоты природа, и, видимо, она "забивала" все грезы о чем-то далеком. А взрослые, которые были рядом, не столько поучали, к чему человек должен идти, сколько помогали открывать чудеса в текущем дне. И еще был параллельный мир: книги. Читать начала очень рано.

РГ: Первую книжку помните?

Очирова: Да, поскольку она была с яркими иллюстрациями, - "Золушка". Правда, очень быстро переключилась на серьезную литературу. Хотелось поскорее познать все.

РГ: А ведь говорят, что знания приумножают скорбь. Сложно было взрослеть?

Очирова: Могу сказать, что человек, которого не коснулись какие-то серьезные негативы, связанные с насилием над ним, над его личностью, душой, имеет определенные преимущества. Во-первых, он живет в своем особом пространстве. Оно позволяет тонко улавливать все внешние и внутренние сигналы и разумно реагировать на них. Во-вторых, такой человек умеет воспринимать боль, как говорят, на автомате. Это - очень хорошо. Это - базовая основа для всех чувств. Если человек не умеет воспринимать боль - свою ли, чужую ли, - то он не в состоянии ощутить всю полноту счастья ни своего, ни других.

У меня не было ограничений свободы. А знания, которые получала, напротив, помогали эту свободу расширять. Я благодарна бабушке, которая сохранила во мне личностную целостность, умение переживать и понимать позицию другого, а самое главное - научила во всем рассчитывать на свои собственные силы. Поэтому в будущее всегда шла с интересом и любопытством.

РГ: Решение поступить на философский факультет чем было продиктовано?

Очирова: Вообще-то, мне легко давались и точные, и гуманитарные науки. Сначала выбрала математическое направление, но когда надо было уезжать в школу-интернат при МГУ, родные не отпустили. После школы предпочтение отдала Литературному институту имени Горького, ведь я уже активно занималась словесным творчеством. И опять ничего не вышло - там для поступления был обязателен трудовой стаж. Тогда приняла принципиальное решение: пойду работать. А потом пришло понимание, что меня не столько волнует вопрос, как писать, сколько о чем писать. Философское образование помогло найти ответ.

РГ: В советские времена на философском факультете, наверное, превалировала марксистско-ленинская теория? Вас как-то ограничивала господствующая тогда идеология?

Очирова: На мой взгляд, философский факультет МГУ - это наиболее полная возможность получить фундаментальное образование в те годы. Во-первых, какое количество дисциплин! Основы высшей математики, естествознание, логика, онтология и теория познания, психология, этика и эстетика, история религии и, конечно, все течения философской мысли с античных времен. В том числе - марксизм. Во-вторых, студенты философского факультета могли читать те книги, которые были недоступны другим. Нельзя же было оппонировать "буржуазной" философии, не зная ее.

А, в-третьих, никакая идеология не может ограничить свободу внутреннего размышления, свободу самостоятельных исследований.

РГ: Какие мыслители оказали на вас особое влияние? Чьи труды действительно значимы для вас?

Очирова: Мне интересно все, где прослеживается логика. Когда я ощущаю здравомыслие и ясность в чем-либо, то получаю настоящее наслаждение от этого.

Самым большим потрясением были работы Гегеля. Вся его "Наука логики", которая дает развернутое представление всех его диалектических идей. Вся эта терминология: бытие, небытие, духовный абсолют. Конечно, хочется все это глубже постичь. Равно как и классика философии Иммануила Канта с его критикой чистого и практического разума. До сих пор часто повторяю его слова: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне".

Кстати, я не могу отбрасывать и метод Маркса. Нельзя зачеркивать такого мыслителя. Достаточно вспомнить его "Капитал", в котором прослеживается серьезная логика в анализе формулы капитала по вертикали исторического времени.

РГ: При этом автор этой монументальной работы был еще и теоретиком классовой борьбы, а его идеи легли в основу многих революционных событий.

Очирова: В 1983 году, когда я была еще достаточно молодым представителем науки, мне выпала честь выступать на конгрессе, посвященном проблемам философии и культуры в Канаде. Там было два коллоквиума. На одном обсуждали Карла Ясперса. На другом - Карла Маркса. Так вот, этот второй собрал огромное количество людей. Крупнейшие буржуазные философы говорили о том, что ни одна система современной философии не может идти в обход работам Маркса. Кстати, он был назван величайшим мыслителем тысячелетия по данным опроса общественного мнения, который ВВС проводило в 1999 году.

