В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Елена Черникова: Азбука журналиста. Третий шаг. Получаем информацию. Откуда? Назад
Елена Черникова: Азбука журналиста. Третий шаг. Получаем информацию. Откуда?
От редакции: Мы продолжаем публиковать "Азбуку журналиста" для тех, кто интересуется журналистикой. И не только.... Предыдущие главы, Вы можете прочесть на персональной странице автора


Третий шаг. Получаем информацию. Откуда?


Мы говорили о записной книжке, сберегающей ваши мысли, наблюдения и впечатления: такого рода сбербанк необходим, как воздух.

Но есть и второе хранилище, не менее ценное: люди, их телефоны и адреса. База данных, плавно превращающаяся в коллекцию ньюсмейкеров.

Ньюсмейкер - в переводе с английского буквально делатель новостей. Журналисты употребляют это слово в значении "важный источник": тот, кто лучше всех знает, что происходит в данной теме. Все ньюсмейкеры мира сейчас построены по некоторому воображаемому ранжиру. Первые лица государств - ньюсмейкеры номер один. Вторые, третьи и так далее определяются по иерархии, сверху вниз. Для местных СМИ работает тот же принцип.

Например, для рубрики, описывающей работу коммунальных служб, ньюсмейкером будет не только начальник, знающий, сколько водопроводных труб надо заменить и когда, но и слесарь-сантехник, который, может быть, обругает качество привезённых труб или пожалуется репортёру на нерасторопность смежников. Полная картина события никогда не складывается из мнения одного ньюсмейкера. Например, начальник может сказать, что всё хорошо, а сантехник - что всё плохо. Или наоборот. А хороший корреспондент должен знать обе точки зрения, потому что ему надо найти правду.

В солидных газетах сейчас жёстко действует правило трёх подтверждений, то есть журналист не имеет права опубликовать факт, если его не подтвердили три разных источника. На местном уровне это (условно, конечно) - начальник, сантехник и баба Клава, в квартире которой эти трубы установлены. На уровне больших компаний - это основные участники договора, а если их всего два, то подтвердить, что затевается именно этот контракт, должно осведомлённое (третье) лицо. В ином случае (то есть если трёх подтверждений новости нет, или не удалось найти) редакторы не принимают материал от корреспондентов. В редакциях качественных СМИ, главные правила которых оперативность и достоверность, без умения найти не только ньюсмейкера (который, например, поведает журналисту, что их фирма будет строить дом), но и его партнёров (которые подтвердят, что дом будет строить именно эта фирма), без этого умения не обойтись. А чтобы и поиск новости, и следование правилу трех подтверждений происходило ритмично, почти в автоматическом режиме, журналист должен быть лично знаком с огромным числом людей. Тут и пригодятся вам умения, о которых я говорила в первых главах "Азбуки".

Работающий в ежедневной прессе журналист каждый день кого-то видит (это хорошо), и лица сливаются в пёстрый поток (а вот это - проблема). Чтобы не захлебнуться и в нужный момент извлечь из памяти необходимый адрес, фамилию, должность, надо, накапливая знакомства, фиксировать их удобным способом. Для этой коллекции необходим компьютер. Я всегда сохраняю имена-телефоны-прочее непременно на разных носителях, включая толстые бумажные ежегодники.

Вы будете вносить в базу координаты людей, с которыми вас свела судьба. Разумеется, поначалу ужаснётесь: как выбирать? Кого занести в свою базу, а на кого не стоит обращать внимания?

Это очень серьёзный вопрос, на который не может быть однозначного ответа. В моей журналистской практике бывало, что человек будто бы случайный (неброский, незнаменитый и т. п.) через годы оказывался чрезвычайно важным ньюсмейкером в своей сфере, и не только моим (например, Максим Галкин, Геннадий Зюганов).

Я поняла, что качественный ньюсмейкер, при определённых обстоятельствах, - это любой человек. Позже я почувствовала, что за всеми журналистскими встречами, даже мимолётными, стоит сама жизнь и щедро предлагает варианты: изучай современников! Всматривайся: кто сейчас пришёл в эту жизнь? Тут недурно вспомнить старую журналистскую шутку, что новости - это всё одни и те же события, только случаются с разными людьми...

