В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Общественная палата получила контроль над властью Назад
Общественная палата получила контроль над властью
5 августа Владимир Путин подписал Указ "О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ". Формировать эти советы поручено Общественной палате Российской Федерации.

У нас в студии председатель комиссии Общественной палаты по вопросам социального развития Александра Очирова.

- Итак, указ президентом подписан. Скажите, пожалуйста, от кого шла инициатива: от президента, от законодательных органов или от Общественной палаты?

ОЧИРОВА: Я думаю, что, поскольку это указ президента, это воля президента. Другое дело, что этот указ идет в соответствии со статьей 20 частью 2 закона "Об Общественной палате", который был принят в прошлом году в апреле. И в этом законе, как известно, одна из главных функциональных обязанностей Общественной палаты и ее право - это общественный контроль над властью. Значит, идет уточнение данного положения, расширение полномочий Общественной палаты. И я думаю, что те обсуждения, которые шли по данной теме, по направлениям деятельности Общественной палаты с привлечением общественного контроля над властью, как раз поставили в повестку дня необходимость создания таких советов. Потому что и на пленарных заседаниях Общественной палаты, и на заседаниях комиссий всегда понятие "общественный контроль" является системообразующим. И мы в комиссиях, и в моей комиссии, очень часто сталкиваемся с необходимостью его использовать на практике.

- Общественная палата будет осуществлять контроль, более того, в состав этих общественных советов могут войти как сами члены Общественной палаты, так и предложенные членами палаты члены независимых некоммерческих организаций. То есть общественный контроль монополизирован Общественной палатой. Никто не сомневается в необходимости его, но...

ОЧИРОВА: Общественная палата Российской Федерации представляет общество. Видимо, президент как гарант страны и как человек, очень хорошо понимающий каким образом должна развиваться страна и в каком направлении, понимает, что состояние гражданского общества является одним из показателей национальной безопасности страны. И без общественного контроля, без участия общества в формировании политики и внутренней, и внешней невозможно сделать эту политику эффективной. Состояние силовых структур, которые находятся под управлением президента, необходимость решения социальных проблем, потому что очень многие военные находятся просто на уровне бедности, отрицательные явления, как дедовщина, которая упоминается в средствах массовой информации, правонарушения, коррупция, кадровая политика - это все очень серьезные вещи, которые президент, видимо, имел в виду, когда поставил этот вопрос. С другой стороны, очень приятно, что президент хочет быть с народом, потому что, как показывают его акты, указы, направления деятельности, которые он предлагает исполнительной власти, законодательной власти, он в принципе понимает, в каком направлении должна идти страна, но он не хочет это делать без общества. И правильно делает.

- В силах ли Общественная палата заниматься в том числе и этим контролем? Сколько сейчас членов Общественной палаты?

ОЧИРОВА: Общественная палата - общественное образование. 146 человек. Это представители общественных организаций. В формировании Общественной палаты принимало участие более полутора тысяч общественных организаций, причем это были самые лучшие организации.

- 146 членов Общественной палаты. Огромное количество вопросов стоит перед ними. Был в свое время такой лозунг, который использовал Борис Николаевич Ельцин, президент России: "Берите суверенитета, сколько можете". И все брали суверенитет, а унести не могли. Те полномочия, которыми наделены в данном случае члены Общественной палаты, унесут, донесут?

ОЧИРОВА: Я думаю, что донесут, и донесут с удовольствием. Донесут к формуле принятия решений и формирования нашей социальной политики, нашей внутренней политики, нашей внешней политики. И я думаю, что на самом деле без участия общественных организаций это сделать невозможно.

Общественная палата не обладает правом законодательной инициативы, она не обладает правом вето. Но она обладает экспертной функцией и обладает общественным контролем. И вот сейчас, поскольку слово "безопасность" ассоциируется во всех словарях и у всех людей, народов, как правило, с безопасностью границ, экономической мощью, силовыми структурами, это как раз очень хорошо, что вышел такой указ, потому что он показывает доверие президента к Общественной палате и обществу.

- А как вы можете прокомментировать слова своего коллеги по Общественной палате Алексея Чадаева, который сказал, объясняя, для чего необходим этот указ президента и общественный контроль, что "силовые структуры предельно лояльны президенту, однако плохо управляемы, поэтому президент заинтересован во внешнем союзнике в нашем лице"? Лояльность при плохой управляемости - это такая гремучая смесь, на мой взгляд.

ОЧИРОВА: Я думаю, что президент очень хорошо управляет страной. С учетом той формулы, которую вы процитировали, от Бориса Николаевича идущей, с учетом тех проблем, которые возникли на базе реформ, президент укрепил государственность. Я не думаю, что кто-то будет с этим спорить.