Нельзя, чтобы одна эпоха полностью отрицала все, что было сделано человеческой мыслью до нее, надо сохранять преемственность, по крайней мере осознавать выбор тех ценностей, приоритетов, которые повлияли на мир.

А вот с реализацией идей надо быть очень осторожными. Идея, которая превращается в действие, несет в себе очень сильную энергетику. Она может быть разрушающей. И тогда - революции и войны.

РГ: Александра Васильевна, вы достаточно рано получили признание как ученый. В каком направлении вы работали?

Очирова: Да, действительно, государственное признание я получила до 33 лет. Именно до этого возраста давали премию Ленинского комсомола. А моя основная тема - социально-политический плюрализм. Именно этому были посвящены все мои исследования. Не в плане того образа жизни, который позднее декларировался у нас, а в плане реальных историко-философских истоков, гносеологических и онтологических корней. Это направление в нашей философии почему-то было забыто. Вот я этим и занималась. Занималась в том контексте, в каком плюрализм позиционировался в истории, изучала его как один из фундаментальных принципов устройства гражданского общества и правового государства.

РГ: Так это вы ввели моду на "плюрализм"?

Очирова: У меня было первое исследование на эту тему в стране. Не более того. Мне долгое время не давали защищать докторскую диссертацию. Из-за молодости. Поэтому какое-то время я работала у Евгения Максимовича Примакова в Президентском совете СССР и занималась своей темой. К сожалению, к нам тогда мало кто прислушивался. А плюрализм - это серьезная концепция, ее нужно знать и понимать те ограничения, которые должны быть на основе нравственности, духовности, общего блага. Игнорирование этого может привести сначала к анархизму, что мы прошли, а потом непринятию народом всех анархических ценностей и способов выражения. К чему это приводит? К поиску противоположного - строгому порядку, контролю всего, тоталитаризму. Поэтому политика должна быть продуманной и профессиональной. И - ответственной.

РГ: Вы - основатель и президент одной из первых неправительственных организаций страны - международного женского центра "Будущее женщины". Эта организация действует уже 19 лет. Что позволяет ей так долго функ ционировать?

Очирова: Гуманистический характер. Центр действительно был зарегистрирован еще в 1990 году и изначально занимался глобальными вопросами. Прежде всего разработкой социальных технологий для решения проблем малообеспеченных слоев населения, укреплением престижа и роли семьи в обществе и государстве, защитой материнства и детства.

Ценой экономических реформ 1990-х стал социальный омут. Очень много людей оказалось за чертой бедности, причем работающих людей. Еще сложнее было старикам и инвалидам. А сколько появилось маленьких беспризорников! Но ведь для развития общества необходимо, чтобы граждане, даже самые маленькие, задавали вопрос "как жить", а не "на что жить".

А женщина - это носитель жизни. Поэтому она готова бороться за нее так долго, как это будет необходимо.

РГ: Ваш центр активно занимается вопросами социальных стандартов качества и уровня жизни. Возможно ли их внедрение в нашей стране?

Очирова: Не только возможно, но и насущно необходимо. Эти стандарты обеспечивают реализацию гарантированных Конституцией России социальных прав граждан и одновременно выступают ориентирами развития социального государства. Общество должно понимать, что ждет его в обозримом будущем. А когда нет ясности в этом, то человеку очень сложно мотивировать себя к созиданию чего бы то ни было. Он находится в постоянной фрустрации.

Качество жизни определяется самочувствием населения. По этому индикатору судят об успешности страны, и во всех развитых государствах он есть. Именно он играет ключевую роль в формировании однородного социально-экономического пространства, равномерного развития территорий.

Понимаете, без стандартов нельзя просчитать социальную политику. Они выравнивают бюджеты разных уровней, они делают другую потребительскую корзину, они вводят в оборот другие социальные понятия и технологии. При этом без них такая цель, как развитие человеческого потенциала, становится неосуществимой.

РГ: Возглавляя Комиссию Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике, какие себе ставите приоритеты?

Очирова: В нашей стране очень печальная статистика, которая связана с населением. Каждая десятая женщина в стране к своему пятидесятилетию становится вдовой. Каждый третий ребенок в стране рождается в незарегистрированном браке. По экспертным оценкам у нас до 1,8 млн беспризорных и безнадзорных детей и подростков, т.е. каждый двенадцатый несовершеннолетний в стране. Ежегодно мы теряем 500-600 тыс. российских граждан, которые умирают в результате чрезмерного употребления алкогольных напитков или его ненадлежащего качества.