Короче говоря, как только начинаешь искренне заниматься журналистикой, судьба, вдруг изогнувшись, поворачивает некую избушку на курьих ножках всеми окнами прямо к тебе. Люди сами начинают случайно встречаться на пути. И очень быстро понимаешь, что неинтересных людей нет. И быть не может.

Это не только мои наблюдения.

Если вы прочитаете мемуары известных журналистов, рассказывающих о своих встречах, поначалу показавшихся случайными (почтальон, рыбак, просто прохожий, кто угодно), но впоследствии приведших журналиста к славе (здесь под славой я понимаю удачный репортаж, актуальный сюжет, классный материал на редкую тему и прочее), вы поймёте, что все контакты были будто предначертаны. На самом деле, это срабатывала внимательность журналиста плюс установка на поиск.

В конце концов, вам лично в данную минуту хоть сколько-нибудь интересен новорождённый наследник одного из африканских правителей? Видимо, нет. Но попади вы вдруг в его страну, где от судьбы младенца зависят все и всё, вам он сразу понадобится как ньюсмейкер N 1. Помнить надо и повторять, словно буддист - мантры: "неинтересных людей нет". Все интересны. При определённых обстоятельствах.

Построим простую таблицу.

1. Фамилия, имя, отчество2. Профессия, должность ньюсмейкера3.Телефоны4. Адреса5.Примечания
Полностью (не только инициалы) и правильноНа момент знакомстваВсе возможныеЭлектропочта, служебный, домашний Дата знакомства, краткое содержание первой беседы, свидетели встречи, общие знакомые


В эту таблицу можно добавить и шестую колонку (седьмую, восьмую) - содержание новой встречи с вашим ньюсмейкером, какие-то другие памятки, сразу разделив пятую графу на части: первая встреча, новая встреча, характер интереса, перспектива, прочее. Цинично, конечно, но только на первый взгляд. В действительности взрослые работающие люди, живущие в тесных городах, примерно так и оценивают мысленно все новые контакты. Искренние дружбы просто так чаще всего складываются в детстве и юности. Потом характер встреч меняется. Не все это записывают так тщательно и прагматично, как я вам тут предлагаю, но журналисту подобная таблица необходима. Рекламисты и пиарщики вообще не существуют без своей базы контактов. На работу не примут.

Всё это - взрослая деятельность, к тому же весьма прагматическая.

Прагматический взгляд на людей не свойствен детям. Они умеют прозревать суть вещей и людей прямо и бескорыстно. Большинство взрослых утрачивают эту способность за время обучения в школе. Журналисту как уже взрослому человеку приходится подставлять себе определённые "костыли", искусственно определяя будущую ценность контакта, но, как я уже сказала, поначалу, пока вы учитесь, определять ценность не надо: ошибётесь! Просто учитесь знакомиться. Естественно, не следует заниматься записями в таблицу прямо на глазах у нового знакомого. Ни в коем случае. Это нужно делать в уединении. В момент знакомства действуют обычные правила хорошего тона и делового этикета.

Вот в жёлтых (бульварных, массовых) изданиях, где печатаются, в основном, сплетни и слухи, правилу трёх подтверждений не следуют.

Публика, чутко понимая это, всю почерпнутую оттуда информацию, как говорится, "делит на восемнадцать".

Повторим главную мысль: до начала работы вы учитесь знакомиться, запоминать людей, записывать первые впечатления и (по возможности) координаты. Приступая к официальной работе, вы уже имеете навык систематизации подобных данных. Если вы, поступив в редакцию, будете бессистемно складывать вновь получаемые на различных встречах визитные карточки в какую-нибудь коробочку или даже в очень большой и респектабельный на вид кляссер, всё равно выйдет хаос, в котором через десять-пятнадцать встреч и визиток будет невозможно сориентироваться.