Вообще весь народ относится лояльно к президенту. Потому что, если вы будете разговаривать с обычными людьми - мы, например, осуществляем такой мониторинг лицом к лицу в различных субъектах Федерации, - у президента очень высокий рейтинг. И не надо даже ссылаться, кто проводит этот мониторинг. И это, видимо, момент доверия президенту. Потому что президент сделал очень серьезные вещи, на которые, может быть, даже социологи не надеялись. И поэтому да, лояльно. И силовые структуры должны относиться лояльно к президенту, потому что это положение закреплено в Конституции.

- Но при этом хорошо бы, чтобы они еще эффективно управлялись.

ОЧИРОВА: Я думаю, что вообще проблема управления - это сложная вещь. И общественный контроль - это не вмешательство в какие-то тайны, с которыми связаны эти структуры, военные тайны и тайны национальной безопасности. Это общественный контроль над состоянием каких-то других проблем, которые возникают, как правонарушения, как социальные проблемы. Потому что, к сожалению, мы хорошо знаем в нашей комиссии, что военные не обеспечены жильем, что у них низкая заработная плата. И Общественная палата ставила на своем пленарном заседании особо этот вопрос. И вопрос кадровой политики. Потому что в стране, к сожалению, это отсутствует. Я думаю, Владимир Владимирович очень хорошо это понимает, что и кадровая политика, связанная напрямую с управлением, ее надо менять по принципу профессионализма и ответственности.

- Есть еще один аспект. Общественный контроль в нашей стране - это разрешенный сверху общественный контроль. Получается, что есть довольно много структур, которые общество контролировать изнутри, снизу не может. То есть на это должна быть такая монаршая воля. Можно ли указы президента, некие подзаконные акты разработать на каждый случай? Вот здесь так повезло с силовыми ведомствами, что Путин подписывает 5 августа указ о создании консультативных советов.

ОЧИРОВА: Я хочу сказать, что уже такие решения были относительно других министерств и ведомств, и уже такие советы есть. Если я не ошибаюсь, есть такой совет даже в законодательной власти, в Государственной Думе. И в Совете Федерации, и в Министерстве регионального развития, возглавляет Яковлев. Есть советы и в Министерстве социального развития. Такой документ был выпущен, как я знаю, в прошлом году. Другое дело, что мнение этих советов должно быть если и не определяющим, решающим, то должно учитываться. Такие советы существуют в регионах. Вот я, например, возглавляю такой совет в Москве и продолжаю его возглавлять. И я думаю, что формула принятия решений относительно проведения политики в стране не должна вырабатываться без участия народа, потому что приоритеты, которые несет в себе народ, по части преодоления каких-то проблем, с которыми он сталкивается, обеспечения его прав - это самые главные приоритеты. И должна быть ответственность перед народом.

- В указе президента речь идет прежде всего о силовых структурах, которые находятся непосредственно под его управлением. В прямом подчинении у главы государства находятся: МВД, Минобороны, ФСБ, Служба внешней разведки, МЧС, Минюст, Министерство иностранных дел, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, ФСО. Кто впустит туда общественный контроль?

ОЧИРОВА: Несколько тематических заявок на то, чтобы там был общественный контроль: проблемы, связанные с экологией, проблемы, связанные с человеческим фактором (например, в МЧС).

- То есть вас вглубь не допускают. Вам все равно для контроля оставляют узкий берег моря.

ОЧИРОВА: Я думаю, что технологии реализации того, что было в данном указе, они будут рассматриваться советом и будут приниматься самым тщательным образом. Потому что есть вещи, куда в принципе и не должны быть допущены. Это ограничено пределами государственной тайны.

- А как вы себе представляете это разграничение? Потому что вопрос дедовщины понятен и очевиден...

ОЧИРОВА: Правонарушение негосударственное, коррупция негосударственная. А вот военные технологии - это государственная тайна, которая должна тщательно охраняться законом. За раскрытие этой тайны человек должен отвечать. Вот туда Общественная палата не должна вмешиваться и не может вмешиваться. Палату должен интересовать общественный ракурс контроля, который выходит на данное ведомство.

- И кто определит этот ракурс? Члены Общественной палаты скажут, что мы хотим вот это проконтролировать? Или силовые ведомства скажут: вот до этого кабинета, до этой бумажки?

ОЧИРОВА: Я думаю, что, с учетом специфики министерств, состав, который будет предлагаться Общественной палатой, он будет очень тщательно продуман. Там будут ученые, там будут и военные, которые находятся в отставке, потому что, к сожалению, кадровый потенциал, профессиональный потенциал их не использован. Это люди, которые уже находятся не на государственной службе, но которые возглавляют, многие из них, общественные организации. Я хочу сказать, что в нашем гражданском обществе есть все, чтобы это использовать хорошо.

http://old.radiomayak.ru

viperson.ru

Док. 571561
Перв. публик.: 08.08.06
Последн. ред.: 24.12.10
Число обращений: 0

  • Очирова Александра Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``