В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ситуация на Ближнем Востоке Назад
Ситуация на Ближнем Востоке
Тема нашего разговора - ситуация на Ближнем Востоке. Кто-то скажет: вот вы опять не про Россию, не про ее экономику, политику и так далее, а про Ближний Восток. К сожалению, Ближний Восток - это общемировая проблема. И пока она не будет решена, вряд ли все мы можем спать абсолютно спокойно. В студии - профессор Института востоковедения Российской академии наук Ирина Звягельская, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский и руководитель Центра стратегических исследований религий и политики современного мира Максим Шевченко.

-Часто в тех же новостях можно слышать: "военная операция Израиля в Ливане", либо "война на Ближнем Востоке". Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас сказал, как вы считаете, это военная операция Израиля или это все-таки уже война на Ближнем Востоке? И как-то обосновать свое мнение.

ЗВЯГЕЛЬСКАЯ: Я полагаю, что здесь нет принципиальной разницы в данном случае, для меня, во всяком случае. Что касается масштабов, что касается потерь, что касается интенсивности военных действий, сил, втянутых в это противостояние, можно это называть войной. Операция обычно предполагает, что это некое кратковременное действо, вводятся войска или осуществляется бомбежка определенного объекта, потом они отходят или прекращают эти действия и дальше начинается новый этап. То, что мы сейчас видим, это больше, на мой взгляд, напоминает войну. Хотя, я еще раз говорю, это не очень принципиально.

САТАНОВСКИЙ: Что мы думаем по этому поводу, совершенно безразлично. На Ближнем Востоке для тех людей, которые там живут, безусловно, идет война, поскольку обстрелу подвергается почти вся территория Ливана. И достаточно серьезные потери и в инфраструктуре, и у гражданского населения. Для ливанцев это, конечно, война. И война чрезвычайно серьезная, которая может распространиться, не дай бог, на Сирию. А для израильтян это первая со времен войны за независимость война, при которой подверглась ударам уже половина территории Израиля. При которой полмиллиона человек сидит в бомбоубежищах, около миллиона человек являются беженцами, потому что беженцы-то не только в Ливане. Израильтяне просто с этим справляются самостоятельно. Чрезвычайно жесткий, беспрецедентный прессинг на израильскую территорию. Уже более двух, почти три тысячи ракет упали на израильские города. А на севере экологию придется восстанавливать лет 50-60. Там сгорело более миллиона деревьев. Точно так же, как в Ливане катастрофа с нефтяным пятном, которое все восточное Средиземноморье сегодня залило. Конечно, это война. И это война чрезвычайно жестокая, это война чрезвычайно долгая. И, с моей точки зрения, в этой войне пока что единственный, кто выигрывает, Тегеран. Потому что де-факто это первая ирано-израильская война. И не понимать этого - ну, будет весьма грустно.

ШЕВЧЕНКО: Я очень рад, что мои коллеги употребляют слово "война", поскольку между понятиями "война" и "военная операция" есть существенная политическая разница. Война может быть только между противниками равного политического статуса. Не бывает войны против того противника, которого ты не считаешь государством или не считаешь субъектом международного политического пространства. Если это война, тогда те, с кем воюет Израиль, являются абсолютно равноправными и равнозначными для Израиля оппонентами. Это война против государства Ливан, частью которого и частью обороны которого, как говорят высокопоставленные руководители государства Ливан от президента до министра обороны, частью обороны которого является военная структура "Хезболлах". Нельзя выделять "Хезболлах" из общеполитической и военно-политической системы Ливана. Ливан - уникальное государство, таких, наверное, в мире больше нет, он строится на союзе общин. Каждая община традиционно имеет свои вооруженные силы, это было и до гражданской войны, и во время гражданской войны. Это актуализировалось. То, что называется ливанской армией, это, собственно говоря, маленькие полицейские силы, которые призваны, скорее, согласовывать отношения между большими вооруженными силами четырех общин: шиитов, суннитов, христиан и друзов. Поэтому, естественно, это нападение Государства Израиль, вторжение на территорию суверенного государства Ливан, это полномасштабная война на Ближнем Востоке.

http://old.radiomayak.ru

Док. 571562
Перв. публик.: 05.08.06
Последн. ред.: 30.06.09
Число обращений: 0

  • Звягельская Ирина Доновна
  • Шевченко Максим Леонардович
  • Сатановский Евгений Янович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``