Если же у вас структурированная база ньюсмейкеров, в основу которой заложен приятный вам принцип классификации (по алфавиту, по хронологии, по темам, иначе), то вы быстро найдёте того, кто вам нужен, даже через годы, поскольку у человека обязательно есть социальные координаты. Если они изменились (но вы помните обстоятельства первой встречи, то есть графа 5), вы без особого труда найдёте этого человека через общих знакомых, через Интернет, по ассоциациям, как-то иначе, но найдёте: все мы связаны со всеми. Если в первую встречу вы не получили всех адресов и телефонов нового знакомого (что вероятнее всего), ничего страшного: недостающее звено базы впишется через некоторое время. Запомните: любой выход в люди, где собралось много специалистов по какой-либо теме, любая пресс-конференция, любой фуршет - это место встреч. Там разговаривают и обмениваются визитными карточками. Это важно! Это всегда пригодится!

Зачем журналисту личная база ньюсмейкеров? Казалось бы, дали задание, взял адрес и телефон (у кого-то?) и пошёл выполнять. Ничего подобного. Так тоже, конечно, бывает, но всё реже. Больше всего ценится тот, кто, условно говоря, пошёл на задание раньше, чем получил распоряжение. Тот, кто предвидит событие и умеет сообщить о нём не просто первым, а раньше, чем это сделают конкуренты, - такой журналист становится звездой.

А предвидеть и первым найти значимую новость возможно только при условии личного знакомства с огромным числом людей, заметных в той или иной сфере. Чтобы с ними перезнакомиться и годами поддерживать отношения, молодому журналисту надо научиться вежливо и, если потребуется, компетентно разговаривать с любыми людьми. Выбейте это большими буквами на мраморе и повесьте на стену, чтобы всегда было видно: "С любыми!"

Кстати, если вы ещё не в силах компетентно поговорить на серьёзную тему с опытным специалистом (в любой сфере), просто расспрашивайте о его отрасли. Специалисты (даже на фуршетах) любят рассказывать о своих делах и, как показывает практика, чем выше уровень специалиста, тем проще и понятнее он рассказывает. Это один из вернейших признаков хорошего ньюсмейкера - умеет описать свои профессиональные занятия так, что и ребёнок поймёт.

Если на каком-либо многолюдном мероприятии вы разговорились с человеком, который здесь "всех знает" (эдакий сплетник), запоминайте этих самых всех! Какое-нибудь зерно в его изобильных речах всё равно содержится, даже если остальные 99 процентов - слухи и выдумки. Наматывайте на ус всё, а потом, когда дело дойдёт до творческого процесса, вспомните правило трёх подтверждений.

Теперь ещё несколько азбучных истин.

Получить информацию журналист может тремя способами: наблюдение, интервью, документ. Посмотрел, спросил, подтвердил.

Некоторые добавляют к этому списку интуицию, но, как шутят математики, интуиция - дочь информации.

Надо подчеркнуть, что эти способы не равноценны. В каждом отдельном случае они перегруппировываются по-разному. Каждый журналист знает про себя, какой вид самоинформирования он предпочитает и в каком конкретном случае, но пользоваться надо всегда всеми.

Рассмотрим вкратце каждый способ в отдельности.

Наблюдение.
Чем отличается наблюдение, сделанное журналистом, от наблюдения, сделанного обычным человеком без профессионального намерения тут же применить полученный результат в творчестве? Радикальное отличие именно в целеполагании: зачем я смотрю на мир? Что я собираюсь увидеть? Почему я смею предъявлять миру мои выводы из увиденного? И, кстати, чем отличается моя личная журналистская оптика от обычной, непрофессиональной?

Русский писатель, публицист Леонид Леонов в одном интервью сказал:

"Я всегда стремился участвовать в открытии будущего для всего человечества. Или скажу проще: я смотрю на себя как на переводчика, толмача, стоящего между жизнью и читателем. Я схватываю явления, которые ежедневно происходят на глазах у читателя и которые он далеко не всегда может осознать, обработать, и вывожу формулу, которую я предлагаю ему для обработки".

Такой же масштабный подход к видению жизни необходим каждому серьёзному журналисту. Как меняется наша вечно обновляющаяся жизнь и что из этих изменений надо немедленно донести до публики?

Для первого знакомства с техникой наблюдения полезно почитать опубликованные записные книжки писателей, журналистов, представителей других творческих профессий, чтобы почувствовать механику обретения опыта другими и начать нарабатывать собственный опыт. Куда смотрели другие, раньше, до вас?

