В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЗОНЫ ЗАКОНОПОСЛУШНЫХ ГРАЖДАН Назад
ЗОНЫ ЗАКОНОПОСЛУШНЫХ ГРАЖДАН
В ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ ПРЕСТУПНОСТЬ НИЖЕ, ЧЕМ В ЦЕЛОМ ПО СТРАНЕ
Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах (ДРО) МВД России является правопреемником Главного управления внутренних дел на режимных объектах Службы общественной безопасности (ГУВДРО СОБ) МВД России. В гостях у "ВПК" начальник Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД России генерал-лейтенант милиции Владимир ШЛЕМИН.
 
ЛИЧНОЕ ДЕЛОШЛЕМИН Владимир Владимирович
Владимир ШЛЕМИН Фото ДРО МВД России
Родился в 1950 г. в городе Орле. В 1973 г. окончил Ленинградский механический институт (Российский балтийский технический университет). С 1974 г. проходил службу на различных должностях в правоохранительных органах. В 2001-2002 гг. - первый заместитель начальника Главного управления МВД России по Северо-Западному федеральному округу. С 2002 г. по настоящее время - начальник Главного управления внутренних дел на режимных объектах Службы общественной безопасности МВД России, начальник Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД РФ. Награжден орденом Почета, медалями. Женат, имеет дочь, внука.
 
 

- Владимир Владимирович, какова организационная структура департамента, его основные цели и задачи?

- Наш департамент является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации. Как следует из его названия, он создан для обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах. Основная задача департамента - управление и контроль за деятельностью 18 управлений и отделов, созданных в основном по территориально-ведомственному принципу, то есть ответственных за различные территории и направления деятельности. В настоящее время в оперативном обслуживании ДРО находятся объекты, подведомственные 18 федеральным органам исполнительной власти: Министерства обороны, Министерства промышленности и энергетики, Федерального агентства по промышленности, Федерального космического агентства и ряда других. Мы обеспечиваем правопорядок в 41 закрытом административно-территориальном образовании, на арендуемой Россией у Казахстана территории комплекса Байконур, на различных особо важных и режимных объектах, перечень которых утвержден решениями правительства Российской Федерации. А поскольку эти закрытые территории зачастую представляют собой целые города с работающими предприятиями и развитой инфраструктурой: объектами образования, здравоохранения, торговли и культуры, - заселенные большими массами людей, нашим сотрудникам в пределах предоставленных им полномочий приходится решать те же задачи, что и их коллегам из других департаментов и подразделений МВД. Прежде всего, защищать права и свободы граждан, предупреждать, выявлять, пресекать, раскрывать преступления и расследовать уголовные дела. А также предупреждать и пресекать административные правонарушения, охранять общественный порядок, обеспечивать безопасность дорожного движения, осуществлять государственный контроль за оборотом оружия, охранять имущество граждан и организаций. Исходя из этих задач, департамент осуществляет непосредственное руководство Оперативно-розыскным бюро N12, которое работает по таким направлениям, как борьба с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, в том числе и экономическими, противодействие незаконному обороту радиоактивных материалов, незаконному обороту оружия и боеприпасов. Также в непосредственном подчинении у департамента находятся два центра, которые занимаются вопросами оперативного управления органами внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах, кадрами и тыловым обеспечением. Таким образом, структура Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД России, по сути, повторяет структуру самого министерства - в настоящее время это исторически сложившийся многофункциональный организм, прошедший сложный путь эволюции, хотя изначально, с 1947 года, специальные органы внутренних дел создавались лишь как один из элементов системы охраны государственной тайны.

- В последние годы высказывается мнение, что закрытые административно-территориальные образования - отживший анахронизм. А на ваш взгляд, насколько они жизнеспособны?

