В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Политика поддержки Назад
Политика поддержки
Именно рост числа малых предприятий позволит населению страны повысить уровень и качество жизни, а государству - занять достойное место в мировом экономическом сообществе

Особенности малого бизнеса в России

Малый бизнес, несмотря на все трудности, становится важным фактором экономического развития России. Сегодня по уровню развития малого бизнеса, условиям, которые создает государство, и по организации государственной поддержки мы находимся очень далеко от развитых стран. По официальной статистике, в России общее число занятых в малом бизнесе составляет почти 12 млн. чел. - только 18,3% от экономически активного населения, что в 2-3 раза ниже уровня западноевропейских стран.

Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. В 2002 г. доля малых предприятий здесь 46%. В промышленности и строительстве удельный вес числа МП достигает 14,8% и 14,5% соответственно.

Отличительной особенностью малого российского предпринимательства продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора, - по экспертным оценкам, от 30 до 50% реального оборота малого предпринимательства.

На поддержку малого предпринимательства из года в год выделяются крайне незначительные объемы государственных финансовых средств. Если судить о сумме, выделяемой в 2003 г. по федеральной программе государственной поддержки (2,5 млрд. руб. из всех источников), то на каждое малое предприятие (из расчета 880,6 тыс. на 01.01.2003 г.) пришлось бы всего 2839 руб. Но и эти деньги тратятся неэффективно. Объемы финансирования и кредитования малого бизнеса из государственных источников остаются несущественными в общегосударственном масштабе.

Ситуация в секторе малого предпринимательства, сложившаяся в последние годы, требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Прежде всего, она требует изменения налогового законодательства, снижения и устранения административных барьеров и т. д. Необходимо выработать реальную программу поддержки малого предпринимательства, обеспечив ее реализацию качественной системой налогообложения, инструментами финансово-кредитной поддержки и созданием устойчивого позитивного предпринимательского климата.

Реализация государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства в России осуществляется МАП в координации с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом субъекты нередко проводят собственную политику в данной сфере, исходя из установленной федеральным законодательством системы приоритетов и с учетом собственных особенностей социально-экономического положения и имеющихся ресурсов.

Роль Федерального фонда

Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. При его участии в России создана система государственных фондов, которая на данный момент включает в себя 77 региональных и более 170 муниципальных фондов, обеспечивающих финансово-кредитную поддержку субъектов малого предпринимательства. Ее укрепление на всех уровнях повысит стабильность и управляемость системы государственной поддержки, обеспечит разработку и проведение последовательной государственной политики по финансированию развития малого бизнеса.

На федеральном уровне и в большинстве субъектов РФ также созданы и функционируют научно-технические парки, технологические центры, агентства поддержки малого предпринимательства, бизнес-инкубаторы, учебно-деловые центры, региональные информационно-аналитические центры, инновационные центры, лизинговые компании, кредитные союзы и т. д. Всего по России их около 1000.

Взаимоотношения Федерального и региональных фондов при софинансировании региональных программ поддержки малого предпринимательства осуществляются на основе соглашений между Федеральным фондом, администрациями регионов и региональными фондами. В соглашениях предусматриваются паритетное финансирование, контроль и гарантии по использованию бюджетных средств.

Крепить инфраструктуру поддержки

В области государственной политики, прежде всего, необходимо разделить собственно поддержку бизнеса и создание условий для него. Причем создание условий - это функция государства, включая борьбу с коррупцией, бюрократизмом, оптимизацию налоговой системы, защиту от криминала и пр. А поддержка - это уже финансовая поддержка, предоставление определенных льгот, преимуществ, как показывает мировой опыт. На Западе поддержка направлена, главным образом, на то, чтобы помочь найти новые рынки сбыта услуг и товаров в других странах, обеспечить новые рабочие места.