Для второго этапа развития наблюдательности (здесь мы возвращаемся к уже пройденному этапу) - всё активнее пополнять собственную записную книжку и регулярно заносить в неё самые разные запчасти для будущего лайнера (вашего журналистского произведения). Заполняя книжку, как я уже сказала, не рассуждайте о полезных и неполезных наблюдениях. Не пытайтесь отделить зёрна от плевел. Просто записывайте всё приглянувшееся, случайно услышанное неожиданное, интересное, что-то внезапно почувствованное, как в некий дневник путешественника по жизни. Вы ещё не знаете, как и когда может выручить вас самая незначительная "запчасть".

Будущие персонажи везде, кругом, и они же - ваша будущая аудитория. Разве можно упустить хоть одну возможность узнать новое из их жизни?

Если хотите - шифруйте свои записи, чтобы ваша творческая кухня не могла бы открыться никому, кроме вас. Можете - пишите прямым текстом. Шифровать наблюдения в обязательном порядке надо в одном случае: когда записи касаются конкретных людей, попавших в конфликтные ситуации разного рода. Это замечание относится, прежде всего, к расследовательской журналистике.

Опытные журналисты знают, что из таких наблюдательских книжек непосредственно в дело потом идёт не всё. Но и оставшееся за бортом - ваше особое богатство: умение держать ухо востро, способность быть открытым к приёму всё новой информации.

Освоив этот нелегкий, но драгоценный приём общения как бы с самим собой, вы приобретаете не только детали и штрихи для будущих журналистских произведений, но и навык регулярной работы, а это чрезвычайно важно в нашей профессии.

Третий этап развития наблюдательности. Тренируйте профессиональную память на лица, звуки, запахи, числа, настроения, эмоции, тактильные ощущения.

Мнемотехники (методы запоминания) разнообразны, и каждый выбирает (или изобретает) свою индивидуально. Некоторые люди от природы одарены цепкой памятью, а кому-то надо дополнительно развивать природные данные. "Журналист" и "профессиональная память" часто звучат как синонимы. Это неслучайно. Человек, во всём полагающийся на записывающую технику, беспомощен, если сломался диктофон, кончились батарейки, разбился фотоаппарат и так далее. Какой бы совершенной техникой вы ни располагали, она ущербна по сравнению с человеческой памятью, а память, в свою очередь, держится на наблюдательности, то есть неусыпном и пристальном внимании к деталям. (Скажем, интервью, записанное только на диктофон, без подстраховки блокнотом и личным вниманием, потом приходится прослушивать ещё несколько раз во время расшифровки, а потом, возможно, и ещё раз - для перепроверки и уточнения собственной интонации вашего результирующего текста). Интервью, записанное только в голове, гораздо уязвимее с точки зрения документированности вашего общения, но оно хорошо тренирует память. Мы советуем вам никогда не полагаться на одну лишь записывающую технику. Считайте её подспорьем, но не передоверяйте ей главного: непосредственного и неповторимого впечатления от беседы. Как верно подмечено, первое впечатление нельзя произвести дважды.

Попробуйте поговорить минут десять с друзьями, а потом дословно запишите беседу. Пусть они сделают то же самое. Сколько совпадений?


Как наблюдать и на какие детали следует обращать внимание в первую очередь?

Ответ первый: вы начните, а потом и сами поймёте, что вы видите и чего не видите. Удобнее всего потренироваться вместе с кем-то, кто будет смотреть, предположим, на ту же витрину, на тех же пассажиров метро, тот же пустой двор. А потом сличите, так сказать, показания. Главное, наблюдайте всенепременно, поскольку даже острые впечатления и яркие детали забываются, информация стирается, повторить мгновения невозможно, а создать целостную картину мира без определённой типизации тех или иных явлений нельзя.

Ответ второй: смотрите на опорные детали, характеризующие объект наблюдения как тип. Понятие типического в словесном творчестве - одно из ключевых. На него опирается литератор, стремящийся к анализу и обобщению фактов и явлений - как изученных, так и новых. Наверняка вы слышали о ком-либо: "Он - типичный представитель своего класса!"