- ЗАТО сегодня - это незастывшие образования. После перестроечного советского периода они пережили несколько сложных этапов в своем развитии: снижение производства на градообразующих предприятиях, рост безработицы, выживание в новых экономических условиях. А сегодня в связи с увеличением гособоронзаказа они начали вставать на ноги, повысили свою доходность, увеличили число рабочих на предприятиях - в общем, большинство из них вполне вписывается в современную жизнь. Если раньше ЗАТО целиком зависели от центра и федерального бюджета, то теперь, с приобретением статуса городских округов, муниципальных образований, у них появились определенные права, что, в свою очередь, повлияло на их взаимоотношения с субъектами федерации. С учетом развития социальной сферы сейчас происходит пересмотр границ ЗАТО, наблюдаются тенденции к их росту, объединению, закрытию. Например, в Министерстве обороны РФ существует программа совершенствования военных гарнизонов, их сокращения, реструктуризации: Имеется и соответствующее распоряжение руководства страны - проработать вопрос о будущем закрытых территорий. Некоторые чиновники считают, что все ЗАТО лучше ликвидировать, а в Минобороны и Минатоме, наоборот, полагают, что нужно их оставить - на этот счет слишком много разнообразных точек зрения. На мой взгляд, существующим в нынешнем виде ЗАТО альтернативы пока нет, тем более что с учетом угрозы терроризма необходимо принимать дополнительные меры по обеспечению мер безопасности на таких потенциально опасных объектах, как АЭС или предприятия по производству систем вооружения. Конечно, лучше было бы иметь предприятия, оснащенные всеми современными средствами инженерно-технической защиты, а рядом с ними - нормально развивающуюся территорию без каких-либо ограничений. Но в таком случае государству придется затратить значительные финансовые средства и задействовать различные технические ресурсы, чтобы обеспечить надежную защиту этих особо опасных ядерных и прочих производств.

Кроме того, надо учитывать мнение людей. К примеру, есть такой подмосковный поселок Заря, где по закону о ЗАТО запрещена приватизация жилого фонда. Люди, живущие там, требуют: "Снимите с нас ограничения, мы хотим приватизировать свои квартиры...". И их понять можно: они в чем-то ущемлены в правах. А многие жители города Сарова Нижегородской области, наоборот, рады, что до сих пор живут в ЗАТО: детские коляски оставляют на улице, двери автомашин не закрывают - никто не думает о том, что магнитолу или что-то еще могут украсть. Хотя, конечно, временами бывают и такие случаи. Но в принципе психологический климат в этом "закрытом" городе совершенно другой. Любое ЗАТО - это очень сложный механизм, поэтому меня больше всего удивляют предложения решить все проблемы с ЗАТО, как говорится, одним махом. А еще хотелось бы, чтобы при принятии решения о ликвидации ЗАТО в законодательстве был бы предусмотрен переходный период, как минимум на 2 года, чтобы на эту территорию пришел бизнес, чтобы люди имели возможность и время как-то устроить свою дальнейшую судьбу.

- Каким образом эти процессы отражаются на деятельности департамента?

- Ни для кого не секрет, что сегодня подразделения криминальной милиции финансируются из федерального бюджета, а численность и финансирование подразделений общественной безопасности определяются муниципальными бюджетами. С 2008 года планируется осуществить переход всей милиции на финансирование из федерального бюджета. Честно говоря, нам до сих пор удавалось исполнять свои обязанности в полном объеме на местах лишь благодаря нормальным взаимоотношениям с главами территорий и городов. Благо, эти руководители всегда четко осознавали свою долю ответственности за общественный порядок и безопасность граждан.

Поскольку многие предприятия фактически уже давно перешли в гражданскую сферу деятельности, а перечень особо важных режимных объектов давно не пересматривался, мы очень рассчитываем, что этот вопрос наконец-то будет решен с учетом сложившихся ныне реалий. В этом случае нам придется менять и структуру и, может быть, даже численность, поскольку сотрудники нашего департамента имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность лишь на особо важных режимных объектах.

Еще одна наша "головная боль" - лица, совершившие тяжкие преступления, которые, отбыв сроки в местах лишения свободы, возвращаются к местам своего прежнего проживания. Если в советские времена существовали ограничения на проживание таких лиц в ЗАТО, то сейчас эти люди пользуются всеми конституционными правами и свободами наряду с остальными гражданами: возвращаются в свои города, к своим семьям. А поскольку вопрос трудоустройства для них всегда решается очень сложно, мы имеем порой всплески криминальных проявлений. Например, в прошлом году в один из режимных городов прибыло 400 досрочно освобожденных, после чего уличная преступность на этой территории возросла почти в 2 раза. Да, мы принимаем определенные меры профилактического характера, ведем индивидуальную предупредительную работу с такими людьми, содействуем в трудоустройстве где-нибудь в социальной сфере. И там, где лучше руководители подразделений сумели к этим условиям адаптироваться, у нас меньше проблем.

