В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Проси больше - дадут меньше` Назад
`Проси больше - дадут меньше`
На реализацию программы "Дороги Юга России" требуется 2 трлн рублей

Вчера в полпредстве президента в Южном федеральном округе состоялось рассмотрение программы модернизации и развития автомобильных дорог Южного федерального округа до 2005 года. По расчетам директора ГИПРОДОРНИИ Владимира Узлова, стоимость 20-летнего проекта составляет 2,2977 трлн рублей. Впрочем, позднее он сам признался, что цифры серьезно завышены, поскольку разработчики хотели "показать значимость проекта".

Ъ Программа модернизации и развития сети автомобильных дорог Южного федерального округа до 2005 года является составной частью Национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог РФ, разработанной в соответствии с перечнем поручений президента РФ от 8 ноября 2003 года по итогам заседания Госсовета России. Ее рассмотрение планируется провести 6 мая на заседании правительства РФ. Разработчиком программы "Дороги Юга России" является Северо-Кавказский филиал ОАО "Гипродорнии".

Уже в начале совещания первый заместитель министра транспорта и связи РФ Анатолий Насонов предупредил присутствующих, что судьба у программы будет "не очень простая". Консультации с Минфином РФ показали, что налог на добычу полезных ископаемых вряд ли будет принят в качестве источника финансирования дорожных фондов, а снижение ставки ЕСН может привести даже к сокращению выделяемых средств. Поэтому, по выражению министра, образовавшуюся "бюджетную дыру", возможно, придется "латать", в том числе и за счет дорожных статей. Господин Насонов считает, что в необходимости финансирования программы правительство "придется серьезно убеждать, приводя очень веские аргументы".

Впрочем, разработчиков программы "Дороги Юга России" предупреждения замминистра нисколько не смутили. Как пояснил директор ГИПРОДОРНИИ Владимир Узлов, у округа нет другого выхода: транспортная инфраструктура ЮФО уже не успевает удовлетворять потребности рынка, и, в случае если ее развитие затормозят, большинство масштабных проектов, включая транспортный коридор "Север-Юг", станут "как минимум трудновыполнимыми". По его словам, основная проблема автодорожной сети состоит не в ликвидации бездорожья, а в несоответствии технических параметров дорог интенсивности движения. Из общей протяженности федеральных дорог округа только 10% попадают под нормативы 1 категории при средней интенсивности движения в 10-20 тыс. автомобилей в стуки (коэффициент перегруженности составляет 0,7-1 при норме в 0,4-0,5. - ,,Ъ"). В случае если федеральная программа модернизации и развития автодорог РФ будет утверждена, к 2025 году специалисты рассчитывают увеличить протяженность федеральных автотрасс на 12 тыс. километров и довести долю дорог 1 категории до 55% от их общего количества. По расчетам директора ГИПРОДОРНИИ, стоимость 20-летней программы составит 2,2977 трлн рублей.

Услышав сумму, полпред президента в ЮФО Владимир Яковлев перевел взгляд на господина Узлова, однако тот с невозмутимым видом продолжал объяснять, что 1,2369 трлн рублей будет потрачено на строительство и реконструкцию дорог, 442,9 млрд - на ремонт уже существующей автомобильной сети и 279 млрд - на содержание дорог. "Меня спрашивают, почему в ЮФО необходимы такие большие капиталовложения? А все потому, что дороги...". Закончить фразу директору ГИПРОДОРНИИ не дал полпред, попросивший его не рассказывать о необходимости программы, а сконцентрироваться на том, как убедить правительство дать на нее деньги. После этого господин Узлов сделал неожиданное заявление.

- Вообще-то, цифры завышены, - пояснил он, отводя взгляд от Владимира Яковлева. - Это же программа, и мы хотели показать значимость проблемы...".

- Значит, по принципу "проси больше - дадут меньше", - снова перебил докладчика полпред. - Это же в Москве в шок всех приведет.... А как нам попросить ровно столько, сколько нужно?

Владимир Узлов вполголоса пояснил: "Вы меня ставите в такое положение... видимо, мне придется раскрыться... Дело в том, что мы делали 2-е программы: для приведения дорог в порядок мы просили 461,9 млрд рублей, а нам эту сумму зарубили вдвое, поэтому мы вздернули цифры. И сейчас то, что мы запрашиваем, я считаю, что было бы очень здорово, если бы нам это дали". Последняя фраза вряд ли удовлетворила полпреда, и он обратился к залу, предложив высказать свои замечания по проекту. В ответ на это присутствующие региональные чиновники предложили перенести налоговую нагрузку на предприятия, которые пользуются дорогами, и ввести государственное страхование автогражданской ответственности, направив полученные средства в дорожный фонд.

Впрочем, замминистра не воодушевили масштабные проекты. Как он пояснил присутствующим, пока программа представляет собой "свод предложений регионов". "Это убийственный аргумент, - объяснял господин Насонов. - Она будет сразу похоронена в правительстве и больше не вернется к жизни. Поэтому ее разработку надо продолжать в более реальной плоскости". По его словам, представленный вариант программы будет дорабатываться. Намерен ли при этом Минтранс РФ настаивать на уменьшении затребованного объема средств, господин Насонов пояснять не стал.

СЕРГЕЙ КОНОВАЛОВ

www.kommersant.ru

14.04.2004

Док. 571753
Перв. публик.: 14.04.04
Последн. ред.: 01.07.09
Число обращений: 0

  • Насонов Анатолий Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``