Очень полезно "играть в башмаки". Делать это надо, конечно, незаметно. Увидев нового человека, взгляните на его обувь. Если на лице всё блестит, а обувь страшная, - общее правило: верь башмакам. Ньюсмейкер равен своим ботинкам. (Это звучит прямолинейно, однако попробуйте - и вы поймёте, что я имею в виду.) Если они начищены и адекватны погоде и обстоятельствам, - верь башмакам. Человек в опрятной, стилистически корректной по ситуации обуви - это лучший ньюсмейкер, чем тот, кто не обращает внимания на собственные ноги. Он идёт не туда, куда надо.

Ответ третий: увидев нового человека, представьте себя на его месте, в его возрасте, с его походкой, позой, одеждой, выражением лица, содержимым карманов... Даже начало этого упражнения даст захватывающие результаты. (Только не увлекайтесь чересчур. Вдруг вы столь артистичны, что войдёте в образ, а обратно не вернётесь?)

Наблюдательность - свойство из числа абсолютно необходимых журналисту. У самой способности вести наблюдения не может быть выходных и перерывов на обед. От неё, бывает, зависит не только качество будущего материала, но и жизнь. Развивать наблюдательность журналист обязан даже в том приятном случае, если она у вас врождённая, цепкая: способности - это хорошо, но мало, нужен труд и тренировки.

Есть профессиональный приём включённое наблюдение. Это метод сбора информации, когда журналист на определённое время становится частью того сообщества, о котором хочет написать. Например, идёт работать официантом в ресторан и изучает жизнь заведения изнутри, не открываясь своим временным коллегам. Этот маскарад допускается, но его надо отличать от другого, незаконного метода сбора информации: если журналист, например, является в дом к интересующему его человеку под видом водопроводчика, а потом публикует полученные сведения о жилище своего персонажа в своём СМИ, хотя, возможно, именно этот человек и не собирался иметь дела именно с этим СМИ. Папарацци - это незаконно! Даже при том, что им платят порой бешеные деньги.

Наблюдение как способ познания действительности и включённое наблюдение как метод сбора информации - похожие, но разные понятия. Не освоив первого, не стоит и переходить ко второму: нет смысла. Включённое наблюдение надо уметь включать и выключать. Для этого нужен исправный "включатель".

Характеристики исправного включателя многочисленны: например, умение оценить вид и речь наблюдаемого персонажа на его соответствие среде; обнаружив несоответствия, определить степень; способность проанализировать перспективы. Для всего, кроме жизненного опыта, нужна готовность абстрагироваться от собственных эмоций. Интуитивный опыт в определённой мере есть у всех, а вот умение абстрагироваться от эмоций - редкость. ("У-у, гад какой! Не хочу с ним разговаривать!" - вот это исключено. Никаких "гадов", пока вы на работе.)

Обязательно учитесь спокойно воспринимать любую информацию. Подчёркиваю: любую. Спокойно.

Интервью как метод получения информации и как жанр отличаются принципиально: первое - это коммуникативный процесс, организованный в виде вопросов и ответов; второе - оформленный в виде вопросов и ответов результат, предназначенный для обнародования. Сейчас мы поговорим об интервью только как о методе, как об одном из способов получения информации. О жанре - позже.

Заметьте: мы окружены интервьюерами, и мы сами постоянно кого-нибудь интервьюируем!

В дверях метро: "На следующей выходите?" Ответ: "Нет!" Варианты реакции: "Тогда пропустите меня, пожалуйста!" и "Тогда чего стоите на дороге?!" - дают инициатору интервью и его собеседнику очень много информации друг о друге (или, можно сказать, недруг о недруге), на основе которой уже можно принимать решение: молча покинуть опасную зону или продолжить философский спор в духе а ещё шляпу надел... Напомним, что информация нужна человеку, в основном, затем, чтобы принимать решения быстро и правильно.