- Как вы оцениваете обстановку на подотчетных территориях: наблюдается рост преступности или же, наоборот, ее спад?

- На тех объектах и территориях, которые обслуживают управления и отделы нашего департамента, в 2006 году было зарегистрировано 32 028 преступлений. Рост уровня преступности отмечается - она на 6,6% больше по сравнению с аналогичным показателем 2005 года. Однако темпы этого роста меньше, чем в целом по России - плюс 8,5%. По структуре преступности идет снижение числа зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений: убийств, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, изнасилований, вымогательств и разбоев. И, наоборот, увеличилось количество преступлений корыстной направленности - разбоев, грабежей и краж, в том числе автотранспортных средств. Каждое четвертое лицо совершает преступление в состоянии алкогольного опьянения. К сожалению, эта тенденция характерна для страны в целом, здесь мы ничем не отличаемся от остальных регионов.

- Раскрытием каких громких преступлений в минувшем году прославились сотрудники вашего департамента?

- Прежде всего хотелось бы вспомнить работу по векселям "Росэнергоатома", когда была прекращена незаконная деятельность генерального директора ООО "Центр конфликтологии "Соломоново решение" и коммерческого директора ООО "Дальсервис-интернейшл", которые занимались изготовлением и сбытом поддельных простых векселей ООО "Концерн "Союзэнергоатомсбыт". Наши сотрудники изъяли из обращения значительное количество таких подделок на сумму более чем 10 миллиардов рублей. В случае, если фальшивые векселя все же были бы предъявлены к оплате, системе кредитно-финансовых отношений и ФГУП "Концерн "Росэнергоатом" был бы нанесен существенный ущерб. Данное уголовное дело уже направлено в суд.

Особое внимание мы уделяем вопросам контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых предприятиям оборонно-промышленного комплекса и ЗАТО по субвенциям и дотациям из федерального бюджета. В рамках этой нашей деятельности также были выявлены злоупотребления главы администрации ЗАТО города Снежинска. Используя служебное положение, слуга народа незаконно изъял из городского бюджета свыше 2 миллиардов рублей, предназначенных для социальных и инвестиционных программ, и передал их коммерческим фирмам, которые за оказанное содействие "подарили" главе администрации иномарку стоимостью 25 тысяч долларов США. В настоящее время это дело тоже находится в суде.

Сотрудников УВД комплекса Байконур хорошо знают на космодроме. Фото ДРО МВД России
Направлено в суд и уголовное дело в отношении начальника отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом администрации ЗАТО города Новоуральска. Там ущерб городскому бюджету составил 6 миллионов рублей. Вначале оперативники возбудили дело о получение взятки в сумме 16 тысяч рублей - за согласование и подписание межевого земельного дела под строительство гаражных боксов. А затем выявили еще 5 эпизодов преступной деятельности этого начальника - по заниженным ценам он сдавал в аренду юридическим лицам земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.

В целом размер установленного нами материального ущерба государству от экономических преступлений составил в 2006 году 665 млн. рублей, однако нам удалось его возместить.

- Насколько эффективно на сегодняшний день налажено взаимодействие ДРО с другими силовыми структурами?

- Все объекты и все территории, на которых мы работаем, являются объектами самого пристального внимания Федеральной службы безопасности РФ, а потому с ней у нас с годами сложилось весьма конструктивное взаимодействие. Хотя, честно говоря, каких-то проблем по взаимодействию с другими силовыми ведомствами я тоже не вижу. Силы-то у нас ограниченные, на обслуживаемые нами объекты и территории других милиционеров никто, извините, не пришлет, поэтому постоянные контакты с командованием частей ВВС, ВМФ, РВСН - это многолетняя сложившаяся практика, естественная форма нашего существования. К примеру, в июне прошлого года наши милиционеры совместно с Внутренними войсками МВД принимали участие в антитеррористическом тактико-специальном учении "Атом-2006" на Кольской АЭС. В июне 2006 года меры, принятые департаментом в Байконуре совместно с другими правоохранительными структурами России и Казахстана, позволили обеспечить правопорядок и безопасность на территории комплекса и города в ходе встречи президентов России и Казахстана, а также при осуществлении запуска непилотируемого космического корабля "Протон". А в ноябре УВД комплекса Байконур уже совместно с подразделениями МЧС России участвовало в командно-штабном учении "Ликвидация аварии, возникшей при запуске ракеты комического назначения "Протон".