Работы много. Сегодня очень важно добиться, чтобы социальная политика была направлена не столько на преодоление последствий тех или иных социальных болезней, сколько на предотвращение причин их появления.

РГ: Единомышленники поддерживают?

Очирова: Конечно! Люди с опережающим сознанием и нравственным стержнем в нашей стране еще есть. А в Госдуме формируется лобби всего социального законодательства в лицах депутатов-женщин Н.В. Герасимовой, О.Г. Борзовой, Е.Б. Мизулиной. Это очень приятно, потому что они настоящие профессионалы.

РГ: Александра Васильевна, при всей своей загруженности вы еще успеваете писать стихи. Вдохновение приходит по ночам?

Очирова: На эту тему у меня есть такие строки: "Я говорила: Музы рядом нет, пишу стихи, ее в глаза не зная..." У меня нет никаких мук творчества, но всегда с собой блокнот. Все странички в нем заполняются очень легко. Я практически ничего не правлю. Да, можно было целиком и полностью посвятить себя поэзии. Маяковский когда-то написал: "Хочу быть понятым своей страной, А не буду понят - что ж?! По родной стране пройду стороной, Как проходит теплый дождь". Я тоже хочу быть понятой, но я не хочу проходить стороной. Поэтому поэзия - это удовольствие, ведь слово - это возможность открыть свой внутренний мир другому человеку. А общественная деятельность - это возможность сделать жизнь лучше для большинства людей. Для меня это важнейшая составляющая жизни.

РГ: Однако ничто не сделает женщину более счастливой, чем любовь. Откроете завесу над этой стороной вашей жизни, Александра Васильевна?

Очирова: Нет, я не сторонник открывать эти шторы. Думаю, что счастливую женщину всегда можно увидеть. Я очень люблю свою дочку, очень люблю свою внучку и очень люблю своего мужа. С абсолютной степенью достоверности, с полной уверенностью, что это взаимно.

И еще я очень люблю жизнь. Жизнь - это такой роскошный подарок от Бога.

Мне все на свете удалось

Лишь потому, что как причастье

Я принимаю снег и дождь

И ощущаю день - как счастье.

Досье "РГ"

Александра Васильевна Очирова родилась 5 июля 1949 года в с. Перевлес Старожиловского района Рязанской области. Окончила философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (1972), затем аспирантуру Института философии АН СССР (1976). Кандидат философских наук (1976), доктор философских наук (1990). Лауреат премии Ленинского комсомола в области науки (1983). Работала в Институте философии РАН (1976-1990), в Президентском Совете СССР (1990-1991).

В 1990 году основала одну из первых неправительственных организаций страны - международный женский центр "Будущее женщины" и является его президентом. Центр известен своими инновационными проектами и программами в социальной сфере, основная цель которых - оказание материальной, медицинской, социальной и другой помощи незащищенным слоям населения и прежде всего детям и женщинам в сложных жизненных ситуациях. Центр принимает участие в различных благотворительных акциях, конференциях, симпозиумах, касающихся положения детей и женщин в обществе (включая программы ООН). В 1995 году Центр был номинирован на Нобелевскую премию мира.

В 1993 году была избрана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва, являлась заместителем председателя Комитета по международным делам.

В 1995 году окончила Высшие дипломатические курсы при Дипломатической академии МИД России.

Известный общественный деятель как в нашей стране, так и за рубежом. В разное время была заместителем председателя Совета молодых ученых страны (1987-1991), членом Советского Комитета защиты мира (1987-1992). Является членом нескольких научных сообществ, женских и других неправительственных организаций, в том числе международных. С 1994 года по настоящее время - постоянный участник Всемирных встреч женщин на высшем уровне.

С 1989 года - член Союза писателей г. Москвы и Международного союза журналистов. Автор нескольких книг и поэтических сборников, имеет награды в области литературы и журналистики.

С 2001 года - сопредседатель общественного Координационного Совета по взаимодействию органов власти г. Москвы с негосударственными (неправительственными) некоммерческими организациями.

С 2006 года - член Общественной палаты Российской Федерации. Председатель Комиссии по социальной и демографической политике. С 2006 года - член Президиума Совета при президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. С 2009 года - председатель Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений.

Имеет государственные награды: орден Дружбы (2001), медаль "За трудовую доблесть" (1985), медаль "В память 850-летия Москвы" (1987), а также другие знаки отличия, полученные от общественных российских и международных организаций.


Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4945 от 3 июля 2009 г.

Док. 572091
Опублик.: 03.07.09
Число обращений: 0

  • Очирова Александра Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``