Перед Россией же стоят иные задачи. Первая и главная: необходим рост числа малых предприятий, чтобы увеличить объем ВВП. И здесь целесообразнее смотреть на страны, близкие к нам по уровню развития. Изучив их опыт, мы пришли к выводу, что везде поддержкой МП занимается государство совместно с региональной властью. Платя налоги и в федеральный, и в региональные бюджеты, предприятия вправе рассчитывать на поддержку с обеих сторон.

Но на разных стадиях развития МП нужны различные формы поддержки. Для начинающих, например, необходимо и обучение основам предпринимательства, и помощь в составлении бизнес-планов, и консалтинговое сопровождение бизнеса, и льготы по аренде помещений, и микрокредитование. Для развивающихся предприятий - кредитные поручительства, компенсация части процентной ставки, лизинг оборудования, среднесрочные кредиты (займы). Для тех же, кто уже прочно закрепился на рынке, на первый план выходят доступность государственного и муниципального заказа, содействие в выходе на внешний рынок, облегчение участия в выставочной деятельности, привлечение отечественных и иностранных инвестиций.

Для малого предпринимательства очень важна также информационная, юридическая, консалтинговая и иная поддержка, особенно на начальной стадии. Причем центры по оказанию правовых и информационных услуг предпринимателям необходимо создавать, прежде всего, на муниципальном уровне, чтобы максимально приблизить инфраструктуру к малому бизнесу.

Учитывая потенциал малого бизнеса, особое значение имеет развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в военных городках и гарнизонах, закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с градообразующими предприятиями.

Нужны государственные гарантии

Отсутствие стартового капитала и ликвидного обеспечения под банковский кредит у предпринимателей ставят малый бизнес в России в разряд самых рискованных секторов финансовых вложений. Банки не рискуют в условиях достаточно высокой инфляции вкладывать их в малые предприятия без надежных гарантий на возврат.

Сейчас ни один российский или иностранный банк не даст кредит на открытие бизнеса с нуля. Рассчитывать на помощь могут только фирмы, которые работают не менее года. Статистика показывает, что среднегодовая ставка российских банков при кредитовании малого бизнеса достигает 25,6%. Кредитный портфель для одного кредитозаемщика в малых банках России составляет от 5 до 500 тыс. руб., в средних банках эта сумма колеблется от 50 тыс. до 16 млн. руб.

В этой связи представляется важным развитие такой формы содействия развитию малого бизнеса, как выступление государства гарантом по кредитам, полученным на коммерческой основе. Как показывает мировой опыт, на государственном уровне только Правительство способно задействовать и поддерживать в работоспособном состоянии эффективную систему кредитных гарантий для малых и средних предприятий. Гарантированные займы являются наиболее распространенной формой государственной поддержки малого предпринимательства во многих странах. О создании механизма госгарантий для малого бизнеса говорится давно. Но он до сих пор не работает. Почему?

У нынешней системы есть большой недостаток. Если гарантируется кредит на сумму свыше 500 тыс. руб., то получатель гарантии должен быть прописан в региональном Законе о бюджете. Но это практически нереально. Годовой бюджет утверждается один раз. И ради поддержки отдельного предприятия никто не будет его менять. Поэтому надо создать сеть гарантийных фондов, которые, пользуясь бюджетными средствами, имели бы определенную свободу в решении подобных вопросов.

Именно на решение этой проблемы должна быть нацелена система государственной поддержки малого бизнеса. Государство рассматривает два альтернативных варианта действий: или субсидировать банкам процентную ставку (тогда она будет ниже), или создавать гарантийные фонды, чтобы облегчить получение кредитов. А надо делать и то, и другое.

В настоящее время при участии Федерального фонда прорабатывается ряд различных вариантов гарантийных механизмов для субъектов малого предпринимательства. Предполагается построить систему поручительства по кредитам малому предпринимательству, выдаваемым коммерческими банками. Эта работа с учетом зарубежного опыта уже начата в Тульской и Ленинградской областях.