- Испытываете ли вы проблемы с комплектованием кадров, проходящих службу на закрытых территориях и режимных объектах?

- В целом по департаменту у нас некомплект небольшой - в пределах 9%. На наш взгляд, основная причина этого некомплекта в нерешенности ряда социально-бытовых проблем. Заработная плата гражданских рабочих и служащих на градообразующих предприятиях в среднем в 2 раза превышает зарплату сотрудника органов внутренних дел. В настоящее время старший оперуполномоченный, капитан милиции с десятилетней выслугой получает на руки с учетом всех дополнительных выплат около 11 тысяч рублей в месяц, а милиционер патрульно-постовой службы, сержант милиции с пятилетней выслугой - до 8 тысяч рублей. Нехватка милиционеров ощущается в основном в больших городах-мегаполисах. Кто из молодых людей пойдет служить за столь малые по столичным меркам деньги? Московское правительство, конечно, доплачивает ежемесячно милиционерам столичного ГУВД, однако на сотрудников наших отделов, которые обслуживают "ГКНПЦ имени М. В. Хруничева", "Энергию" и ряд других крупных промышленных предприятий в Москве, эти субсидии не распространяются. На наши неоднократные обращения к столичным властям те отвечают, что федеральных милиционеров должен содержать федеральный бюджет. Предприятия, на которых находятся наши подразделения, тоже ничем не могут помочь - выплаты милиционерам по законодательству являются нарушением финансовой дисциплины. А вот губернатор Борис Громов отдал распоряжение осуществлять дополнительные выплаты всем без исключения милиционерам, кто несет службу в Московской области, правда, около тысячи рублей.

Как и в целом по стране, квартирный вопрос актуален и для нашего департамента - более тысячи сотрудников нуждаются либо в жилье, либо в улучшении жилищных условий. Раньше, например, с переездом на новое место жительства из одного города в другой за милиционером бронировалась жилплощадь, но сегодня мы такой льготой не пользуемся. Или если мы заключали договор на охрану предприятия и сопровождение специальных грузов, то в договор (и законодательство это предусматривало) включался раздел об обязательном обеспечении жильем. На этот счет были приняты соответствующие постановления ЦК КПСС, Совета министров СССР, и все они работали. Сегодня этой льготы тоже нет, вот на местах и возникает вопрос, как и у всего МВД, с обеспечением служебным жильем. Единственная льгота - отслужив 10 лет в ЗАТО, расположенном где-нибудь на Крайнем Севере, милиционер, впрочем, как и любой житель этого северного города, может претендовать на отселение и получение квартиры от государства в Центральной России. В Москве, конечно же, не дадут, а в Смоленской, Нижегородской или какой другой области вполне вероятно - туда люди переезжают. Однако будь ты участковый милиционер, отработавший 10 лет в каком-нибудь военном городке в глухом углу Подмосковья, и уже никакого социального жилья не получишь! А сегодня мы сталкиваемся еще и с такой проблемой - ЗАТО, на которое распространялись льготы по отселению, закрыли, но остались люди, у которых меньше десяти лет выслуги - как с ними быть?..

- Ваши пожелания подчиненным накануне профессионального праздника - 60-летия создания органов внутренних дел на режимных объектах, который будет отмечаться 17 февраля?

- Поздравляю с этой круглой датой весь личный состав департамента и подчиненных подразделений, которые своим профессионализмом, борьбой с преступностью снискали уважение и признательность многих тысяч людей, связавших свою судьбу с Вооруженными Силами и обронно-промышленным комплексом! От всей души поздравляю и ветеранов! Мы, действующие сотрудники, высоко ценим их вклад в дело становления и развития системы органов внутренних дел на режимных объектах нашей страны, а также глубоко благодарны им за издание в последние годы целой серии книг о специфике нашей работы.
 

Вадим УДМАНЦЕВ

 

 

www.vpk-news.ru



Док. 571653
Перв. публик.: 01.07.07
Последн. ред.: 01.07.09
Число обращений: 0

  • Шлемин Владимир Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``