Для пребывания на пресс-конференции бывает нужна аккредитация в учреждении или организации. Аккредитацию выдают по запросу из редакции, поэтому лучше заранее побеспокоиться о документальном подтверждении вашей причастности к работе в данном СМИ. То есть даже внештатный корреспондент может, имея справку о внештатной работе, позвонить, договориться с пресс-службой и побывать на пресс-конференции по важному для его редакции поводу. А уже пребывание в среде корреспондентов, собравшихся на пресс-конференцию, а также на, предположим, фуршете для журналистов, - это золотая жила знакомств и с коллегами, и с будущими ньюсмейкерами. Эту мысль я подчёркиваю здесь многократно. Чудесное умение оказываться в нужном месте в нужное время нарабатывается и так тоже. Оказавшись в большом собрании, знакомьтесь, берите и давайте визитные карточки, потом изучайте их и - сто процентов! - они пригодятся, когда понадобится что-то уточнить, продвинуться в разработке темы, получить комментарий. Наблюдайте, развивайте нюх, собирайте впечатления! Это собрание визиток, поначалу спонтанное, обязательно сработает когда-нибудь. Только не теряйте их. Не делите на "нужно - не нужно" - всё нужно. В своё время. Застенчивость не входит в профессиограмму журнализма...

У меня так бывало сотни раз: нечаянное знакомство хоть в буфете, в коридоре, на пороге, где угодно, - потом вдруг оказывалось судьбоносным в плане получения ньюсмейкера или нового коллеги. Правило: если вы попали на мероприятие и случайно познакомились с человеком, это - неслучайно. Ваш знакомец тоже почему-то туда пришёл. Скорее всего, вам по пути. Что-то из этого получится!

Я неспроста подчёркиваю, что способность быть "вежливым пылесосом" крайне важна для журналиста. Некоторые мои студенты, сто раз выслушав это моё указание-напутствие на лекциях, ухитрялись потом забыть его и поначалу терялись в людных местах. Как же! Все кругом такие важные! А надо быть просто "спокойным пылесосом". Брать пресс-релизы, распространяемые на конференциях, все информационные материалы, всё это читать или пролистывать и - коллекционировать. В информационных материалах обязательно есть контакты пресс-секретарей начальников, имена причастных данной области чиновников, с которыми вам потом понадобится связаться и по телефону, и по почте, и вам уже не надо будет их разыскивать. Даже если начальник ушёл на другую работу, а пресс-секретарь вообще уехал из вашего города, - неважно. Связь одного человека с другим не может никуда деться. Все связи перемещаются, переходят на другой уровень, - и на новом уровне пригодятся. Даже если вы побывали на мероприятии по вопросам образования, а там вдруг познакомились со специалистом по здравоохранению (химии, физике, космонавтике, живописи и прочему), никогда не упускайте возможности пополнить свою тематическую коллекцию: кто и чем занят в этом мире. В другой раз пойдёте беседовать со спортсменами, артистами, сантехниками, учителями, прокурорами, - а у вас уже есть некоторые сведения, кто с кем связан и откуда эти связи вышли. Оказаться в нужном месте в нужное время будет всё легче и легче. Схема: сначала, пока журналист учится работать, направление указывает редактор, а потом журналист - в идеале - становится знатоком избранного направления (социальные проблемы региона, здравоохранение, образование, правоохранительные органы, культура и т. д.)

Лучше всего писать о том, что вам искренне интересно. Когда хочется писать, например, о работе местной администрации, а приходится интересоваться, скажем, спортом, к которому вы лично не расположены (и наоборот), это вредно для здоровья.

Продолжим разговор о видах интервью.

Социологические опросы проводятся, как правило, по значимым событиям, например, выборам (уличный опрос, он же "глас народа", vox pop), или по горячим следам событий, например, тех же выборов (exit poll, статистический результат, получаемый от всех граждан на выходе из избирательных участков), - всё это тоже интервью как способ. ("За кого вы будете голосовать?" - в первом случае; "За кого вы только что проголосовали?" - во втором. Если гражданин отказывается сообщать о своих предпочтениях, его заносят в графу "отказался").

На основе информации, полученной таким образом, пишутся аналитические статьи, делаются прогнозы; данные уличных интервью включаются в обозрения в любых СМИ, в которых тематически предусмотрено обращение к политике, социальным проблемам, психологии. Бывает, что эти же данные востребуются не сразу, а используются политобозревателем позже в его работе над крупным обобщающим материалом.