Гарантами по предоставляемым кредитам могут выступать также крупные предприятия. Одним из основных направлений развития промышленного производства в настоящее время должно стать создание малых производств на базе крупных промышленных предприятий, имеющих технический и технологический потенциалы. Экономический результат состоит в том, что малое предпринимательство формирует конкурентную среду; способствует наполнению рынка товарами и услугами, являясь "питательной средой", из которой средний и крупный бизнес черпают ресурсы кадров и капиталов. Мобильность малых предприятий позволяет им заполнить вакуум в посреднических звеньях между крупными предприятиями.

Микрофинансирование

На базе региональных и муниципальных фондов развиваются центры микрофинансирования. Возможности микрофинансирования в России еще три года назад рассматривались на уровне локальных экспериментов. Сейчас же микрокредит используется для решения как минимум трех задач: для увеличения числа предпринимателей без образования юридического лица, для роста налоговых поступлений и обретения малыми предприятиями кредитной истории. Те из них, кто завоевывает репутацию аккуратных и ответственных плательщиков, получает возможность в дальнейшем обращаться к банкам. Институты микрофинансирования, предоставляющие прямой, оперативный доступ к финансовым ресурсам, заполняют своими услугами "нишу", сформированную текущим спросом на кредит со стороны микро-, малых и средних предприятий. Эффект программы микрофинансирования очевиден. Так, 1 млн. руб., вложенный в нее в 2000 г. Смоленским областным фондом поддержки малого предпринимательства, позволил выдать займов в том же году на 11 млн. руб., в 2001 г. на 13 млн. руб., в первом полугодии 2002 г. на сумму 8,3 млн. руб.

В 2001-2002 гг. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства совместно с фондом "Евразия" реализовал такую программу уже в 5 субъектах: Мурманской, Новгородской, Орловской, Тульской областях, Республике Хакасия. Предусмотрена выдача более 1,5 тыс. микрозаймов субъектам малого предпринимательства объемом от 1 до 100 тыс. руб. каждый. На эту программу ФФПМП направил 4 млн. руб.; 6,4 млн. руб. - региональные фонды; фонд "Евразия" - 151,8 тыс. долл. Проект оказался весьма успешным, и сейчас он, дав первоначальный импульс, завершается.

Кредитные кооперативы

Для привлечения дополнительных финансовых средств Федеральный фонд вместе с региональными фондами оказывают содействие в создании кредитных кооперативов и их союзов. Этот финансовый механизм обеспечивает "прозрачный" доступ к кредитам под менее высокие проценты, чем в банках. К тому же, здесь используется более упрощенная система получения займов. Экономическая эффективность программы сбережения по привлеченным средствам физических лиц (пайщиков кооператива) составляет 3-3,5% в месяц. В целом по России таких кооперативов насчитывается около 500.

Кредитные бюро

Еще одним тормозом в развитии малого предпринимательства является отсутствие в России кредитных бюро, которые могли бы вести картотеку информации о прошлых кредитных операциях заемщиков, основываясь на сведениях, предоставляемых кредитными организациями, а также собственных источниках (суды, государственные регистрационные и налоговые органы и пр.). Кредиторы, при условии регулярности и достоверности предоставления информации о своих клиентах, получают доступ к этой информации.

Одной из проблем медленного развития кредитного бюро является отсутствие законодательной базы, регулирующей эти отношения. Поэтому в ближайшее время необходимо разработать и реализовать комплекс мер, стимулирующих создание кредитных бюро, обеспечивающих ведение единой базы кредитных историй субъектов малого предпринимательства, и обеспечить возможность ее свободного использования банками и небанковскими кредитными институтами, что важно, прежде всего, на региональном и местном уровнях, учитывая локальный и региональный характер бизнеса малых предприятий. Это позволит более эффективно и оперативно использовать финансовые средства для малого предпринимательства, так как без экономического развития регионов нормальное развитие малого бизнеса и в целом рыночной экономики не представляется возможным.

Журнал "Экономика России: ХХI век" N 12

www.ruseconomy.ru

Док. 572069
Перв. публик.: 02.06.03
Последн. ред.: 02.07.09
Число обращений: 0

  • Рунов Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``