Особенно часто к интервью как методу обращаются репортёры информационных агентств, основная работа которых состоит из ежедневного добывания точной и разнообразной информации. Репортёры агентств - это, наверное, самый коммуникабельный слой журналистов: они умеют оказаться в нужном месте в нужное время проворнее других, разговорить кого им угодно, на любую тему, имеют бескрайнюю сеть ньюсмейкеров. Они умеют вести себя подобающим образом с самыми разными людьми!

Ошибки в поведении могут привести к потерям важных ньюсмейкерских контактов, а это для журналиста, ежедневно работающего на новостную ленту, самоубийственно в профессиональном отношении. Иными словами, если вы, получая информацию с помощью интервью, использовали её некорректно, то в конце концов потеряете реноме, доверие, значительность и перспективы.

Репортёр - это супержурналист, бесценное сокровище любой редакции. Чувствовать себя центром притяжения информации (когда она начинает стекать к тебе будто бы сама) - это классно. Но репортёром в душе должен быть вообще любой журналист, даже если он такой философ, что увлекается одними лишь эссе.

В работе журналиста с документами как источниками информации есть несколько основных принципов, которых следует придерживаться неукоснительно.

Документ должен быть подлинным. Если у вас копия, она должна быть заверена лицом, по должности уполномоченным это делать. Видео- и аудиозапись в качестве документа рассматриваются лишь тогда, когда они являются исходниками, то есть не подвергались монтажу.

Работа с архивными документами вообще требует специальных знаний и навыков, поэтому при обработке таких источников следует консультироваться с учёными. Здесь невозможно подробно расписать всю эту технологию. Просто помните: тщательность, осторожность, подлинники.

Документами могут стать, в зависимости от целей сбора информации, даже счета из ресторана, и письма, и бюрократические бумаги, и фотографии (не коллажи), - то есть любые материальные носители, свидетельствующие о том, что некое событие действительно было. Документ совсем не обязательно обнародуется, но он должен быть, если вы собираетесь рассказать о чём-то таком, чего никто не может узнать без вашей помощи и чему никто не поверит без доказательств. В противном случае вы можете попасть под уголовную статью о клевете, или нарушить этические принципы журналистского сообщества, или принести горе в чей-то дом своей небрежностью. Поскольку документ не всегда легкодоступен, то упомянутое ранее правило трёх подтверждений, бывает, в какой-то степени заменяет его, но это чаще относится к будущим событиям ("фирма будет строить дома").

В идеальной качественной прессе всё должно быть подкреплено. Если вы пишете, что господин А женился на госпоже В, то извольте своими глазами повидать свидетельство о браке. В ином случае ваша заметка сгодится только для жёлтой прессы, которая не интересуется точностью, а собирает слухи. Есть крупные массовые издания, содержащие роту юристов, которые постоянно защищают редакцию от судебных исков по обвинению в клевете. Эти газеты сознательно выбирают такой стиль жизни: жертвуют правдой в угоду сенсационности. Такой стиль идёт вразрез с профессионально-этическими документами журналистики, но, увы, там побеждает стремление получить прибыль и тираж любой ценой, что плохо.

Отношение "автор - источник - документ" включается только в момент публикации материала, таково правило. До опубликования вы ещё не попали ни под чью юрисдикцию, но сразу после включается механизм всесторонней оценки вашей деятельности на соответствие сведений действительности. В том печальном случае, если вы говорите неправду или не подтверждаете правду подлинными документами, вы переходите в одну из следующих уязвимых позиций: лжец, провокатор, сплетник, клеветник, манипулятор, непрофессионал. Понятно, что это неравноценные грехи, влекущие за собой различные виды ответственности, но придётся оправдываться, а оправдания всегда ухудшают деловую репутацию. Помните, что сенсация - это, как правило, раздутое до величины слона происшествие величиной с муху.

Читайте законы и этические кодексы, регулирующие журналистское творчество внимательно. Купите текст Закона РФ "О средствах массовой информации" и держите под рукой, чтобы никогда не забывать основные положения.


02.07.2009,
www.viperson.ru



Док. 571926
Перв. публик.: 02.07.09
Последн. ред.: 06.07.09
Число обращений: 0

  • Черникова Елена Вячеславовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``